Информация и право

В.П. МОЗОЛИН, Ю.В. ПЕТРОВИЧЕВА
Мозолин Виктор Павлович - заведующий кафедрой гражданского и семейного права МГЮА, доктор юридических наук, профессор.
Петровичева Юлия Владимировна - кандидат юридических наук.
Информация - необходимый атрибут жизни как отдельного человека, так и любого общества, в котором он проживает. По мере развития общества развиваются и наши представления об информации, и соответственно степень воздействия общества на информацию, распространение и использование информации. Данные изменения происходят прежде всего в результате научно-технического прогресса, создания и совершенствования новых технологий и средств распространения информации.
Само понятие "информация" довольно широко. В словаре русского языка С.И. Ожегова информация - это: 1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и 2) сообщения, уведомляющие о понятии, состоянии чего-либо. Согласно ст. 2 Закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления <*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609.
Информация относится к категории нематериальных (неимущественных) прав, рассматривается как нематериальное благо. По словам О.А. Городова, "благо, представленное информацией, особого рода: оно материально в том смысле, что материя способна переносить, отражать или содержать информацию, и нематериально, поскольку не является особым видом материи" <*>. Без материального носителя, обеспечивающего нахождение у лица, ее создавшего (мозга человека), движения к другим лицам, информация существовать и передаваться не может. Именно поэтому сфера действия по существу основного в настоящее время Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" распространяется исключительно на документированную информацию.
--------------------------------
<*> Городов О.А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. 2000. N 5.
Понятие информации как таковое употребляется только тогда, когда оно связывается с возможностью передачи (получения) сведений о лицах, предметах или, напротив, запретом на ее передачу (получение) третьим лицам (третьими лицами). Иными словами, понятие информации связано с движением. Отсюда возникает проблема свободы передачи информации о чем-то или запрета на такую передачу (незаконного получения), называемая тайной соответствующей информации.
Говоря об информации, необходимо иметь в виду еще два свойства, определяющие ее роль и значение в условиях общества с рыночной экономикой.
Во-первых, информация физически не может быть отчуждена от ее производителя и от любого лица, в пользовании которого она оказалась. Любая информация несет в себе знания, которые по своей сущности неотчуждаемы. Лицо, владеющее ими, может передать знания другим лицам (на этом построена вся система обучения), продолжая оставаться их владельцем.
Во-вторых, информация обладает свойством обособляемости от ее производителя. Благодаря материальному носителю она становится товаром массового распространения и соответственно самостоятельным объектом права.
Законодатель подходит раздельно к определению правового положения информации, считающейся нематериальным (неимущественным) благом, и материальных носителей информации, относимых к имущественным ценностям. В отношении информации как понятия в целом он ограничивается молчанием, на материальные же носители распространяет положения Гражданского кодекса РФ, относящиеся к праву собственности. Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ "Об информации, информатизации и защите информации" правовой режим информационных ресурсов (материальных носителей информации) определяется нормами, устанавливающими право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и отдельные массивы документов в информационных системах. Соответственно, информационные ресурсы, являющиеся собственностью организации, как сказано в п. 5 ст. 6 того же Закона, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством.
Служебная и коммерческая тайна, защите которой посвящена комментируемая статья закона, является разновидностью информации с ограниченным доступом.
Правовой режим собственности нельзя распространить на атмосферные и космические волны и изображения, являющиеся материальными носителями информации, в частности, при радиосообщениях и телепередачах с использованием спутникового телевидения.
Положение п. 7 ст. 6 названного Закона о том, что собственник имеет право назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими, находится в противоречии с ГК РФ. Согласно ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом принадлежит лишь государственным и муниципальным образованиям. В соответствии же с Законом подобное право может предоставляться любому собственнику, в роли которого Закон называет физических и юридических лиц, РФ и ее субъектов (п. 2 ст. 6). Аналогичная ошибка допускается и в отношении казенных предприятий по вопросу о предоставлении им права оперативного управления имуществом.
Но главное даже не в этом. Уход законодателя от определения правовой природы информации объективно ведет к тому, что информация становится неразрывной частью соответствующего материального носителя, содержанием которого она является. Происходит примерно то же, что имеет место при определении сущности векселя, - неразрывная связь вексельного денежного требования с документарной или бездокументарной формой векселя. В связи с этим крайне необходимо дополнить Закон "Об информации, информатизации и защите информации" положениями о правовой природе информации.
Применительно к информации нельзя говорить о праве собственности хотя бы потому, что в этом случае речь идет о неимущественном благе. Что касается его позитивного содержания, то оно должно учитывать многообразие видов информации и быть различным в отношении открытых сведений и конфиденциальных. Действующее гражданское законодательство не предусматривает такого правового положения информации. Оно должно быть сформулировано в законе. По своей родовой принадлежности правовое положение информации следует относить к категории прав на неимущественные ценности (блага).
Основные виды информации и их правовое регулирование. По своему правовому режиму информация разделяется на общедоступную (открытую) и информацию с ограниченным доступом. В свою очередь последняя подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную информацию.
Конституция РФ исходит из приоритета общедоступной (открытой) информации в обществе, опираясь при этом на нормы международного права (п. 2 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах). Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В общедоступную информацию входят сведения, определяющие основы жизни и мировоззрения человека в обществе, начиная от получения общего профессионального образования и кончая знаниями о состоянии здоровья Президента Российской Федерации. Это самая широкая зона информации, функционирующая по принципу: все разрешено, что не запрещено законом. Запрет на общедоступную информацию может быть наложен только федеральным законом, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Не может быть запрещена к открытому распространению в обществе информация, относящаяся к:
- законодательным и другим нормативным актам, устанавливающим правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документам, содержащим информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности населения;
- документам, содержащим информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- документам, накапливаемым в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Индивидуальное пользование общедоступной информацией гарантируется вышеупомянутым Законом "Об информации, информатизации и защите информации". Естественно, он не определяет содержания всех видов информации, которые относятся и могут относиться к общедоступной информации.
К информации, являющейся государственной тайной, относится информация, установленная Законом от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" с последующими изменениями <*>.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.
В соответствии со ст. 5 этого Закона к государственной тайне относятся:
1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов, о разработке, производстве, объемах производства, хранении и утилизации ядерных боеприпасов, о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники и другие;
2) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное значение, и пр.);
3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты секретной информации и др.
Одновременно этот Закон устанавливает, что не подлежат отнесению к государственной тайне сведения о:
- чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
- состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
- привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- размерах золотого запаса и государственных резервах Российской Федерации;
- состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
- фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Под конфиденциальной информацией понимается документированная информация (информация, содержащаяся на материальных носителях), доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В Законе "Об информации, информатизации и защите информации" содержится также положение о том, что отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных ст. 11 Закона (п. 5 ст. 10). Общего закона о порядке отнесения информации к конфиденциальной в настоящее время не существует. Данный вопрос решается применительно к отдельным видам конфиденциальной информации на уровне закона, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а в отношении коммерческой и служебной тайны также на уровне локальных норм права.
Необходимо отметить, что, в отличие от установленного порядка отнесения информации к конфиденциальной, вопрос о защите конфиденциальной информации может решаться непосредственно собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании указанного Закона (п. 1 ст. 21).
Под защитой информации в данном случае понимается установление порядка представления пользователю информации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также необходимых процедур, обеспечивающих условия доступа пользователей к информации.
Что же касается иных исключений, изложенных в п. 5 ст. 10 Закона со ссылкой на ст. 11 Закона, то в последней речь идет о том, что персональные данные о гражданах определяются на уровне федерального закона.
В Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" предусматриваются шесть видов такой информации <*>:
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.
1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее);
5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Относимость сведений к отдельным видам информации в ряде случаев, содержащихся в этом Указе Президента РФ, небесспорна.

Комментарии к законам »
Читайте также