О хранении организациями денежных средств(а.м. эрделевский)
Материал подготовлен с использованием
правовых актов
по состоянию на 1 августа
2004 года
А.М. ЭРДЕЛЕВСКИЙ
А.М.
Эрделевский, профессор, д.ю.н.
26 февраля 2004
г. Верховным Судом РФ было вынесено решение
по весьма важному вопросу - о правомерности
возложения Банком России на организации
обязанности хранить свободные денежные
средства в учреждениях банков. Оспариванию
подверглись п. 1 Порядка ведения кассовых
операций в Российской Федерации,
утвержденного решением Совета директоров
Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, и п. 2.1
Положения о правилах организации наличного
денежного обращения на территории
Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 14-П,
утвержденного решением Совета директоров
Банка России от 19 декабря 1997 г. N 47. Верховный
Суд РФ в удовлетворении заявления отказал,
однако это решение, как будет показано ниже,
вряд ли можно счесть законным и
обоснованным.
Почему рассмотренный
Верховным Судом РФ вопрос имеет важное
практическое значение? Как известно,
юридические лица обычно хранят свои
свободные денежные средства на своих
банковских счетах, поэтому большая часть
таких денежных средств существует не в
наличной форме, а в виде записей по
банковским счетам. В стабильной ситуации
этот способ хранения денежных средств
очень удобен, о чем свидетельствует и
зарубежная практика. Такой способ хранения
денежных средств юридических лиц давно и
прочно вошел в обиход и сегодня
воспринимается подавляющим большинством
российских участников гражданского
оборота не только как право, но и как
обязанность юридического лица,
неисполнение которой представляет собой
правонарушение.
Однако детальный
анализ этого вопроса, который будет
предложен вниманию читателя ниже,
позволяет сделать иные выводы. Правильное
решение поставленного вопроса имеет
большую практическую значимость, поскольку
обязанность хранения денежных средств на
счетах в банках, если такая обязанность
действительно существует, представляет
собой существенное ограничение права
юридических лиц по владению, пользованию и
распоряжению принадлежащими им денежными
средствами. Кроме того, именно в отношении
денежных средств, хранящихся на банковских
счетах, допускается упрощенный, то есть
внесудебный, порядок обращения взыскания
налоговыми и иными государственными
органами. Наконец, далеко не всегда
устойчивое положение в российском
банковском секторе создает для
юридического лица повышенный риск утраты
своих денежных средств в случае
банкротства банка или риск невозможности
своевременно распорядиться ими в период
временной неплатежеспособности банка
(наглядным примером является сегодняшнее
развитие ситуации, сложившейся в
результате отзыва лицензии у
Содбизнесбанка).
***
Проведем небольшой
ретроспективный обзор законодательства,
регулировавшего в прошлом хранение
организациями наличных денег. Впервые
советское государство обратило внимание на
вопрос о хранении организациями свободных
денежных средств, издав Декрет СНК от 30
марта 1922 г. "О кассовых операциях
государственных учреждений и предприятий",
впоследствии дополненный и измененный
одноименным Декретом от 19 апреля 1923 г. Эти
Декреты были отменены Постановлением СНК
от 8 января 1925 г. "О порядке хранения
свободных денежных сумм государственных
учреждений и предприятий, действующих на
началах коммерческого расчета". В ст. ст. 1 и 2
указанного Постановления
предусматривалось, что государственные
учреждения и предприятия, действующие на
началах коммерческого расчета, по общему
правилу могут хранить в своих кассах лишь
суммы, необходимые для удовлетворения их
текущих расходов, а сверх этих сумм могли
храниться не более чем за три дня до срока
выплаты заработной платы и не более 3 дней
после указанного срока суммы, необходимые
для текущей расплаты с рабочими и
служащими. Согласно п. 3 Постановления все
денежные суммы, превышающие указанный в ст.
ст. 1 и 2 размер, должны были быть вносимы не
позже следующего за их поступлением дня на
текущие счета в учреждения
Государственного Банка Союза ССР,
Торгово-Промышленного Банка Союза ССР,
Банка для Внешней Торговли Союза ССР,
Центрального Сельскохозяйственного Банка
Союза ССР и сельскохозяйственных банков
союзных республик, коммунальных банков или
в другие кредитные учреждения. Следует
обратить внимание, что, хотя все названные
акты издавались в период НЭПа, они
распространялись лишь на государственные
организации. Право разного рода
организаций, основанных на частной
собственности, свободно распоряжаться
принадлежащими им денежными средствами
этими актами не затрагивалось.
В
дальнейшем вывод о наличии у юридического
лица обязанности хранить денежные средства
на расчетном счете в банке можно было
сделать из ст. 391 ГК РСФСР 1964 г. (далее - ГК
РСФСР), где устанавливалось, что платежи по
обязательствам между государственными
организациями, колхозами и иными
кооперативными и другими общественными
организациями производятся в порядке
безналичных расчетов через кредитные
учреждения, в которых указанные
организации в соответствии с законом
хранят свои денежные средства. Из ст. 392 ГК
РСФСР следовало, под хранением денежных
средств в кредитных организациях в ст. 391 ГК
РСФСР понималось их хранение на расчетных
счетах соответствующих организаций
(собственно говоря, других способов
хранения денежных средств в банках в то
время и не существовало). Обязанность
такого хранения денежных средств была
установлена также в п. 1 Положения о ведении
кассовых операций государственными,
кооперативными и общественными
учреждениями, предприятиями и
организациями, утв. Постановлением Совета
Министров СССР от 6 августа 1973 г. N 552. В своей
кассе указанные юридические лица вправе
были иметь наличные деньги лишь в пределах
установленных лимитов.
В начале 90-х
Гражданский кодекс РСФСР продолжал
действовать постольку, поскольку он не
противоречил законодательным актам РФ,
принятым после 12 июня 1990 г. (п. 2
Постановления Верховного Совета РФ от 14
июля 1992 г. "О регулировании гражданских
правоотношений в период проведения
экономической реформы"). Действие на
территории РФ союзного Положения о ведении
кассовых операций, Постановления от 8
января 1925 г., как и других нормативных актов
бывшего Союза ССР, было возможно лишь в
части, не противоречащей Конституции РСФСР
и законам РСФСР (ст. 5 Декларации от 12 июня 1990
г. "О государственном суверенитете
Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики)". Однако
действие перечисленных нормативных актов в
любом случае не распространялось на
многочисленных к этому времени юридических
лиц, основанных на частной форме
собственности, поскольку в указанных актах
были упомянуты лишь государственные,
кооперативные и общественные
организации.
14 июня 1992 г. был издан Указ
Президента РФ N 622 "О дополнительных мерах по
ограничению налично-денежного обращения"
(далее - Указ), где среди прочего
устанавливалось, что впредь до
нормализации денежного обращения и
ликвидации напряженности с денежной
наличностью предприятия, организации и
учреждения (включая организации торговли)
независимо от их организационно-правовой
формы обязаны хранить свои денежные
средства в учреждениях банков. Впрочем, в
этой части Указ, имевший, как следует из его
преамбулы, характер вынужденной и
временной правоограничительной меры,
недолго сохранял свое значение, поскольку
уже с 3 августа 1992 г., в соответствии с п. 1
Постановления Верховного Совета РФ от 14
июля 1992 г. "О регулировании гражданских
правоотношений в период проведения
экономической реформы", на территории РФ
вступили в действие Основы гражданского
законодательства Союза ССР и республик. В ч.
1 ст. 109 Основ без каких-либо изъятий
устанавливалось, что юридические лица
обязаны хранить свободные денежные
средства в банках. 22 сентября 1993 г. Совет
директоров ЦБ РФ решением N 40 утвердил
Порядок ведения кассовых операций в РФ, где
в п. 1 также устанавливалось, что все
юридические лица обязаны хранить свободные
денежные средства в учреждениях банков.
Следует отметить, что обязанность хранить
деньги именно на банковском счете
достаточно определенно не следовала ни из
Основ, ни из Указа, ни из Порядка ведения
кассовых операций, поскольку хранение
денег в банке не исчерпывается лишь одной
из возможных форм такого хранения -
хранением на банковском счете, на чем ниже
мы остановимся более подробно. Таким
образом, принуждение юридических лиц
частных форм собственности к хранению
денежных средств на счетах в банках в
период действия Основ не имело правового
основания. С 1 марта 1996 г. была введена в
действие вторая часть Гражданского кодекса
РФ (далее - ГК), и с этого же момента раздел
"Обязательственное право" Основ, включая ст.
109, утратил силу.
***
Перейдем к анализу
действующего законодательства и оценке
решения Верховного Суда РФ от 26 февраля 2004
г. ГК не содержит нормы, обязывающей
юридических лиц хранить денежные средства
как в учреждении банка вообще, так и на
банковском счете в частности. Договор
банковского счета регулируется ст. ст. 845, 846
ГК, при этом среди обязанностей банка не
упоминается обязанность хранить денежные
средства клиента. Если клиент внесет или
перечислит на свой счет денежные средства
(он всегда вправе это сделать), то эти
средства окажутся на хранении у банка, но
обязанность клиента хранить денежные
средства в банке может существовать, как
следует из ч. 2 ст. 859 ГК, лишь в отношении
некоего минимального размера, и то только в
том случае, если банковскими правилами или
договором предусмотрена обязанность
клиента сохранять минимальный размер
средств на своем банковском счете.
19
декабря 1997 г. решением Совета директоров
Банка России было утверждено Положение N 14-П
"О правилах организации наличного
денежного обращения на территории
Российской Федерации" (далее - Положение). В
п. 2.1 Положения установлено, что
организации, предприятия, учреждения
независимо от организационно-правовой
формы хранят свободные денежные средства в
учреждениях банков на соответствующих
счетах на договорных условиях. Именно п. 2.1
Положения, а также п. 1 Порядка ведения
кассовых операций подверглись оспариванию
в Верховном Суде РФ. Как упоминалось выше,
Верховный Суд в своем решении от 26 февраля
2004 г. отказал в удовлетворении заявления о
признании этих пунктов упомянутых
нормативных актов незаконными.
Заявитель (ООО Юридическая фирма "Юрконс")
основывал свои требования на том, что закон
не устанавливает обязанности хранить
свободные денежные средства в банках.
Существо доводов, которые Верховный Суд РФ
привел в качестве оснований отказа в
удовлетворении заявления, сводится к
следующему:
а) в ст. 4 ФЗ "О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России)"
от 10 июля 2002 г. среди функций Банка России
названа организация наличного денежного
обращения, для чего в силу ст. 34 Закона на
Банк России возложена функция порядка
ведения кассовых операций;
б)
основанное на п. 2 ст. 861 ГК ограничение суммы
расчетов наличными деньгами между
организациями предопределяет
необходимость заключения юридическими
лицами договоров банковского счета;
в)
п. 1 Указа Президента РФ N 622 от 14 июня 1992 г. "О
дополнительных мерах по ограничению
налично-денежного обращения" (об этом Указе
упоминалось выше) предусматривает, что
организации обязаны хранить свои денежные
средства в банках.
Ни с одним из доводов
Верховного Суда не представляется
возможным согласиться. Действительно, Банк
России вправе определять порядок ведения
кассовых операций, но это не означает права
Банка России обязывать юридические лица
хранить денежные средства в банках. Из ст. 34
Закона о Банке России, на которую ссылается
Верховный Суд, напротив, следует, что вопрос
о хранении денежных средств любых лиц,
кроме кредитных организаций, не включен в
компетенцию Банка России, поскольку в ст. 34
этого Закона на Банк России возложена
функция установления правил хранения
наличных денег только для кредитных
организаций. Поэтому попытка Банка России
устанавливать правила хранения наличных
денег для иных лиц представляет собой явный
выход за пределы его компетенции.
Что
касается ссылки Верховного Суда РФ на п. 2
ст. 861 ГК, то эта норма вовсе не касается
хранения наличных денег, а устанавливает
особые правила совершения расчетных
операций для юридических лиц, чего
заявитель и не оспаривал. Расчеты между
юридическими лицами в соответствии с п. 2 ст.
861 ГК действительно должны производится в
безналичном порядке, если иное не
установлено законом (в настоящее время,
согласно указанию Банка России от 14 ноября
2001 г. N 1050-У "Об установлении предельного
размера расчетов наличными деньгами в
Российской Федерации между юридическими
лицами по одной сделке" допускается расчет
наличными на сумму до 60000 руб. по одной
сделке). Но это лишь означает, что если
юридическое лицо, хранящее свои денежные
средства в кассе или в банке в виде наличных
денег, намерено произвести расчетную
операцию, то в случае, когда нормативным
актом предписано производить эту операцию
через банковский счет, оно должно внести
необходимую для совершения этой операции
сумму наличных денег на свой банковский
счет и дать банку соответствующее
поручение. Таким образом, п. 2 ст. 861 никоим
образом не может служить основанием для
возникновения у юридических лиц
обязанности хранить денежные средства в
банке.
Перейдем к третьему доводу
Верховного Суда РФ - ссылке на Указ N 622. На
сегодняшний день Указ в части, касающейся
рассматриваемого вопроса, официально не
отменен. Однако продолжает ли он
действовать? Как показано выше, ГК не
устанавливает для юридических лиц
каких-либо ограничений в способах хранения
денежных средств, то есть с позиций ГК
правовой режим хранения денежных средств
одинаков для физических и юридических лиц.
Указ такое ограничение устанавливает, тем
самым входя в противоречие с ГК. В
соответствии со ст. 3 ГК, Указы Президента РФ
и любые подзаконные акты не должны
противоречить ГК, а при наличии
противоречия они не подлежат применению.
Такое же правило установлено в отношении
Указов Президента РФ в ст. 90 Конституции РФ,
а в отношении нормативных актов ЦБ РФ - в ст.
7 Закона о Центральном банке РФ.
Следует
также обратить внимание, что можно хранить
денежные средства в банке, но для этого
совсем не обязательно хранить их именно на
банковском счете. Статьи 921, 922 ГК
устанавливают правила хранения наличных
денег и иных ценностей в банке по договору
хранения, в том числе и с использованием
индивидуального банковского сейфа, причем
банк не вправе пользоваться этими
ценностями, если иное не установлено
договором хранения (ст. 892 ГК).
Предоставление в аренду физическим и
юридическим лицам специальных помещений
или находящихся в них сейфов для хранения
документов и ценностей предусмотрено в
качестве специальной банковской сделки
кредитной организации в ст. 5 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности".
Кстати, такое хранение вполне
соответствовало бы Указу и Порядку ведения
кассовых операций, ведь денежные средства
при этом хранятся в банке.
***
Изложенное