Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы российской федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>
А.В. КУРАКИН,
А.А. САВОСТИН
--------------------------------
<*>
Данная работа подготовлена при
информационной поддержке компании
.
Куракин Алексей Валентинович - кандидат
юридических наук, доцент кафедры
административного права Московского
университета МВД России.
Савостин А.А. -
кандидат юридических наук, доцент,
докторант ВНИИ МВД России.
Общая
характеристика процедур в системе
государственной гражданской службы.
Процессуальным производством называется
совокупность правил, определяющих порядок
выполнения ряда последовательных действий,
необходимых для реализации полномочий того
или иного государственного органа.
Существует два процесса рассмотрения и
разрешения дел или вопросов, входящих в
компетенцию государственного органа, -
административный и судебный.
Понятие
"административный процесс" охватывает все
виды процедур, применяемых
государственными органами при
осуществлении административной
деятельности. В юридической литературе по
административному праву принято деление
всех административно-процессуальных
производств на две обобщающие видовые
группы - юрисдикционные и процедурные,
отражающие процессуальную сторону
деятельности соответствующих органов и
должностных лиц по реализации задач и
функций исполнительной власти.
Виды
административно-юрисдикционных
производств, имеющих целью разрешение
административно-правовых споров, связанных
с государственной службой, применение к
виновным мер юридической ответственности
за совершенные проступки и правовая оценка
рассматриваемых фактов: дисциплинарных, по
делам о возмещении материального ущерба в
административном порядке, по жалобам,
связанным с государственной службой, по
делам об административных
правонарушениях.
Виды
административно-процедурных производств,
представляющих собой организационные
процедуры, обеспечивающие решение вопросов
государственной службы, когда отсутствует
административно-правовой спор: прием на
государственную службу, замещение
вакантной государственной должности
государственной службы по конкурсу,
присвоение квалификационного разряда,
воинского или специального звания,
классного чина, дипломатического ранга,
награждение государственной или
ведомственной наградой, проведение
аттестации государственного служащего и
др.
Процедурное производство
выражается в том, что органы исполнительной
власти, решая при отсутствии
административного спора вышеперечисленные
и иные вопросы в пределах своей
компетенции, обязаны соблюдать специальные
процессуальные правила. Именно отсутствие
спора отличает процедурное производство в
системе государственной службы от
юрисдикционного. Результатом процедурного
производства является не применение мер
государственного принуждения, а издание
индивидуальных правовых актов, с помощью
которых обеспечивается нормальная работа
органов управления, реализация прав
государственных служащих на продвижение по
службе, присвоение очередного
квалификационного разряда, специального
звания и др.
Что касается
юрисдикционных производств, то они имеют
правоохранительный характер и заключаются
в рассмотрении и разрешении органами
исполнительной власти и их должностными
лицами административно-правовых споров и в
правовой оценке поведения их участников, а
также в применении к виновным при
негативной оценке их поведения мер
государственного принуждения. В настоящей
лекции будут рассмотрены наиболее крупные
административные производства.
Процедура приема на государственную
службу. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. "Об
основах государственной службы Российской
Федерации" определяет, что право
поступления на государственную службу
имеют граждане Российской Федерации не
моложе 18 лет, владеющие государственным
языком, имеющие профессиональное
образование и отвечающие требованиям,
установленным законом для государственных
служащих.
При поступлении на
государственную службу, а также при ее
прохождении не допускается установление
каких бы то ни было прямых или косвенных
ограничений или преимуществ в зависимости
от пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства,
наличия или отсутствия гражданства
субъектов Российской Федерации, отношения
к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, созданным в
порядке, предусмотренном Конституцией
Российской Федерации и федеральным
законом.
Гражданин не может быть принят
на государственную службу и находиться на
государственной службе в случаях:
1)
признания его недееспособным или
ограниченно дееспособным решением суда,
вступившим в законную силу;
2) лишения
его права занимать государственные
должности государственной службы в течение
определенного срока решением суда,
вступившим в законную силу;
3) наличия
подтвержденного заключением медицинского
учреждения заболевания, препятствующего
исполнению им должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры
оформления допуска к сведениям,
составляющим государственную и иную
охраняемую законом тайну, если исполнение
должностных обязанностей по
государственной должности государственной
службы, на которую претендует гражданин,
связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители,
супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а
также братья, сестры, родители и дети
супругов) с государственным служащим, если
их государственная служба связана с
непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного
государства, за исключением случаев, если
доступ к государственной службе
урегулирован на взаимной основе
межгосударственными соглашениями;
7)
отказа от представления сведений о доходах
и имуществе государственного служащего.
Так, гражданин при поступлении на
государственную службу, а также
государственный служащий в соответствии с
федеральным законом ежегодно обязаны
представлять в органы государственной
налоговой службы сведения о полученных ими
доходах и имуществе, принадлежащем им на
праве собственности, являющихся объектами
налогообложения. Поступающие в органы
государственной налоговой службы сведения,
указанные в настоящей статье, составляют
служебную тайну.
Помимо этого при
поступлении на государственную службу
гражданин представляет: личное заявление;
документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку; документы, подтверждающие
профессиональное образование; справку из
органов государственной налоговой службы о
представлении сведений об имущественном
положении; медицинское заключение о
состоянии здоровья; другие документы, если
это предусмотрено федеральным законом.
Сведения, представленные согласно
настоящему Федеральному закону при
поступлении гражданина на государственную
службу, а также при решении вопроса о его
назначении на высшую государственную
должность государственной службы, подлежат
проверке в установленном Федеральным
законом "Об основах государственной службы
Российской Федерации" порядке.
Процедура замещения вакантной
государственной должности государственной
службы по конкурсу. В целях обеспечения
равного доступа граждан к федеральной
государственной службе, повышения
профессионального уровня федеральных
государственных служащих в соответствии с
Федеральным законом "Об основах
государственной службы Российской
Федерации" Указом Президента России от 29
апреля 1996 г. утверждено Положение о
проведении конкурса на замещение вакантной
государственной должности федеральной
государственной службы.
Конкурс на
замещение старшей, ведущей, главной и
высшей вакантных государственных
должностей федеральной государственной
службы, учреждаемых федеральными органами
государственной власти или их аппаратами,
иными государственными органами,
образованными в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, для
исполнения их полномочий, обеспечивает
право граждан Российской Федерации на
равный доступ к федеральной
государственной службе в соответствии с их
способностями и профессиональной
подготовкой.
Вакантной государственной
должностью в государственном органе
признается не замещенная федеральным
государственным служащим государственная
должность, предусмотренная в структуре
аппарата государственного органа.
Право на участие в конкурсе на замещение
вакантной государственной должности имеют
граждане Российской Федерации не моложе 18
лет, владеющие государственным языком,
отвечающие установленным федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами Российской Федерации требованиям,
необходимым для замещения вакантной
государственной должности.
Конкурс
проводится в государственном органе для
граждан, впервые или вновь поступающих на
федеральную государственную службу.
Конкурс проводится в форме конкурса
документов на замещение старшей
государственной должности или
конкурса-испытания на замещение ведущей,
главной и высшей государственных
должностей.
Государственный служащий
вправе участвовать в конкурсе по
собственной инициативе независимо от того,
какую должность он замещает в момент его
проведения.
Конкурс в государственном
органе объявляется при наличии вакантной
государственной должности и отсутствии
резерва государственных служащих для ее
замещения.
Руководитель
государственного органа направляет
сообщение о проведении конкурса в Совет по
вопросам государственной службы при
Президенте Российской Федерации.
Конкурс проводится в два этапа. На первом
этапе конкурса Совет по вопросам
государственной службы при Президенте
Российской Федерации публикует объявление
государственного органа о приеме
документов для участия в конкурсе. Оно
может быть также опубликовано в органах
печати, учрежденных соответствующими
государственными органами, и других
печатных изданиях.
В объявлении о
приеме документов для участия в конкурсе
указываются наименование вакантной
государственной должности, требования,
предъявляемые к гражданину, претендующему
на замещение государственной должности, а
также условия прохождения федеральной
государственной службы.
Гражданин,
изъявивший желание участвовать в конкурсе,
представляет в государственный орган:
-
личное заявление, листок по учету кадров,
фотографию;
- документ, удостоверяющий
личность (по прибытии на конкурс);
-
документы, подтверждающие необходимое
профессиональное образование, стаж работы
и квалификацию (выписку из трудовой книжки,
копии документов об образовании, о
повышении квалификации, о присвоении
ученого звания, заверенные нотариально или
кадровыми службами по месту работы);
-
справку из органов государственной
налоговой службы о представлении сведений
о его имущественном положении;
-
медицинское заключение о состоянии
здоровья с записью об отсутствии
заболеваний, препятствующих ему исполнять
обязанности по соответствующей
государственной должности. Перечень этих
заболеваний утверждается федеральным
законом. Медицинское заключение о
состоянии здоровья выдается гражданину
медицинским учреждением по месту его
обслуживания;
- другие документы,
предусмотренные федеральным законом.
Представленные гражданином на имя
руководителя государственного органа
сведения подлежат проверке в соответствии
с федеральным законом.
С согласия
гражданина (государственного служащего)
проводится процедура оформления допуска к
сведениям, составляющим государственную и
иную охраняемую законом тайну, если
исполнение должностных обязанностей по
государственной должности связано с
использованием таких сведений.
Федеральный государственный служащий,
изъявивший желание участвовать в конкурсе,
направляет заявление на имя руководителя
государственного органа. Государственный
орган обеспечивает ему получение
документов, необходимых для участия в
конкурсе.
Проверка достоверности
сведений, представляемых государственным
служащим, изъявившим желание участвовать в
конкурсе, осуществляется только в случае
его участия в конкурсе на замещение высшей
государственной должности.
Гражданин
не допускается к участию в конкурсе в
случае: признания его недееспособным или
ограниченно дееспособным решением суда,
вступившим в законную силу; лишения его
права занимать государственные должности
государственной службы в течение
определенного срока решением суда,
вступившим в законную силу; наличия
подтвержденного заключением медицинского
учреждения заболевания, препятствующего
исполнению им должностных обязанностей;
отказа от прохождения процедуры оформления
допуска к сведениям, составляющим
государственную и иную охраняемую законом
тайну, если исполнение должностных
обязанностей по государственной должности,
на которую претендует гражданин, связано с
использованием таких сведений; близкого
родства или свойства (родители, супруги,
братья, сестры, сыновья, дочери, а также
братья, сестры, родители и дети супругов)
гражданина с государственным служащим,
если его предстоящая федеральная
государственная служба связана с
непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одного другому; утраты
гражданства Российской Федерации, наличия
гражданства иностранного государства, за
исключением случаев, когда доступ к
государственной службе урегулирован на
взаимной основе межгосударственными
соглашениями; отказа от представления
сведений о полученных им доходах и
имуществе, принадлежащем ему на правах
собственности, являющихся объектами
налогообложения.
Документы для участия
в конкурсе представляются в
государственный орган в течение месяца со
дня объявления об их приеме.
При
несвоевременном или неполном
представлении по уважительным причинам
документов, указанных в Положении о
проведении конкурса на замещение вакантной
государственной должности федеральной
государственной службы, руководитель
государственного органа вправе перенести
сроки приема документов для участия в
конкурсе. Несвоевременное или неполное
представление документов без уважительных
причин является основанием для отказа
гражданину в приеме документов для участия
в конкурсе.
Решение о дате, времени и
месте проведения второго этапа конкурса
принимается руководителем
государственного органа после проверки
достоверности сведений, представленных
гражданами, изъявившими желание
участвовать в конкурсе, а также после
оформления в случае необходимости допуска
к сведениям, составляющим государственную
и иную охраняемую законом тайну. В случае
установления в ходе проверки
обстоятельств, препятствующих в
соответствии с федеральными законами и
другими нормативными правовыми актами
Российской Федерации поступлению
гражданина на федеральную государственную
службу, он информируется в письменной форме
руководителем государственного органа о
причинах отказа от участия в конкурсе.
Руководитель государственного органа не
позднее чем за неделю до начала второго
этапа конкурса сообщает о дате, времени и
месте его проведения государственным
служащим и гражданам, допущенным к участию