Статья 200. комиссионная
судебная экспертиза. 1. комиссионная
судебная экспертиза производится не менее
чем двумя экспертами одной специальности.
комиссионный характер экспертизы
определяется следователем либо
руководителем экспертного учреждения,
которому поручено производство судебной
экспертизы.
2. Если по результатам
проведенных исследований мнения экспертов
по поставленным вопросам совпадают, то ими
составляется единое заключение. В случае
возникновения разногласий каждый из
экспертов, участвовавших в производстве
судебной экспертизы, дает отдельное
заключение по вопросам, вызвавшим
разногласие. Комментарий к статье 200 1.
УПК различает случаи проведения экспертизы
комиссией экспертов одной (комиссионная
экспертиза) и разных специальностей
(комплексная экспертиза - ст. 201). Комиссия
может состоять из двух и более экспертов,
проводиться в рамках одного или нескольких
экспертных учреждений. В последнем случае
возможно выделение ведущего
судебно-экспертного учреждения. 2.
Необходимость комиссионного исследования
представленного на экспертизу объекта
(объектов) и материалов уголовного дела
предопределяется особой сложностью и
разносторонностью предстоящих
исследований, и обычно решение о таком
характере судебной экспертизы принимает
руководитель экспертного учреждения по
собственной инициативе. В этом случае
руководитель заблаговременно доводит до
лица, назначившего экспертизу, необходимые
сведения об экспертах, включенных в состав
комиссии. Состав комиссии объявляется
лицам, имеющим право заявлять отвод
эксперту. Некоторые виды экспертиз (в
частности, судебно-психиатрическая)
согласно действующим положениям
проводятся только комиссиями экспертов.
Следователь вправе требовать проведения
экспертного исследования несколькими
экспертами, комиссионно также в тех
случаях, когда назначаемая им экспертиза
является повторной (см. комментарий к ст. 207
УПК). Кроме того, комиссионная экспертиза
может назначаться в случае удовлетворения
обоснованного ходатайства о том
обвиняемого (подозреваемого), его
защитника, иных лиц, которые вправе
знакомиться с постановлением о назначении
экспертизы (ст. 195, 198 УПК). 3. УПК не
регламентирует непосредственно порядок
производства комиссионной экспертизы. Ряд
правил, касающихся организации и
проведения комиссионных судебных
экспертиз, закреплены в Федеральном законе
"О государственной судебно-экспертной
деятельности в РФ" (ст. 21 - 22). Если
комиссионная экспертиза осуществляется в
государственном судебно-экспертном
учреждении или нескольких учреждениях, то
ее организация и производство возлагаются
на руководителя данного экспертного
учреждения или соответственно на
руководителей нескольких экспертных
учреждений, сотрудники которых участвуют в
проведении экспертизы. Из числа экспертов
может выбираться лицо, на которое
непосредственно возлагается организация
экспертизы. Однако такой
эксперт-организатор не приобретает
каких-либо особых процессуальных функций и
полномочий, помимо тех, которые имеет
каждый эксперт, входящий в комиссию.
Комиссия экспертов предварительно
согласует цели, последовательность и объем
предстоящих исследований, исходя из
поставленных перед ней вопросов. Каждый
из экспертов, входящих в состав комиссии,
независимо и самостоятельно проводит
исследования в полном объеме, оценивает
результаты проведенных исследований и
формулирует выводы по поставленным
вопросам в пределах своих специальных
познаний. После чего комиссия совместно
оценивает, анализирует полученные
результаты и делает выводы. 4.
Комментируемая статья четко определяет
порядок составления заключения
комиссионной экспертизы. По итогам
исследований экспертная комиссия может
прийти к общему мнению или мнения экспертов
могут разделиться. В первом случае
составляется общее заключение или общее
сообщение о невозможности дачи заключения,
которое подписывают все эксперты,
включенные в состав экспертной комиссии.
Если между судебными экспертами имеют
место разногласия, касающиеся, к примеру,
методики исследования, оценки полученных
результатов или характера и формулировки
итоговых выводов, каждый из экспертов,
участвовавших в производстве судебной
экспертизы, дает отдельное заключение по
вопросам, вызвавшим разногласие. Данное
правило существенно отличается от нормы,
содержащейся в ст. 22 Федерального закона "О
государственной судебно-экспертной
деятельности в РФ". Указанная статья, в
частности, предусматривает, что в случае
возникновения разногласий между
экспертами каждый из них или эксперт,
который не согласен с другими, дает
отдельное заключение. Такой альтернативный
способ оформления результатов
комиссионной экспертизы при определенных
условиях (значительный численный состав
комиссии при общем согласии по
поставленным вопросам большинства
входящих в нее экспертов и т.п.), очевидно,
более рационален, учитывая, что снимаются
многие технические проблемы, связанные с
ненужным дублированием аналогичных по
своему содержанию и выводам экспертных
заключений. Вместо этого эксперты могут
составить одно заключение, отражающее их
общее, согласованное мнение по отдельным
поставленным на разрешение экспертизы
вопросам. Эксперт, который пришел к
несовпадающим или отличным от общего
мнения выводам, составляет свое отдельное
заключение. Оба заключения в этом случае
направляются лицу, назначившему
экспертизу. При необходимости в целях
устранения противоречий и неясности в
экспертном заключении указанное лицо
вправе назначить повторную экспертизу,
поручив ее проведение другой комиссии
экспертов.