Информация и право
В.П. МОЗОЛИН, Ю.В. ПЕТРОВИЧЕВА
Мозолин
Виктор Павлович - заведующий кафедрой
гражданского и семейного права МГЮА, доктор
юридических наук, профессор.
Петровичева
Юлия Владимировна - кандидат юридических
наук.
Информация - необходимый атрибут
жизни как отдельного человека, так и любого
общества, в котором он проживает. По мере
развития общества развиваются и наши
представления об информации, и
соответственно степень воздействия
общества на информацию, распространение и
использование информации. Данные изменения
происходят прежде всего в результате
научно-технического прогресса, создания и
совершенствования новых технологий и
средств распространения информации.
Само понятие "информация" довольно широко. В
словаре русского языка С.И. Ожегова
информация - это: 1) сведения об окружающем
мире и протекающих в нем процессах и 2)
сообщения, уведомляющие о понятии,
состоянии чего-либо. Согласно ст. 2 Закона от
20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации,
информатизации и защите информации" под
информацией понимаются сведения о лицах,
предметах, событиях, явлениях и процессах
независимо от формы их представления
<*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ
РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Информация относится к
категории нематериальных (неимущественных)
прав, рассматривается как нематериальное
благо. По словам О.А. Городова, "благо,
представленное информацией, особого рода:
оно материально в том смысле, что материя
способна переносить, отражать или
содержать информацию, и нематериально,
поскольку не является особым видом материи"
<*>. Без материального носителя,
обеспечивающего нахождение у лица, ее
создавшего (мозга человека), движения к
другим лицам, информация существовать и
передаваться не может. Именно поэтому сфера
действия по существу основного в настоящее
время Федерального закона "Об информации,
информатизации и защите информации"
распространяется исключительно на
документированную информацию.
--------------------------------
<*> Городов О.А.
Информация как объект гражданских прав //
Правоведение. 2000. N 5.
Понятие информации
как таковое употребляется только тогда,
когда оно связывается с возможностью
передачи (получения) сведений о лицах,
предметах или, напротив, запретом на ее
передачу (получение) третьим лицам
(третьими лицами). Иными словами, понятие
информации связано с движением. Отсюда
возникает проблема свободы передачи
информации о чем-то или запрета на такую
передачу (незаконного получения),
называемая тайной соответствующей
информации.
Говоря об информации,
необходимо иметь в виду еще два свойства,
определяющие ее роль и значение в условиях
общества с рыночной экономикой.
Во-первых, информация физически не может
быть отчуждена от ее производителя и от
любого лица, в пользовании которого она
оказалась. Любая информация несет в себе
знания, которые по своей сущности
неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, может
передать знания другим лицам (на этом
построена вся система обучения), продолжая
оставаться их владельцем.
Во-вторых,
информация обладает свойством
обособляемости от ее производителя.
Благодаря материальному носителю она
становится товаром массового
распространения и соответственно
самостоятельным объектом права.
Законодатель подходит раздельно к
определению правового положения
информации, считающейся нематериальным
(неимущественным) благом, и материальных
носителей информации, относимых к
имущественным ценностям. В отношении
информации как понятия в целом он
ограничивается молчанием, на материальные
же носители распространяет положения
Гражданского кодекса РФ, относящиеся к
праву собственности. Согласно п. 2 ст. 4
Закона РФ "Об информации, информатизации и
защите информации" правовой режим
информационных ресурсов (материальных
носителей информации) определяется
нормами, устанавливающими право
собственности на отдельные документы и
отдельные массивы документов, документы и
отдельные массивы документов в
информационных системах. Соответственно,
информационные ресурсы, являющиеся
собственностью организации, как сказано в
п. 5 ст. 6 того же Закона, включаются в состав
их имущества в соответствии с гражданским
законодательством.
Служебная и
коммерческая тайна, защите которой
посвящена комментируемая статья закона,
является разновидностью информации с
ограниченным доступом.
Правовой режим
собственности нельзя распространить на
атмосферные и космические волны и
изображения, являющиеся материальными
носителями информации, в частности, при
радиосообщениях и телепередачах с
использованием спутникового
телевидения.
Положение п. 7 ст. 6
названного Закона о том, что собственник
имеет право назначать лицо, осуществляющее
хозяйственное ведение информационными
ресурсами или оперативное управление ими,
находится в противоречии с ГК РФ. Согласно
ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения
имуществом принадлежит лишь
государственным и муниципальным
образованиям. В соответствии же с Законом
подобное право может предоставляться
любому собственнику, в роли которого Закон
называет физических и юридических лиц, РФ и
ее субъектов (п. 2 ст. 6). Аналогичная ошибка
допускается и в отношении казенных
предприятий по вопросу о предоставлении им
права оперативного управления
имуществом.
Но главное даже не в этом.
Уход законодателя от определения правовой
природы информации объективно ведет к тому,
что информация становится неразрывной
частью соответствующего материального
носителя, содержанием которого она
является. Происходит примерно то же, что
имеет место при определении сущности
векселя, - неразрывная связь вексельного
денежного требования с документарной или
бездокументарной формой векселя. В связи с
этим крайне необходимо дополнить Закон "Об
информации, информатизации и защите
информации" положениями о правовой природе
информации.
Применительно к информации
нельзя говорить о праве собственности хотя
бы потому, что в этом случае речь идет о
неимущественном благе. Что касается его
позитивного содержания, то оно должно
учитывать многообразие видов информации и
быть различным в отношении открытых
сведений и конфиденциальных. Действующее
гражданское законодательство не
предусматривает такого правового
положения информации. Оно должно быть
сформулировано в законе. По своей родовой
принадлежности правовое положение
информации следует относить к категории
прав на неимущественные ценности (блага).
Основные виды информации и их правовое
регулирование. По своему правовому режиму
информация разделяется на общедоступную
(открытую) и информацию с ограниченным
доступом. В свою очередь последняя
подразделяется на информацию, отнесенную к
государственной тайне, и конфиденциальную
информацию.
Конституция РФ исходит из
приоритета общедоступной (открытой)
информации в обществе, опираясь при этом на
нормы международного права (п. 2 ст. 19
Международного пакта о гражданских и
политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29
Конституции РФ "каждый имеет право свободно
искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным
способом". В общедоступную информацию
входят сведения, определяющие основы жизни
и мировоззрения человека в обществе,
начиная от получения общего
профессионального образования и кончая
знаниями о состоянии здоровья Президента
Российской Федерации. Это самая широкая
зона информации, функционирующая по
принципу: все разрешено, что не запрещено
законом. Запрет на общедоступную
информацию может быть наложен только
федеральным законом, если это необходимо в
целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов граждан, обеспечения обороны
страны и безопасности государства.
Не
может быть запрещена к открытому
распространению в обществе информация,
относящаяся к:
- законодательным и
другим нормативным актам, устанавливающим
правовой статус органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, общественных объединений, а
также права, свободы и обязанности граждан,
порядок их реализации;
- документам,
содержащим информацию о чрезвычайных
ситуациях, экологическую,
метеорологическую, демографическую,
санитарно-эпидемиологическую и другую
информацию, необходимую для обеспечения
безопасности населения;
- документам,
содержащим информацию о деятельности
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, об использовании
бюджетных средств и других государственных
и местных ресурсов, о состоянии экономики и
потребностей населения, за исключением
сведений, отнесенных к государственной
тайне;
- документам, накапливаемым в
открытых фондах библиотек и архивов,
информационных системах органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений,
организаций, представляющих общественный
интерес или необходимых для реализации
прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальное пользование общедоступной
информацией гарантируется вышеупомянутым
Законом "Об информации, информатизации и
защите информации". Естественно, он не
определяет содержания всех видов
информации, которые относятся и могут
относиться к общедоступной информации.
К информации, являющейся государственной
тайной, относится информация,
установленная Законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О
государственной тайне" с последующими
изменениями <*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
В
соответствии со ст. 5 этого Закона к
государственной тайне относятся:
1)
сведения о содержании стратегических и
оперативных планов, о разработке,
производстве, объемах производства,
хранении и утилизации ядерных боеприпасов,
о тактико-технических характеристиках и
возможностях боевого применения образцов
вооружения и военной техники и другие;
2)
сведения в области экономики, науки и
техники (о содержании планов подготовки к
возможным военным действиям, о
мобилизационных мощностях промышленности
по изготовлению и ремонту вооружения и
военной техники, о силах и средствах
гражданской обороны, о достижениях науки и
техники, имеющих важное оборонное значение,
и пр.);
3) сведения о внешнеполитической,
внешнеэкономической деятельности, о
финансовой политике в отношении
иностранных государств (за исключением
обобщенных показателей по внешней
задолженности), а также о финансовой или
денежно-кредитной деятельности,
преждевременное распространение которых
может нанести ущерб безопасности
государства;
4) сведения о силах,
средствах, источниках, методах, планах и
результатах разведывательной,
контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности; о лицах,
сотрудничающих или сотрудничавших на
конфиденциальной основе с органами,
осуществляющими разведывательную,
контрразведывательную и
оперативно-розыскную деятельность; об
организации, силах, средствах и методах
обеспечения безопасности объектов
государственной охраны; о методах и
средствах защиты секретной информации и
др.
Одновременно этот Закон
устанавливает, что не подлежат отнесению к
государственной тайне сведения о:
-
чрезвычайных происшествиях и катастрофах,
угрожающих безопасности и здоровью
граждан, и их последствиях, а также о
стихийных бедствиях, их официальных
прогнозах и последствиях;
- состоянии
экологии, здравоохранения, санитарии,
демографии, образования, культуры,
сельского хозяйства, а также о состоянии
преступности;
- привилегиях,
компенсациях и льготах, предоставляемых
государством гражданам, должностным лицам,
предприятиям, учреждениям и
организациям;
- фактах нарушения прав и
свобод человека и гражданина;
- размерах
золотого запаса и государственных резервах
Российской Федерации;
- состоянии
здоровья высших должностных лиц Российской
Федерации;
- фактах нарушения
законности органами государственной
власти и их должностными лицами.
Под
конфиденциальной информацией понимается
документированная информация (информация,
содержащаяся на материальных носителях),
доступ к которой ограничен в соответствии с
законодательством Российской Федерации. В
Законе "Об информации, информатизации и
защите информации" содержится также
положение о том, что отнесение информации к
конфиденциальной осуществляется в порядке,
установленном законодательством РФ, за
исключением случаев, предусмотренных ст. 11
Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке
отнесения информации к конфиденциальной в
настоящее время не существует. Данный
вопрос решается применительно к отдельным
видам конфиденциальной информации на
уровне закона, указов Президента РФ,
постановлений Правительства РФ, а в
отношении коммерческой и служебной тайны
также на уровне локальных норм права.
Необходимо отметить, что, в отличие от
установленного порядка отнесения
информации к конфиденциальной, вопрос о
защите конфиденциальной информации может
решаться непосредственно собственником
информационных ресурсов или
уполномоченным лицом на основании
указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Под защитой
информации в данном случае понимается
установление порядка представления
пользователю информации с указанием места,
времени, ответственных должностных лиц, а
также необходимых процедур, обеспечивающих
условия доступа пользователей к
информации.
Что же касается иных
исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со
ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь
идет о том, что персональные данные о
гражданах определяются на уровне
федерального закона.
В Указе Президента
РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении
перечня сведений конфиденциального
характера" предусматриваются шесть видов
такой информации <*>:
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 10.
Ст. 1127.
1) сведения о фактах, событиях и
обстоятельствах частной жизни гражданина,
позволяющие идентифицировать его личность
(персональные данные), за исключением
сведений, подлежащих распространению в
средствах массовой информации в
установленных федеральными законами
случаях;
2) сведения, составляющие тайну
следствия и судопроизводства;
3)
служебные сведения, доступ к которым
ограничен органами государственной власти
в соответствии с Гражданским кодексом РФ и
федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной
деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Конституцией РФ и
федеральными законами (врачебная,
нотариальная, адвокатская тайна, тайна
переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных или иных
сообщений и так далее);
5) сведения,
связанные с коммерческой деятельностью,
доступ к которым ограничен в соответствии с
Гражданским кодексом РФ и федеральными
законами (коммерческая тайна);
6)
сведения о сущности изобретения, полезной
модели или промышленного образца до
официальной публикации информации о них.
Относимость сведений к отдельным видам
информации в ряде случаев, содержащихся в
этом Указе Президента РФ, небесспорна.