Вы счет открыли?
В. СТРЕЛЬНИКОВ
Вадим Стрельников,
юрист.
Одним из направлений проводимой
сегодня государственной политики
поддержки предпринимательства выступает
оптимизация и упрощение порядка
регистрации предпринимателей. Как
известно, процедуры начальной регистрации
субъектов предпринимательской
деятельности включают в себя не только
собственно регистрацию, но также и открытие
счета в банке, так как без возможности
проведения безналичных расчетов
предприятие не сможет нормально работать.
Однако открыть счет не так
просто...
Ответственность есть, а
обязанность?
С 1 января 2004 г. в
соответствии с новой редакцией ст. 5
Федерального закона "О банках и банковской
деятельности" открытие кредитными
организациями банковских счетов
индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц осуществляется на
основании свидетельств о государственной
регистрации, а также свидетельств о
постановке на учет в налоговом органе. Иные
регистрирующие документы, в частности
документы, подтверждающие постановку на
учет в органах государственных
внебюджетных фондов, теперь не
требуются.
Одновременно законодатель
внес изменение в ст. 15.7 КоАП РФ, устранив
ответственность должностных лиц банка за
открытие счета без предъявления
свидетельства о постановке на учет в органе
государственного внебюджетного фонда.
Стоит заметить, что и до 1 января 2004 г.
законодательством вменялась лишь
обязанность предъявить в банк для открытия
расчетного счета свидетельство о
постановке на учет в налоговом органе.
Однако кредитные организации, очевидно в
силу традиции, продолжали требовать от
будущих клиентов извещение о регистрации в
качестве страхователя в органе ФСС РФ, а
также справку из органа ПФР для
представления в банк.
В соответствии со
ст. 23 НК РФ организации и индивидуальные
предприниматели обязаны письменно в
десятидневный срок сообщать в налоговый
орган по месту учета сведения об открытии
(закрытии) счетов. За нарушение данной
обязанности ст. 118 НК РФ предусмотрена
налоговая ответственность в виде штрафа в
размере пяти тысяч рублей. Субъектом
налогового правонарушения здесь выступает
сама организация либо индивидуальный
предприниматель.
Кроме того, ст. 15.4
предусмотрена административная
ответственность должностных лиц
организаций за нарушение срока
представления в налоговый орган или орган
государственного внебюджетного фонда
сведений об открытии (закрытии) счета в
банке или иной кредитной организации.
На самом деле обязанность сообщать в
государственные внебюджетные фонды
сведения о счете, открытом (закрытом) в
банке, не предусмотрена ни нормативными
актами, определяющими порядок деятельности
указанных фондов (Федеральные законы "Об
основах обязательного социального
страхования" от 16.07.99 N 165-ФЗ, "Об обязательном
пенсионном страховании в РФ" от 15.12.2001 N 167-ФЗ,
"Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" от 24.07.98 N
125-ФЗ; Закон РФ "О медицинском страховании
граждан в РФ" от 28.06.91 N 1499-1), ни ежегодно
принимаемыми законами о бюджетах каждого
фонда.
Что же получается?
Ответственность (административная) за
нарушение обязанности предусмотрена, а
самой обязанности нет. Очевидно, вслед за
ст. 15.7 КоАП РФ изменения должны были
коснуться и ст. 15.4, однако этого не
произошло.
Таким образом, ст. 15.4 КоАП РФ
в части ответственности за непредставление
в орган государственного внебюджетного
фонда сведений об открытии (закрытии) счета
в банке применяться не должна и требует
соответствующих изменений.
Абсурдная
ситуация
Законодатель дублирует
обязанность представления налоговому
органу сведений об открытии (закрытии)
индивидуальным предпринимателем или
организацией счета в банке, возложив ее как
на лицо, открывшее счет, так и на сам банк
(ст. 86 НК РФ). Ответственность банка
предусмотрена п. 2 ст. 132 НК РФ. При этом как
клиент банка, так и сам банк не обязаны
сообщать соответствующие сведения в
государственные внебюджетные фонды,
поскольку такая обязанность
отсутствует.
Применительно к
рассматриваемой проблематике стоит
указать также на такое специфическое
ограничение прав сторон договора
банковского счета, как запрет осуществлять
расходные операции до получения извещения
налогового органа. Сразу отметим, что
данное ограничение не основано на законе,
т.е. является незаконным, однако до сих пор
имеет место на практике.
На сегодняшний
день не отменен абзац 3 п. 7 Указа Президента
РФ "О мерах по повышению собираемости
налогов и других обязательных платежей и
упорядочению наличного и безналичного
денежного обращения" от 18.08.96 N 1212 (далее -
Указ), согласно которому открывшая счет
клиенту кредитная организация вправе
производить расходные операции только
после получения от налогового органа
подтверждения о получении извещения
кредитной организации о его открытии.
Получается, что банк обязан "ждать", когда
налоговый орган известит банк о том, что ему
стало известно... Иными словами, ситуация
абсурдна, учитывая также то обстоятельство,
что никакой ответственности за нарушение
данного запрета банк не несет.
По сути,
Указ превращает уведомительный порядок
открытия счета в разрешительный. Тем самым
нарушается Гражданский кодекс РФ (ст. 1, 858),
поскольку гражданские права могут быть
ограничены только на основании
федерального закона, а также Налоговый
кодекс РФ (п. 1 ст. 82) ввиду того, что
рассматриваемый Указ устанавливает не
предусмотренную НК РФ форму налогового
контроля.
Решением Верховного Суда РФ
от 27.06.2003 N ГКПИ03-565 23.06.2003, сохраняющим свою
силу, абзац 3 п. 7 Указа признан
недействующим.
На практике, к сожалению,
нередки случаи, когда банки, не взирая на
произошедшие изменения, по-прежнему
"ожидают" письма из налоговой инспекции
прежде, чем совершать расходные операции по
счету, т.е. применяют недействующие нормы,
ущемляя элементарные права своих
клиентов.
Налицо ситуация, когда
источником правого регулирования
выступает не норма закона и даже не
судебное решение, а устоявшаяся традиция и
желание "подстраховаться на всякий
случай".
Приказ МНС РФ от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@
"Об утверждении форм документов, содержащих
информацию об открытии (закрытии)
банковского счета, изменении номера
банковского счета юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, и порядка
их представления" и Приказ МНС РФ от 04.03.2004 N
БГ-3-24/180@ "О направлении информации по
открытию (закрытию) банковского счета и
изменению номера банковского счета
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей между банком и налоговым
органом в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи"
касаются лишь технического
совершенствования документооборота между
банком и налоговым органом.
С
юридической точки зрения вышеуказанные
Приказы не вносят ясности. Более того, они
фактически подтверждают позицию
налогового ведомства, согласно которой
информационное письмо налогового органа о
получении сообщения банка об открытии
(закрытии) банковского счета
рассматривается как документ, имеющий
юридическую силу. Так, "датой получения от
налогового органа информационного письма...
является дата его отправки налоговым
органом, зафиксированная в подтверждении
оператора, которое отправляется банку и
налоговому органу в течение суток с момента
представления налоговым органом
информационного письма".
Комментируя
данное положение подзаконного акта, можно
отметить, что если бы органы исполнительной
власти неукоснительно соблюдали закон, а
также решения судов, то многих совершенно
ненужных формальностей можно было
избежать.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001
N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N
167-ФЗ
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ
СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 16.07.1999 N 165-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ"
(принят ГД ФС РФ 09.06.1999)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от
31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 N
125-ФЗ
"ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ
СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА
ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ"
(принят ГД ФС РФ
02.07.1998)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
ЗАКОН РФ от 28.06.1991 N 1499-1
"О
МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 02.12.1990 N 395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
УКАЗ Президента РФ от 18.08.1996
N 1212
"О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОБИРАЕМОСТИ
НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И
УПОРЯДОЧЕНИЮ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО
ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ"
ПРИКАЗ МНС РФ от
04.03.2004 N БГ-3-24/180@
"О НАПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИИ ПО ОТКРЫТИЮ (ЗАКРЫТИЮ)
БАНКОВСКОГО СЧЕТА И ИЗМЕНЕНИЮ НОМЕРА
БАНКОВСКОГО СЧЕТА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МЕЖДУ
БАНКОМ И НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ В ЭЛЕКТРОННОМ
ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ
СВЯЗИ"
ПРИКАЗ МНС РФ от 04.03.2004 N БГ-3-24/179@
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ
ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОТКРЫТИИ (ЗАКРЫТИИ)
БАНКОВСКОГО СЧЕТА, ИЗМЕНЕНИИ НОМЕРА
БАНКОВСКОГО СЧЕТА ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, И ПОРЯДКА
ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"
РЕШЕНИЕ Верховного
Суда РФ от 27.06.2003 N ГКПИ03-565
<О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВУЮЩИМ АБЗАЦА 3 ПУНКТА 7 УКАЗА
ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 18.08.1996 N 1212>
ЭЖ-Юрист, N
30, 2004