Вопросы авторства применительно к разным этапам создания карт и различным видам картографических произведений
ЭТАПАМ СОЗДАНИЯ КАРТ И РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ
КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Р.
ЯКОВЛЕВА
Р. Яковлева, начальник
Управления картографо-геодезических
фондов и интеллектуальной собственности
Роскартографии, канд. техн. наук
(Москва).
Хотя географические карты всеми
действующими международными конвенциями и
федеральными законами отнесены к объектам
интеллектуальной собственности, а именно
рассматриваются как объекты авторского
права, в России в настоящее время
существует не так много публикаций,
посвященных данной проблеме. Этому есть
несколько причин.
Так, во времена
существования СССР геодезия и картография
относились к государственной сфере
деятельности. Практически все карты
издавались Главным управлением геодезии и
картографии (ГУГК) при Совете Министров
СССР. Поэтому вопросы авторского права не
были актуальны. Инструкции, нормы и правила,
издававшиеся ГУГК СССР, а также его приказы
и распоряжения регулировали все отношения,
связанные с созданием и использованием
географических карт.
Только начиная с
1995 г. работы по созданию карт стали
предметом лицензирования, и частные фирмы
получили возможность заниматься
картографо-геодезической деятельностью. С
этого момента вопросы правового
регулирования взаимоотношений при
использовании и создании карт начинают
становиться все более актуальными. Если до
1998 г. имеются ссылки только на одно дело,
рассмотренное в арбитражном суде по поводу
незаконного использования карт, то с 2000 г.
таких дел становится все больше. Их главные
участники - бывшие предприятия ГУГК СССР и
коммерческие предприятия.
Другая
причина состоит в том, что действующее
законодательство более ориентировано на
литературные и музыкальные произведения,
нежели на географические карты, которые по
определению классиков являются
произведениями, полученными в результате
тесного переплетения науки и искусства.
Существует такое количество особенностей
создания карт (например, математическая
основа, генерализация, масштабирование и
т.д.), что прямое применение основных норм
законодательства становится иногда
затруднительным. Даже термины, применяемые
в картографии, по своему содержанию часто
не соответствуют общепринятым. Например, по
законодательству об авторском праве
редактор произведения (в общем понимании
этого термина) не может претендовать на
авторство, тогда как в картографии редактор
карты (разрабатывающий ее содержание и
определяющий все принципиальные вопросы)
является одним из основных авторов. С
появлением же новых видов цифровых карт,
которые одновременно могут быть и базами
данных, ситуация еще больше осложнилась.
Вместе с тем в некоторых зарубежных
странах уже давно существует практика
правовой охраны и защиты географических
карт как объектов авторского права с
применением в качестве правовой базы
законов об авторском праве в сочетании со
специально изданными в отношении
картографических произведений документами
<*>.
--------------------------------
<*>
Яковлева Р.Б. ГИС: закон и рынок. Цифровые
карты как рыночный продукт. М.: ЦНИИГАиК,
1999.
Настоящая статья преследует две цели:
во-первых, дать представление о той
ценности, которой обладают географические
карты как объекты интеллектуальной
собственности, и тех средствах, которые
существуют для их правовой охраны, а
во-вторых, привлечь внимание законодателей,
юристов и правоведов к тем проблемам в
области картографии, которые требуют более
детального изучения и, возможно, внесения
изменений в действующее
законодательство.
Карты как объект
авторского права
В соответствии со ст. 7
Закона РФ "Об авторском праве и смежных
правах" (далее - Закон об авторском праве)
"географические, геологические и другие
карты, планы, эскизы и пластические
произведения, относящиеся к географии,
топографии и к другим наукам", являются
объектами авторского права. Кроме того, п. 3
ст. 7 Закона к объектам авторского права
относит и производные произведения, в том
числе переработки произведений науки,
литературы и искусства, а также сборники
(базы данных) и другие составные
произведения, по подбору или расположению
материалов представляющие результат
творческого труда.
Таким образом,
географические карты и планы (как
первичные, так и производные), в том числе
представленные в цифровой форме (базы
данных), а также географические атласы,
которые являются составными
произведениями, - все это объекты
авторского права <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.:
ИС. Авторское право и смежные права. 2004. N 7. С.
24 - 29.
Напомним, что в соответствии с ГОСТ
21667-76 "Картография, термины и
определения":
карта - построенное в
картографической проекции, уменьшенное,
обобщенное изображение поверхности Земли,
поверхности другого небесного тела или
внеземного пространства, показывающее
расположенные на них объекты (предметы и
явления) в определенной системе условных
знаков;
атлас - картографическое
произведение, состоящее из многих карт,
объединенных общей программой;
первичная карта - карта, полученная в
результате съемки или составленная по
материалам, не являющимся картами;
производная карта - карта, составленная по
ранее созданной карте.
В соответствии
со ст. 9 Закона об авторском праве авторское
право на произведение возникает в силу
факта его создания. Для возникновения и
осуществления авторского права не
требуется регистрации произведения, иного
специального его оформления или соблюдения
каких-либо формальностей. Поэтому для
определения авторства на картографическое
произведение важно установить конкретный
момент завершения его создания с учетом
применяемой технологии.
Чаще всего
карта представляет собой двухмерное
изображение земной поверхности. Однако
существуют способы и трехмерного
изображения земной поверхности. Это -
рельефные карты, которые, как правило,
изготавливаются из пластика и дают
объемное трехмерное изображение
поверхности Земли. Все содержание
рельефных карт показывают обычными
условными знаками. В соответствии со ст. 4
Закона об авторском праве воспроизведение
произведения - это в том числе и
"изготовление в трех измерениях одного или
более экземпляров двухмерного
произведения...". Таким образом, создание
рельефных карт является воспроизведением
двухмерных карт, лежащих в основе
технологии их изготовления.
Согласно
К.А. Салищеву <*> "составлением карт (в
прямом смысле этого термина) называют
совокупность графических работ по
изготовлению оригинала карты, т.е. ее
первичного экземпляра, который включает
полностью содержание карты и выполнен в
установленных картографических знаках с
обусловленной точностью и
генерализацией...
--------------------------------
<*> Салищев К.А. Проектирование и
составление карт. М.: МГУ, 1978.
Первичные
оригиналы карты, точные и полные по
содержанию, выполняют в принятых условных
обозначениях, выдерживая их рисунок и
размеры, но без тщательной графической
отделки. Такие оригиналы называют
составительскими. По ним делают, как
строгие копии, вторичные, издательские
оригиналы, отличающиеся высоким
графическим качеством и удовлетворяющие
специальным требованиям полиграфического
воспроизведения".
Поскольку
тематические карты часто разрабатываются
не картографами, а специалистами -
геологами, почвоведами и т.д., то в
результате ими создаются, как правило,
авторские оригиналы, авторские макеты и
авторские эскизы.
"Авторскими
оригиналами называют точные рукописные
карты, выполненные в масштабе издания с
хорошим графическим качеством и с
требуемыми точностью, полнотой и
детальностью.
Авторские макеты - это
вполне достоверные карты, но выполненные не
в строгом соответствии с техническими
требованиями, часто их готовят в более
крупном масштабе (на фотографически
увеличенной основе) с использованием
укрупненных обозначений, утолщенных линий
и т.д., что допускает пониженное качество
графического выполнения.
Авторские
эскизы - наброски, отражающие общий замысел
карты в отношении ее содержания и
оформления и требующие при последующей
работе с ними обращения к первоисточникам,
усовершенствования легенды и в конечном
счете изготовления полноценного оригинала"
<*>.
--------------------------------
<*>
Салищев К.А. Проектирование и составление
карт. М.: МГУ, 1978.
Из всего вышеизложенного
следует, что фактом создания законченного
произведения - карты - можно считать
создание составительского оригинала,
авторского оригинала и в определенной
степени авторского макета. В последнем
случае возможно соавторство со
специалистом, выполняющим окончательное
оформление карты, - все зависит от степени
проработки авторского макета.
Соответственно авторами являются
создатели указанных произведений.
Последующие доработки созданных
произведений для достижения
полиграфического качества носят
технический характер, и их исполнители не
могут претендовать на авторство.
Естественно, все права на использование
издательских оригиналов также принадлежат
авторам составительских оригиналов.
Что касается авторского эскиза, то его
доработка до законченного произведения
чаще всего должна подразумевать
привлечение специалиста-картографа,
творческий вклад которого также может быть
значительным. В этом случае, безусловно,
речь должна идти о соавторстве в отношении
законченной карты. Однако авторский эскиз и
сам по себе является объектом авторского
права, поскольку ст. 7 Закона об авторском
праве относит к таковым эскизы, относящиеся
к географии, топографии и другим наукам.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона
авторское право распространяется как на
обнародованные, так и на необнародованные
произведения, выраженные в объективной
форме. Поэтому даже в том случае, если карта
не была отпечатана типографским способом и
ее создание завершилось составительским
или авторским оригиналом, она охраняется
законом.
Вместе с тем следует отметить,
что при создании тематических карт для
разработки специального содержания всегда
используется определенная географическая
основа, на которую наносится результат
авторских разработок. Согласно
упоминавшемуся выше ГОСТу 21667-76
"географическая основа карты -
общегеографическая часть содержания
отраслевых, тематических и специальных
карт, служащая для нанесения их
специального содержания и ориентирования
при пользовании картой".
Чаще всего
географическая основа берется с
общегеографических карт, которые, в свою
очередь, также являются объектами
авторского права. Поэтому автор нового
картографического произведения должен
получить разрешение на использование
географической основы у правообладателя.
Только в этом случае станет возможным
правомерное использование нового
произведения.
В соответствии с п. 3 ст. 6
Закона об авторском праве часть
произведения, которая может использоваться
самостоятельно, является объектом
авторского права. При этом она должна, как и
само произведение, быть результатом
творческой деятельности. Применительно к
географическим картам это очень важная
норма, так как при создании многокрасочных
издательских оригиналов выполняется
расчленение содержания карты по элементам
содержания и по цветам. Создаются так
называемые расчлененные диапозитивы, в
частности диапозитив рельефа (горизонтали),
диапозитив гидрографии, диапозитив
дорожной сети и др., представляющие собой
части карты, которые часто могут
использоваться самостоятельно.
Любой
фрагмент целостной карты (тиражного
оттиска или совмещенного диапозитива),
который может использоваться
самостоятельно, также является объектом
авторского права. Поскольку в
законодательстве отсутствуют какие-либо
ограничения на размер используемой части,
основным критерием должна быть возможность
использования фрагмента самостоятельно.
Следует отметить, что на практике возник
вопрос относительно использования
фрагментов планов городов для отображения
схем проезда, например, на билетах, в
Интернете и т.п. Хотя использованные
фрагменты планов были невелики, однако
содержали всю необходимую информацию для
отображения схем проезда. В связи с этим
Федеральная служба геодезии и картографии
России выпустила пресс-релиз от 24.11.2003, в
котором разъясняла, что использованные
фрагменты планов городов также являются
объектами авторского права. Аналогичное
положение существует в законодательстве
Великобритании. Так, в нормативных
документах Артиллерийской съемки
Великобритании (национальной
картографической службы) имеется
специальный раздел, устанавливающий
конкретный размер оплаты в случаях
использования ее планов для отображения
схем проезда, в том числе на
пригласительных билетах и в Интернете.
Основными творческими процессами при
создании карты являются:
- разработка
содержания карты;
- разработка легенды
карты;
- разработка условных знаков;
- выполнение генерализации (отбор,
обобщение и т.д.);
- размещение
наименований географических объектов.
До тех пор пока эти процессы присутствуют в
создании карты, окончательный результат не
сможет быть повторен при параллельном
творчестве, что является основным
критерием авторского права.
Говоря о
творческих процессах создания карты,
нельзя не уделить внимания процессу
редактирования.
Термин "редактирование"
в картографии принципиально отличается от
общепринятого термина "редактирование" в
издательской сфере. Во всех публикациях,
посвященных авторскому праву,
подчеркивается, что редактирование любого
созданного произведения не является
творческим процессом, а редактор не может
считаться автором.
В картографии
ситуация прямо противоположная.
В
работе <*> приводится следующее
определение редактирования:
"Редактирование карт - разработка
содержания и рациональных методов создания
карты. Редактирование карт включает:
изучение картографируемой территории в
географическом отношении и выявление ее
типичных особенностей, подлежащих
отображению на карте; сбор
картографических материалов, их изучение и
составление рекомендаций по использованию;
разработку математической основы карты...
ее содержания... и оформления; определение
технологии создания карты, методов
составления и подготовки к изданию
оригиналов карты".
--------------------------------
<*> Топографо-геодезические термины.
Справочник / Б.С. Кузьмин, Ф.Я. Герасимов, В.М.
Молоканов и др. М.: Недра, 1989.
Иными
словами, основные творческие процессы
имеют место именно при редактировании
карты. И редактор, выполнивший разработку
содержания карты (или атласа),
подготовивший редакционный план или
редакционно-технические указания, является
одним из основных авторов карты наряду с
составителем, непосредственно выполнявшим
работы по ее составлению.
Создание
карты - это сложный технологический
процесс, в котором используются результаты
геодезических съемок, данные аэро- и
космосъемки, множество дополнительных и
вспомогательных материалов. Поэтому
созданием карт, как правило, занимаются
большие коллективы на