Права и свободы

Н. КОЛОКОЛОВ
Никита Колоколов, судья Верховного Суда РФ, к.ю.н., доцент.
До недавнего времени правовой статус задержанных за совершение административного правонарушения практически не был определен. Отдельные регламентации зачастую игнорировались правоприменителями в виду своей надуманности и нереальности их исполнения на практике. В связи с чем многие насущные вопросы, связанные с задержанием и правами задержанных, остались не до конца решенными.
Часы бегут, и срок идет
В силу ч. 1 ст. 242 КоАП РСФСР по общему правилу срок административного задержания не мог превышать трех часов. Однако как выдержать эти три часа, если большинство наших граждан, например оказавших злостное неповиновение законному распоряжению работника милиции (ст. 165 КоАП РСФСР), поступало в отделы внутренних дел в период с 22 до 24 часов, а суды начинали рассматривать их дела только на следующий день, с 9 утра?
Спрашивается, где же весь этот период времени должно пребывать лицо по ст. 165 КоАП РСФСР? До 1 июля 2002 г. это место в законодательстве определено не было.
Считалось, что и милиция, и суд успевают завершить производство по административному делу вовремя. Между тем и милиция, и суды работали, как теперь принято говорить на базе международного права, в разумные сроки.
Конституция РФ 1993 г. небрежно уравняла в правах всех задержанных: и по уголовным делам, и повинных лишь в употреблении нецензурных слов в общественном месте. Согласно ч. 2 ст. 22 нашего Основного закона лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения на срок более 48 часов.
Неудивительно, что названная конституционная норма вскоре нашла свое закрепление и в отраслевом законодательстве. В соответствии с ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ 2001 г. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, с 1 июля 2002 г. может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов.
Время увеличивается...
Как видим, по существу имело место не более чем законодательное закрепление давно сложившейся правоприменительной практики. Об этом, наверное, не стоило бы и писать, если бы законодатель сразу дал бы ответ: где все же лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, будет коротать часы с момента фактического задержания до его появления перед судьей. На практике, как видим, это 10 - 12 часов. По Конституции РФ их может быть целых 48!
В отношении задержанных в России долгое время существовал двойной стандарт. Лица, подозреваемые в совершении уголовно наказуемого деяния, в отличие от их менее социально опасных собратьев содержались до суда в изоляторах временного содержания. Они имели право на место для сна и пищу.
Несомненно, что вне зависимости от тяжести совершенного им правонарушения человек, гражданин имеет равное право на отношение к нему государства. Данный принцип давно общепризнан и должен был быть воспроизведен в отечественном законодательстве.
В соответствии со ст. 27.6 КоАП РФ 2001 г. задержанные лица должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях органов. Данной нормой Правительству РФ предписывалось определить условия содержания задержанных, нормы их питания и медицинского обслуживания.
15 октября 2003 г. за N 627 появилось соответствующее Постановление Правительства РФ. В п. 2 Постановления поясняется, что задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Федерации и именуемых специальными помещениями. Как видим, Федеральный закон отсылает нас к Постановлению Правительства, а Постановление - к неким федеральным органам власти.
Наблюдается прогресс
Тем не менее в сфере содержания задержанных за совершение административных правонарушений присутствует некий прогресс. Пункт 4 анализируемого Постановления Правительства РФ приравнивает их по уровню питания к осужденным к лишению свободы, а также к лицам, находящимся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях МВД РФ. Узаконено также и питание задержанных родственниками, которые могут передавать им продукты.
Государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения вменено в обязанность лечить задержанных (п. 5). В то же время функция выявления у задержанных психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний по-прежнему сохранена за лицами, осуществляющими задержание, то есть начальниками милиции.
В силу п. 7 в специальном помещении раздельно размещаются:
- лица мужского и женского пола;
- несовершеннолетние и совершеннолетние лица;
- лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.
Когда-нибудь эти специальные помещения будут созданы, а пока такие условия есть далеко не в каждом отделении милиции.
Постановление Правительства РФ (п. 8) прямо запрещает размещать в специальных помещениях лиц с травмами (заболеваниями), состояние которых оценивается как "тяжелое" либо "средней тяжести"; страдающих сахарным диабетом средней и тяжелой степени, беременных женщин, взрослых, имеющих детей до 14 лет, при невозможности их передачи родственникам, иным законным представителям.
Правда, доказывать наличие соответствующего заболевания им придется либо соответствующими справками, которые они должны предусмотрительно с собой захватить и не потерять, либо они должны убедить в наличии заболевания (беременности) врача скорой медицинской помощи (п. 9).
Задержанные лица располагаются на скамьях (диванах). Если административное задержание затянется на срок более трех часов, то в ночное время лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны предложить место для сна. Норма площади на одного задержанного - не менее двух квадратных метров (п. 11).
В отопительный сезон температура в камере должна быть не ниже + 18 градусов по Цельсию. Всю ночь в ней будет гореть свет (п. 13). За поведением задержанных должно быть организовано непрерывное наблюдение (п. 10). Выведение для отправления естественных надобностей осуществляется под конвоем.
Как видим, тюрьма, пусть и на короткий срок, она и есть тюрьма. Ни тебе радио, ни тебе телевидения. Впрочем, стандарт почти международный. С некоторыми изъятиями, конечно.
Чего же не хватает России для выхода на уровень лучших мировых стандартов?
В первую очередь, конечно же, медицинского обслуживания. Общепризнанным является правило: отдел полиции, в который поступают задержанные, обязательно должен быть оборудован медицинским пунктом. Каждый вновь поступивший должен быть осмотрен как минимум фельдшером.
Почему это важно, думается, долго объяснять не нужно: квалифицированный медицинский работник, с одной стороны, легко выявит действительно заболевших. С другой - он снимет в дальнейшем возможные обвинения в применении насилия с работников полиции.
Задержанный по крайней мере на первую ночь должен помещаться в одиночку, которая должна иметь, во-первых, санитарно-техническое оборудование, во-вторых, постоянное спальное место. Отправление естественных надобностей задержанного не должно зависеть от наличия времени, присутствия или отсутствия у дежурного сержанта желания вывести его в туалет.
Отдельно стоит упомянуть и о наличии связи с "волей", адвокатом. Правило таково. Каждый задержанный должен иметь возможность лично позвонить родным, близким, своему адвокату - для этого напротив стола дежурного устанавливается телефонная кабина. Пока данный вопрос в России не решен. Часть 3 ст. 27.3 КоАП РФ возлагает функцию такого уведомления о задержании на его осуществивший орган. Но разве у последнего и без нее работы мало?
Далее поговорим о сроках задержания, точнее - об их разумности. Мировой опыт таков. Срок содержания задержанных в большинстве случаев может быть резко сокращен. Например, в канадском городе Калгари в среднем он составляет шесть часов. Как видим, против наших 10 - 12 меньше практически в два раза. От себя добавим - во столько же раз экономичнее!
За счет чего же такая экономия времени? Дело в том, что специальные судьи, решающие вопрос о месте дальнейшего пребывания задержанного, в больших городах дежурят прямо в отделе полиции, а в сельской местности отделы полиции находятся с ними на непрерывной пейджинговой связи, поэтому к судебному разбирательству судьи приступают сразу же, как "клиент" будет к этому готов. Под этим подразумевается, что он трезв, знает, в чем обвиняется, если надо, имеет защитника.
В случае если судебное разбирательство откладывается, задержанный может быть выпущен до следующего слушания под залог. Подобный институт нашему производству по делам об административном правонарушении и вовсе незнаком. Почему, неизвестно, особенно если задержаны люди солидные да денежные.
Задержание, будь оно уголовно-процессуальным или административным, по своей сути все равно лишение свободы. Государство, лишившее своего гражданина свободы, в любом случае должно вести себя достойно.
Любой задержанный вправе рассчитывать на достойное к себе отношение в первую очередь потому, что его ждут дома, ждет общество, куда он должен вернуться без тени озлобления. По делу Калашникова Россия проиграла процесс в Европейском суде по правам человека, не сумев организовать рассмотрение дела в разумные сроки и обеспечить обвиняемому достойное содержание в СИЗО.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
"КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.10.2003 N 627
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ ЛИЦ, ЗАДЕРЖАННЫХ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ, НОРМАХ ПИТАНИЯ И ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАКИХ ЛИЦ"
ЭЖ-Юрист, N 30, 2004

Игра без правил  »
Комментарии к законам »
Читайте также