Место международного права в правовой системе российской федерации
В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В.Н. МЯСНЯНКИН
Мяснянкин
Владимир Николаевич - адвокат Адвокатской
палаты Курской области, член Российской
ассоциации международного права (г.
Курск).
1. Понятие "правовая система".
После принятия Конституции 1993 года, которая
ввела международное право в правовую
систему Российской Федерации, прошло
немало времени, и соответствующие
положения Основного закона уже
неоднократно становились объектом
доктринального толкования, иногда и
критического разбора.
С момента
вступления в силу Конституции российские
ученые обратили внимание на термин
"правовая система" и указывали на его
неопределенность. Профессор Е.Т. Усенко
писал: "Правовая система" - это научное
понятие, нормативно не урегулированное и
потому едва ли уместное в Конституции.
Достаточно было сказать: "является частью
права Российской Федерации" <*>. Заметим,
однако, что и термин "право" не имеет
нормативного регулирования.
--------------------------------
<*> Усенко Е.Т.
Соотношение и взаимодействие
международного и национального права и
российская Конституция // Московский журнал
международного права. 1995. N 2. С. 18.
Г.В.
Игнатенко придерживается мнения, что
авторы Конституции исходили из широкой
трактовки термина "правовая система", не
ограничивая ее совокупностью юридических
норм, то есть правом. Не случайно
использовавшаяся в нескольких проектах
Конституции формула, согласно которой
принципы и нормы международного права,
международные договоры рассматривались
как "часть права" Российской Федерации, была
заменена при отработке окончательного
текста <*>. По его мнению, понятие
"правовая система" отличается от понятия
"право", будучи более насыщенной категорией,
вмещающей в себя наряду с правом как
совокупностью юридических норм
правоприменительный процесс и, очевидно,
складывающийся на их основе
правопорядок.
--------------------------------
<*> Игнатенко Г.В. Понятие международного
права // Международное право: Учебник для
вузов. М.: Норма, 1999. С. 13.
И.И. Лукашук
считает употребление термина "правовая
система" оправданным: "Термин "правовая
система" использован для того, чтобы
избежать приравнивания всех международных
норм к законодательству. В отличие от
законодательства в правовой системе страны
международные нормы могут занимать
различное положение" <*>. Как показала
практика осуществления части 4 статьи 15
Конституции Российской Федерации, такое
различное положение действительно
отмечается.
--------------------------------
<*>
Лукашук И.И. Конституция России и
международное право // Московский журнал
международного права. 1995. N 2. С. 33.
В
последнее время проблеме определения
понятия "правовая система" уделил некоторое
внимание Б.Л. Зимненко. Он подчеркивает, что
правовую систему нельзя путать с системой
национального законодательства <*>,
поскольку под системой законодательства
понимается совокупность национальных
правовых норм, включающих конституционные
нормы, нормы закона, а также правила
поведения, содержащиеся в подзаконных
актах <**>. Таким образом, заключает Б.Л.
Зимненко, международно-правовые нормы,
включая договорные нормы, являются
элементом именно правовой системы России, а
не системы национального законодательства
<***>.
--------------------------------
<*>
Зимненко Б.Л. Международные договоры в
судебной системе Российской Федерации //
Московский журнал международного права. 1999.
N 2. С. 104.
<**> Теория государства и
права / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 179 -
180.
<***> Зимненко Б.Л. Цит. соч. С.
105.
Принятые во многих государствах
конституционные формулировки отражают
неоднозначные подходы к проблеме. Так,
согласно ст. 25 Основного закона
Федеративной Республики Германии 1949 года
"общие нормы международного права являются
составной частью права Федерации"; согласно
п. 1 ст. 28 Конституции Греции 1975 года
общепризнанные нормы международного права,
а также международные договоры после их
ратификации и вступления в силу "являются
составной частью внутреннего греческого
права"; согласно ч. 4 ст. 5 Конституции
Республики Болгарии 1991 года
ратифицированные, опубликованные и
вступившие в силу международные договоры
"являются частью внутреннего права страны".
В Конституции Испании международные
договоры квалифицируются как "часть ее
внутреннего законодательства" (ч. 1 ст. 96).
Большинство конституций стран Содружества
Независимых Государств также содержат
упоминания международного права в той или
иной форме. Так, в Конституции Киргизии (ч. 3
ст. 12) говорится: "Ратифицированные
Кыргызской Республикой межгосударственные
договоры и иные нормы международного права
являются составной и непосредственно
действующей частью законодательства
Кыргызской Республики".
В Конституции
Украины действующие международные
договоры, согласие на обязательность
которых дано Верховной Радой Украины,
объявлены "частью национального
законодательства Украины".
В некоторых
конституциях стран СНГ международное право
не вводится ни в право, ни в правовую
систему страны. Согласно ст. 6 Конституции
Туркменистана просто признается приоритет
общепризнанных норм международного права.
В немного расширенном варианте почти такая
же формулировка включена в ст. 8 Конституции
Белоруссии: "Республика Беларусь признает
приоритет общепризнанных принципов
международного права и обеспечивает
соответствие им законодательства".
Таким образом, формулировка части 4 статьи 15
Конституции Российской Федерации выглядит
гораздо более широкой, чем в приведенных
примерах.
В последнее время оба термина
в российской литературе употребляются
зачастую равнозначно.
Ни в
международном праве, ни в российском
юридического определения понятия "правовая
система" не существует <*>.
--------------------------------
<*> Подробный обзор
см.: Сандуца Г.И. Применение общепризнанных
принципов и норм международного права в
правовой системе России // Международное
публичное и международное частное право.
2001. N 3. С. 8.
По нашему мнению, для целей
определения того места, которое
законодатель отводил международному праву
внутри Российской Федерации, право не может
быть сведено к законодательству, поскольку
в любом государстве действуют не только
нормы, изложенные законодателем в законах и
подзаконных нормативных актах. Кроме этих
норм, в любом государстве действуют также и
иные правовые нормы, например торговые
обычаи. Поэтому нормы международного права
влияют именно на правовую систему
государства в целом. Поскольку право и
законодательство составляют часть
правовой системы, международное право
становится регулятором
правоприменительного процесса и, таким
образом, одной из основ правопорядка в
целом. Такой подход позволяет нормам
международного права взаимодействовать с
российским законодательством в
правоотношениях, в правоприменительном
процессе, в структуре правопорядка.
2)
Международное право в Конституции
России.
Конституция любого государства
есть основополагающий правовой акт,
обладающий высшей юридической силой по
отношению ко всем прочим правовым актам.
Именно об этом говорится в ч. 1 ст. 15
Конституции Российской Федерации:
"Конституция Российской Федерации имеет
высшую юридическую силу, прямое действие и
применяется на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции
Российской Федерации".
Конституция
Российской Федерации 1993 года впервые в
истории нашего государства допустила
широкое применение международного права
внутри страны. Все предыдущие Конституции -
и РСФСР и СССР - жестко ограничивали
возможность воздействия
международно-правовых норм на
регулирование отношений между
государством и гражданином. В официальном
Комментарии к Конституции Российской
Федерации говорится, что "отличительной
особенностью новой российской Конституции
является то, что в отличие от прежних
Основных законов СССР и РСФСР она решает
вопрос о соотношении норм международного и
внутригосударственного права" <*>.
--------------------------------
<*> Комментарий к
Конституции Российской Федерации. М., 1996. С.
78.
Часть 4 статьи 15 Конституции Российской
Федерации гласит:
"Общепризнанные
принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее
правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора".
Это
общее положение в дальнейшем
конкретизируется в некоторых других
статьях Конституции.
В части 3 статьи 46
говорится: "Каждый вправе в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации обращаться в межгосударственные
органы по защите прав и свобод человека,
если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой
защиты".
Часть 1 статьи 62 гласит:
"Гражданин Российской Федерации может
иметь гражданство иностранного
государства (двойное гражданство) в
соответствии с федеральным законом или
международным договором Российской
Федерации".
В части первой статьи 63
сказано: "Российская Федерация
предоставляет политическое убежище
иностранным гражданам и лицам без
гражданства в соответствии с
общепризнанными нормами международного
права".
Часть 2 статьи 67: "Российская
Федерация обладает суверенными правами и
осуществляет юрисдикцию на
континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации в
порядке, определяемом федеральным законом
и нормами международного права".
В
статье 69 говорится: "Российская Федерация
гарантирует права коренных малочисленных
народов в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права
и международными договорами Российской
Федерации".
Как видим, статьи 62, 63 и 69
касаются прав человека и потому могут иметь
непосредственное регулирующее воздействие
на гражданский процесс, поскольку цель
этого процесса - защита прав граждан и
юридических лиц.
Ст. 67 не затрагивает
права человека, но может иметь
непосредственное применение в гражданском
процессе в тех случаях, когда
разбирательство касается имущественных
отношений. Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации в своем
информационном письме от 20 декабря 1999 года
"Об основных положениях, применяемых
Европейским судом по правам человека при
защите имущественных прав и права на
правосудие" специально обращал внимание на
то, что "компетенция арбитражных судов по
рассмотрению имущественных споров и
компетенция Европейского суда по
рассмотрению жалоб на нарушение
имущественных прав взаимосвязаны. Эта
связь базируется на необходимости решения
единой задачи международного и
внутригосударственного судопроизводства -
защите имущественных прав частных лиц при
надлежащей охране общественного
порядка".
Что касается положений
международного права, относящихся к правам
человека, то им в Конституции Российской
Федерации отведено особое место.
Согласно Конституции "в Российской
Федерации признаются и гарантируются права
и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с
настоящей Конституцией" (п. 1 ст. 17). О том же
свидетельствует и положение, согласно
которому "перечисление в Конституции
Российской Федерации основных прав и
свобод не должно толковаться как отрицание
или умаление других общепризнанных прав и
свобод человека и гражданина" (п. 1 ст. 55).
Из этого следует, что и сама Конституция не
может ограничить общепризнанные права и
свободы, главным источником которых
является международное право. Расширение
комплекса общепризнанных прав и свобод на
международном уровне влечет за собой
соответствующие перемены в национальном
праве без необходимости издания каких-либо
актов.
Однако в целом преимущественная
сила Конституции Российской Федерации
перед всеми правовыми нормами, в том числе
нормами международного права, бесспорна.
Теоретически если Конституция - это закон,
то договор должен иметь приоритет перед
Конституцией. С точки зрения общей теории
права можно утверждать, что Конституция РФ
1993 г. является Основным законом. Однако с
позиций системы и структуры национального
законодательства Конституция РФ
представляет собой именно конституцию, а не
закон. Конституция РФ 1993 года является
особым источником российского права,
обладающим высшей юридической силой на
всей территории России. Более того, текст
Конституции РФ разделяет понятия
Конституции и федеральных законов.
Например, в силу п. 2 ст. 4 "Конституция
Российской Федерации и федеральные законы
имеют верховенство на всей территории
Российской Федерации". Поэтому Конституция
не может быть поставлена на один уровень с
законом.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона о
международных договорах Российской
Федерации указано: "Международные договоры
Российской Федерации заключаются,
выполняются и прекращаются в соответствии
с общепризнанными принципами и нормами
международного права, положениями самого
договора, настоящим Федеральным законом".
Однако тот факт, что Конституция указана
после общепризнанных норм и договоров, ни в
коей мере не означает ограничения ее
статуса в правовой системе страны.
Сохраняет свое значение общий принцип -
Конституция "имеет высшую юридическую
силу". Законы и иные правовые акты, включая
те, что содержат международные нормы, не
должны противоречить Конституции, как это
закреплено в п. 1 ее ст. 15.
Следует
учитывать, что Конституция установила не
общий приоритет норм международного права,
а приоритет применения. Общий приоритет
означал бы, что в случае противоречия
международной норме закон прекращает свое
действие. Приоритет применения означает,
что в случае противоречия в данном
конкретном случае применяется
международная норма, но это не лишает закон
юридической силы, и он применяется в иных
случаях.
Указанный вывод также
подтверждается действующим российским
законодательством, предусматривающим
законодательные меры, связанные с
недопустимостью появления в правовой
системе России международных договоров,
положения которых противоречили бы
Конституции РФ. В силу ст. 22 Федерального
закона "О международных договорах
Российской Федерации" <*> "если
международный договор содержит правила,
требующие изменения отдельных положений
Конституции РФ, решение о согласии на его
обязательность для Российской Федерации
возможно в форме федерального закона
только после внесения соответствующих
поправок в Конституцию РФ или пересмотр ее
положений в установленном порядке". В
Комментарии к Конституции РФ отмечено: из
части четвертой статьи 15 вытекает, что
договоры обладают приоритетом только в
отношении законов и не могут превалировать
над положениями самой Конституции".
--------------------------------
<*> Собрание
законодательства