Земельно-правовой статус иностранного юридического лица в российском законодательстве
ЛИЦА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Л.В.
АМОСОВА
Амосова Л.В., Волго-Вятская
академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации.
С
углублением международного сотрудничества
России с другими странами правовое
регулирование общественных отношений с
участием иностранных граждан и юридических
лиц приобретает особую значимость, тем
более что правовой статус иностранных лиц
характеризуется, как правило,
определенными ограничениями. В связи с этим
необходимо четко определить понятие
иностранного юридического лица.
Действующее законодательство не содержит
такого понятия, так же как и ответа на
вопрос, является ли российское юридическое
лицо, 100% уставного капитала которого
принадлежит иностранному учредителю,
иностранным. Анализ законодательной базы
позволяет выделить следующие признаки
иностранного юридического лица:
образование в соответствии с
законодательством иностранного
государства; гражданская правоспособность,
определяемая по праву иностранного
государства, в котором они учреждены.
В
Законе "О валютном регулировании и валютном
контроле" <*> понятия "нерезидент" и
"иностранное юридическое лицо" совпадают.
Однако данный Закон выделяет признак
местоположения юридического лица, который
не используется в других
нормативно-правовых актах. Любое
юридическое лицо регистрируется по месту
его нахождения, но, так как он включается в
признак образования юридического лица в
соответствии с законодательством
иностранного государства, данный признак
выделять нецелесообразно.
--------------------------------
<*> Федеральный
закон "О валютном регулировании и валютном
контроле" от 09.10.1992 N 3615-1 (ред. от 27.02.2003) //
Российская газета. 1992. 4 ноября. N 240; 2003. 5
марта. N 42.
Исходя из необходимости защиты
государственных и общественных интересов,
российский законодатель применяет способы,
с помощью которых российское юридическое
лицо приравнивается по статусу к
иностранному юридическому лицу,
устанавливая:
- долю иностранного
участия в уставном капитале в размере 50% и
более;
- количество иностранных
участников в органах управления или
контроля (более одной трети).
Таким
образом, целесообразно дать следующее
понятие иностранного юридического лица:
коммерческие организации, созданные в
соответствии с законодательством РФ, 50 и
более процентов уставного капитала которых
принадлежит иностранным участникам, а
также любые другие организации,
гражданская правоспособность которых
определяется по праву иностранного
государства, в котором они созданы.
Недооценка важности поставленной автором
проблемы в итоге оборачивается
несовершенством и противоречивостью
действующего законодательства, проблемами
в его практическом применении. Примером
может служить земельно-правовой статус
иностранного гражданина и юридического
лица.
В соответствии со ст. 35
Конституции "каждый вправе иметь в частной
собственности землю" <*>. Данное
положение в равной степени относится как к
российским, так и к иностранным физическим
и юридическим лицам. Это согласуется с ч. 3
ст. 62 Конституции, где закреплен
традиционный для российского
законодательства принцип национального
режима, в соответствии с которым
иностранные граждане пользуются теми же
правами, что и российские.
--------------------------------
<*> Конституция РФ.
1993. М.: Юрайт, 1998. С. 11.
Кроме того, согласно
ст. 2 Гражданского кодекса "правила,
установленные гражданским
законодательством, применяются к
отношениям с участием иностранных граждан,
лиц без гражданства и иностранных
юридических лиц" <*>. Таким образом,
иностранные граждане и юридические лица
могут совершать любые сделки с землей,
включая куплю-продажу.
--------------------------------
<*> Гражданский
кодекс РФ. Части 1, 2, 3 (ред. от 01.03.2002). СПб.:
Питер, 2002. С. 3.
Вместе с тем законодатель
установил ряд ограничений:
1)
иностранные граждане не могут обладать на
праве собственности земельными участками,
находящимися на приграничных территориях,
перечень которых устанавливается указом
Президента РФ.
До настоящего времени
такой перечень отсутствует, что
существенно затрудняет реализацию прав
иностранных физических и юридических лиц. В
то же время граждане бывших союзных
республик (Казахстана, Белоруссии и др.)
также не могут приобрести земельные
участки в собственность по действующему
законодательству. По мнению автора, такую
категорию лиц нельзя считать
иностранными;
2) приобретение
земельного участка только на платной
основе;
3) предоставление земель
сельскохозяйственного назначения только
на праве аренды. Кроме того, Закон "Об
обороте земель сельскохозяйственного
назначения" <*> содержит правила и
ограничения, применяемые к обороту
земельных участков и долей в праве общей
собственности на земельные участки из
земель сельскохозяйственного назначения.
П. 5 ч. 3 ст. 1 Закона устанавливает одинаковый
правовой статус иностранных граждан,
юридических лиц, а также российских
юридических лиц, в уставном капитале
которых доля иностранных граждан,
иностранных юридических лиц, лиц без
гражданства составляет более чем 50%.
--------------------------------
<*> ФЗ "Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения"
от 24.07.2002 N 101-ФЗ // Российская газета. 2002. 27
июля. N 137.
Таким образом, земли
сельскохозяйственного назначения защищены
от иностранного инвестора, в отличие от
других категорий земель, находящихся в
свободном обороте, например земель
городских поселений. По экономической
оценке это самые дорогие земли, стоящие
больше, чем земли сельскохозяйственного
назначения. А ведь именно в данном случае в
отношении иностранных граждан действует
национальный режим. Экономическая выгода
государства ущемляется в отношении
национального режима городского поселка.
Представляется необоснованной позиция
законодателя, предоставившего иностранным
физическим и юридическим лицам такой объем
прав в сфере земельных отношений.
Необходимо:
1) ввести по отношению ко
всем категориям земель ряд дополнительных
ограничений, усилив тем самым
государственный контроль за оборотом
российской земли;
2) приравнять
российских юридических лиц с иностранным
капиталом к иностранным юридическим лицам.
Если применить предлагаемое автором
понятие иностранного юридического лица, то
ограничения автоматически распространятся
на все категории земель.
Кроме того,
метод перечисления приграничных
территорий, планируемый в указе Президента,
как свидетельствует российский и
зарубежный законодательный опыт, не
является самым эффективным методом.
Представляется целесообразным в целях его
согласования выработать механизм
согласования перечня с субъектами РФ,
усилив тем самым контроль за динамикой
земельных правоотношений. Защита интересов
государства и общества зависит также от
регионального законодателя.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.2003 N
173-ФЗ
"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И
ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"
(принят ГД ФС РФ
21.11.2003)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002 N
101-ФЗ
"ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ"
(принят ГД ФС РФ 26.06.2002)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ)"
от 26.11.2001 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
01.11.2001)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
Правовые вопросы недвижимости, 2004, N 2