Статья 199. порядок направления материалов уголовного дела для производства судебной экспертизы. 1. при производстве судебной экспертизы в экспертном учреждении следователь направляет руководителю соответствующего экспертного учреждения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, необходимые для ее производства.

2. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления поручает производство судебной экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
3. Руководитель экспертного учреждения вправе возвратить без исполнения постановление о назначении судебной экспертизы и материалы, представленные для ее производства, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат.
4. Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.
5. Эксперт вправе возвратить без исполнения постановление, если представленных материалов недостаточно для производства судебной экспертизы или он считает, что не обладает достаточными знаниями для ее производства.
Комментарий к статье 199
1. Судебная экспертиза осуществляется: а) государственными судебно-экспертными учреждениями по их профилю, определяемому соответствующим федеральным органом исполнительной власти; б) иными экспертными учреждениями или в) вне экспертного учреждения экспертами из числа лиц, обладающих необходимыми для дачи заключения познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле.
В настоящее время действуют экспертные учреждения Минюста России (федеральный центр судебной экспертизы и его региональные подразделения, лаборатории судебной экспертизы), экспертные подразделения системы МВД России (экспертно-криминалистический центр МВД России, экспертно-криминалистические управления (отделы, лаборатории) МВД, УВД субъектов РФ), ФСБ России, ГТК России, Минобороны России. Судебно-медицинские экспертизы проводятся в судебно-экспертных учреждениях и специализированных подразделениях Минздрава России <*>.
--------------------------------
<*> См.: Криминалистика: Учеб. / Под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. СПб.: Изд-во "Лань", 2001. С. 602 - 603.
2. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" не допускается организация и производство судебно-психиатрической экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения.
3. Постановление о назначении экспертизы и необходимые для ее производства материалы дела и объекты исследования направляются руководителю соответствующего экспертного учреждения или непосредственно негосударственному эксперту, если экспертиза проводится вне экспертного учреждения.
При производстве экспертизы руководитель экспертного учреждения осуществляет процессуальные и административные (служебные) функции, причем последние являются производными и подчинены процессуальным требованиям <*>. Часть прав и обязанностей руководителя экспертного учреждения, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, могут осуществлять его заместители или руководители соответствующих структурных подразделений экспертного учреждения.
--------------------------------
<*> См.: Шляхов А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. М.: Юрид. лит., 1979. С. 53.
УПК, в отличие от действовавшего ранее УПК РСФСР, более подробно регламентирует правовой (процессуальный) статус руководителя экспертного учреждения. Руководитель экспертного учреждения после получения постановления обязан поручить производство судебной экспертизы конкретному эксперту или экспертам из числа работников данного учреждения, о чем он должен незамедлительно уведомить следователя, разъяснить указанным лицам права и обязанности эксперта, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством. По поручению следователя руководитель экспертного учреждения предупреждает эксперта (экспертов) об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Об этом отбирается соответствующая подписка, которая затем направляется вместе с заключением эксперта следователю, иному лицу или органу, назначившему экспертизу.
Заметим, что ч. 2 комментируемой статьи содержит исключение из данного правила для руководителей государственных судебно-экспертных учреждений. Это противоречит положениям Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ", обязывающего последних по поручению лица, назначившего экспертизу, разъяснять экспертам их права, обязанности и ответственность, установленную законом (ст. 14). В то же время согласно ч. 1 ст. 7 УПК суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему Кодексу. И потому данное исключение, если оно будет сделано таким руководителем, не может быть расценено как нарушение уголовно-процессуального закона.
Руководитель экспертного учреждения вправе (и это является новеллой комментируемой статьи) вернуть без исполнения постановление о назначении экспертизы и представленные для ее производства материалы с указанием мотивов возврата в том случае, когда: а) в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности; б) нет необходимой материально-технической базы; в) отсутствуют специальные условия для проведения исследований.
Федеральным законом "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" предусмотрены дополнительные права и обязанности для руководителя государственного судебно-экспертного учреждения (ст. 14, 15 Закона). Он обязан, в частности: а) обеспечивать контроль над соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований; б) по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела лицу, назначившему судебную экспертизу; в) обеспечивать условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов; г) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством экспертизы (в т.ч. содержание экспертного заключения), сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; д) обеспечить необходимые для проведения исследований условия.
Закон также устанавливает ряд ограничений для руководителя государственного судебно-экспертного учреждения. Он не вправе истребовать без постановления о назначении экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства экспертизы, без согласования с лицом, назначившим экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в возглавляемом им учреждении, и давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе. В случае возникновения разногласий между экспертом и руководителем экспертного учреждения по поводу проводимой экспертизы (например, относительно использованных методик, полноты исследования и т.д.) последний вправе письменно изложить свои возражения и направить их вместе с заключением эксперта лицу, назначившему экспертизу.
Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения вправе: а) ходатайствовать перед следователем, лицом, назначившим экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные познания необходимы для дачи заключения; б) организовывать производство экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении о назначении экспертизы; в) требовать возмещения понесенных в связи с организацией и производством экспертизы расходов.
4. Основные процессуальные права и обязанности судебного эксперта установлены ст. 57 УПК. В соответствии с положениями Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности" эксперт также обязан: а) принять к производству порученную ему руководителем экспертного учреждения экспертизу; б) провести полное исследование представленных ему объектов, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам; в) в случае если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, либо объекты исследований и материалы дела непригодны или недостаточны для проведения исследований и эксперту отказано в их дополнении, либо современный уровень развития науки не позволяет ответить на поставленные вопросы - составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение и направить его лицу, назначившему экспертизу; г) не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, сообщать кому-либо, кроме следователя, лица, назначившего экспертизу, о ее результатах; д) немедленно прекратить производство экспертизы при наличии оснований к его отводу. Государственный судебный эксперт помимо этого не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы непосредственно от каких-либо органов и лиц, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, осуществлять судебно-экспертную деятельность в качестве негосударственного эксперта.
Эксперт также вправе делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или показаний, в случае если участник процесса мешает проведению экспертизы приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим экспертизу, об отмене разрешения указанному лицу присутствовать при производстве экспертизы. Эксперт вправе группировать, уточнять поставленные перед ним вопросы, не изменяя их смысла, при необходимости обращаться к лицу, назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания <*>.
--------------------------------
<*> Приказ МВД России от 01.06.93 N 261.
Государственный судебный эксперт вправе ходатайствовать перед руководителем государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения.
5. В том случае, если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения (к примеру, в связи с тем, что последнее не осуществляет экспертиз назначаемого следователем класса и вида либо следователь удовлетворяет заявленное заинтересованными лицами ходатайство о привлечении в качестве эксперта конкретного сведущего лица, не являющегося государственным экспертом), следователь разъясняет эксперту его права, обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК, а также предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ. О разъяснении эксперту его прав и обязанностей, ответственности делается соответствующая отметка в постановлении о назначении экспертизы, удостоверяемая подписью сведущего лица.
Следователь предварительно до вынесения постановления о назначении экспертизы удостоверяется в личности и компетентности лица, которому предполагается поручить ее производство (наличие определенного образования и специальной подготовки, стаж практической работы, его профессиональная и научная репутация и пр.), выясняет его отношения с лицами, участвующими в деле, проверяет отсутствие оснований для его отвода.
6. Негосударственный эксперт, осуществляющий экспертизу вне экспертного учреждения, пользуется правами и несет предусмотренные законом обязанности в том же объеме, что и государственный судебный эксперт.

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также