Проблемы и перспективы правового регулирования миграции в россии

МИГРАЦИИ В РОССИИ
А.С. КРУЧИНИН
Кручинин Алексей Сергеевич, доцент кафедры государственно-правовых наук НГАЭиУ (Новосибирской государственной академии экономики и управления).
1. Проблема соотношения международных обязательств и
национального законодательства о миграции в России
В России процесс формирования национального миграционного законодательства тесно связан с межгосударственными (международными) отношениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы".
Российская Федерация является участником множества международных актов, в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и права на свободу передвижения.
Такими актами являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативные протоколы к нему. Эти документы образуют основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами, вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище.
Кроме этого, существуют обязательства России в рамках СНГ, которые сформировались в целях решения проблем, сложившихся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, для создания единого для государств СНГ правового поля. В 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Этим документом были определены термины "беженец", "вынужденный переселенец" и была установлена правовая основа для решения проблем вынужденной миграции.
Россией были сделаны шаги по упрощению порядка перемещения мигрантов через государственную границу. Со всеми странами СНГ заключены многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. При этом ограничения на передвижение существуют только с Туркменистаном и Грузией.
Однако, несмотря на значимость сделанных Россией шагов по международному сотрудничеству в области правового регулирования проблем миграции, часть ее внутренних нормативных актов не соответствует международным обязательствам.
Также проблемой для России является отсутствие во внутреннем законодательстве многих норм, которые содержатся в ее международных обязательствах.
В связи с этим часть норм, содержащихся в вышеперечисленных международных договорах и соглашениях, до сих пор не востребована правоприменителем.
Это можно показать на следующих примерах:
1. Декларация ООН о правах человека 1985 г. в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, провозглашает, что "каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона". Аналогичное положение присутствует в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Этими международными договорами предусматривается обязанность государств обеспечить защиту прав и свобод лиц, не являющихся гражданами государства проживания, однако в России Законы "О милиции" <1>, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <2> (2003 г.), Указ Президиума ВС СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" <3> предусматривают исключительную возможность обращения за защитой прав в органы государственной власти и органы местного самоуправления только для граждан России. При этом о праве на обращение для иностранных граждан и лиц без гражданства умалчивается. Такие же нарушения существуют в ряде законов субъектов Российской Федерации, в т.ч. в законах об обращениях граждан <4>.
--------------------------------
<1> Статья 39 Федерального закона "О милиции". "Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции. Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд".
<2> Статья 32 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". "Обращения граждан в органы местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления".
<3> Указ Президиума ВС СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". "Обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением". "1. Все государственные и общественные органы должны обеспечивать гражданам необходимые условия для осуществления провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами прав, вносить в письменной и устной форме в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обращаться с заявлениями, обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов".
<4> Статья 5 Закона Новосибирской области "Об обращениях граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций в Новосибирской области". "Право граждан на обращение с письмом или личный прием. Любой гражданин вправе обратиться к депутатам, должностным лицам и руководителям с индивидуальным, коллективным письмом, жалобой, заявлением, предложением, прийти на личный прием к депутату, должностному лицу или руководителю непосредственно или к вышестоящему в порядке подчиненности руководителю".
2. В Федеральном законе "О беженцах" имеет место отход от императивных норм Конвенции о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) и Протокола (1967 г.), касающихся статуса беженцев. Например, подпункт 1 п. 1 ст. 9 Закона не соответствует разделу "С" ст. 1 Конвенции. Поскольку получение беженцем разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации не может служить основанием для утраты статуса беженца, т.к. раздел "С" ст. 1 Конвенции содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения статуса беженца, также подпункт 1 п. 2 ст. 9 не соответствует разделу "С" ст. 1 Конвенции. Осуждение беженца за совершение преступления на территории Российской Федерации не может служить основанием лишения лица статуса беженца.
Статья 42 Конвенции о статусе беженцев специально запрещает оговорки к ст. 1 Конвенции. В пп. "d" п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. указано: "Оговорка означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договоров в их применении к данному государству". Таким образом, в ст. ст. 1, 2, 3, 9 Федерального закона "О беженцах" содержатся формулировки, частично исключающие или частично изменяющие юридический смысл ст. 1 Конвенции о статусе беженцев.
3. Соглашение 1993 г. о помощи беженцам и вынужденным переселенцам регулирует такие аспекты вынужденной миграции, как:
- определение статуса вынужденных мигрантов;
- обеспечение беженцев и вынужденных переселенцев необходимыми социально-бытовыми условиями и содействие в трудоустройстве;
- гарантии жителям зон вооруженных и межнациональных конфликтов на эвакуацию;
- возмещение беженцам и вынужденным переселенцам стоимости оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества и компенсации ущерба здоровью и потери заработка.
Несмотря на то что Соглашение было принято еще в 1993 г., его положения до сих пор в целом не реализованы в законодательстве России. Так, сохранились:
- несоответствия понятий "беженец" и "вынужденный переселенец" в федеральных законах Российской Федерации и Соглашении;
- в законодательстве России отсутствуют процедуры, предусмотренные ст. 7 Соглашения, в рамках которой государство "выезда" должно возместить беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсировать ущерб здоровью и потерю заработка.
4. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. декларирует право законно находящихся на территории мигрантов и иностранцев на свободу мысли, совести и вероисповедания, равенство перед судом, личную неприкосновенность, свободу мирных собраний, свободу ассоциаций, право на социальное обеспечение, на свободное передвижение и свободу выбора места жительства и другие права. В соответствии с Конвенцией иностранцы, законно находящиеся на территории России, могут быть высланы только во исполнение законно принятого решения и должны иметь возможность представить доводы против высылки. Однако в Законе "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" такая процедура не предусмотрена.
Учитывая приведенные примеры, можно утверждать о том, что трансформация международных норм в России происходит медленно и выборочно, что приводит к неисполнению международных обязательств и ущемлению прав мигрантов.
В федеральных законах отсутствует часть принятых международным правом терминов. Отсутствие таких понятий, как иностранец, мигрант, вызывает противоречия и затруднения в применении норм международных договоров в России как на федеральном, так и на региональном уровне. При этом на региональном уровне попытки использования этих понятий вызывают множественные конфликты с контрольными и надзорными органами.
2. Проблема правового регулирования миграции
на федеральном уровне
Попытки упорядочения и демократизации правового регулирования миграции на федеральном уровне в России осуществлялись неоднократно. В настоящее время этот процесс усилился в связи с проведением реформ, направленных на достижение устойчивого социально-экономического и демографического развития, национальной безопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала.
В связи с этим для реформирования миграционного законодательства появилась необходимость внесения ряда дополнений и изменений в действующие законы Российской Федерации.
Сегодня базовые нормы, законодательно регулирующие в России миграционные процессы, уже существуют.
К ним относятся:
1. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации", которым определены принципы гражданства Российской Федерации, правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Однако этот Закон не имеет процедур регулирования динамики миграции и является статусным актом, определяющим процедуру приобретения и утраты гражданства.
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которым определяется правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
3. Федеральный закон от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", который определяет право граждан и лиц, не обладающих гражданством России, находящихся на территории Российской Федерации, на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и устанавливает режим их регистрации.
4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", который определяет правила и порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах", который определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
6. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. "О беженцах", который определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев.
Несмотря на видимое многообразие перечисленных Законов, они не способны в целом решить множественные проблемы в области миграции, которые появляются на практике, и закрыть пробелы в этой области.
Так, по данным статистики, иммиграция в Российскую Федерацию, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами.
Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой половине 1990-х годов, постепенно снижается.
Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека.
Сохраняется проблема социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.
Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в Российской Федерации, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций.
Продолжает сокращаться позитивная,

Институт добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство в российском и американском праве  »
Комментарии к законам »
Читайте также