Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов(в.а. григорьев)

ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ, ЗА СЧЕТ КОТОРЫХ
ДОЛЖНО ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВЗЫСКАНИЕ НАЛОГОВ И (ИЛИ) СБОРОВ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 14 октября 2004 года
В.А. ГРИГОРЬЕВ
Григорьев В.А. - профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук, доцент.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ в Уголовный кодекс РФ были внесены очередные изменения и дополнения, регламентирующие вопросы уголовной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Одним из дополнений, предусмотренных указанным нормативным актом, является статья 199.2 УК РФ "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов", то есть появилась новая уголовно-правовая норма, предусматривающая ответственность за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства.
Появление этой новой уголовно-правовой нормы в условиях отсутствия предварительного публичного научного обсуждения ее содержания является, к сожалению, обычной для законодателей и печальной, на наш взгляд, для правоприменителей практикой российского законотворчества. Правоохранительные органы, занимающиеся выявлением и расследованием преступлений, связанных с нарушением законодательства о налогах и (или) сборах, вновь оказались в ситуации, когда в очередной раз законодатели изменили и дополнили уголовное законодательство, непосредственным образом связанное с выполнением ими своих служебных обязанностей. Как показывает практика, любое, даже незначительное, изменение законодательства по меньшей мере приводит к временной безорганизации правоприменительной деятельности, которая естественно снижает ее эффективность.
В не менее сложной ситуации оказались и законопослушные налогоплательщики, поскольку законодатели вновь изменили "правила игры". Изменения правового регулирования общественных отношений, особенно в такой непростой сфере, связанной с взиманием и уплатой налогов и сборов, при условии отсутствия устоявшейся практики применения новых норм дезориентирует даже добросовестных налогоплательщиков, поскольку они, как правило, не понимают сути предъявляемых к ним требований.
Для того, чтобы в меру своих сил и возможностей способствовать уяснению правоприменителями и налогоплательщиками содержания вышеуказанной уголовно-правовой нормы в данной статье, и будет предпринята попытка исследования ее уголовно-правовой характеристики.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ <*> в случае неуплаты или неполной уплаты налога <**> и (или) сбора <***> в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
--------------------------------
<*> Далее - НК РФ.
<**> Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
<***> Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать недоимку по налогам и (или) сборам <*>, в соответствии со статьей 47 НК РФ, за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание на основании статьи 46 НК РФ.
--------------------------------
<*> Недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).
Имуществом налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, за счет которого производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, являются:
- наличные денежные средства;
- имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;
- готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
- сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;
- имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном законом порядке;
- другое имущество.
Имуществом налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента - физического лица, за счет которого производится взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, являются:
- денежные средства на счетах в банке;
- наличные денежные средства;
- имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений;
- готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, не участвующие и (или) не предназначенные для непосредственного участия в производстве;
- сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства;
- имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
- другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговое законодательство установило порядок взыскания недоимки по налогам и (или) сборам.
В соответствии со статьей 46 НК РФ применительно к налогоплательщикам-организациям или налоговым агентам - организациям установлен следующий порядок.
Взыскание недоимки по налогам и (или) сборам производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения, распоряжения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.
Взыскание недоимки по налогам и (или) сборам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица или налогового агента - физического лица осуществляется несколько в ином порядке, который регламентирован нормой, закрепленной в статье 48 НК РФ.
В соответствии с указанной нормой исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.
Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что уголовно-правовая норма, предусмотренная статьей 199.2 УК РФ, обеспечивает охрану общественного отношения между государственным органом и налогоплательщиком и (или) плательщиком сборов по поводу взыскания с последнего(-их) недоимки по налогам и (или) сборам за счет денежных средств либо имущества.
К государственным органам - субъектам данного правоотношения относятся:
- налоговый орган <*> с момента принятия решения о взыскании недоимки по налогам и (или) сборам за счет денежных средств <**>, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - юридического лица в банках, или иного принадлежащего ему имущества и доведения его до сведения указанных лиц до исполнения решения либо до истечения срока 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога и (или) сбора, а равно в случае прекращения данного правоотношения по иным основаниям;
--------------------------------
<*> Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
<**> Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога и (или) сборов, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Данное решение о взыскании должно быть доведено до сведения налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (ст. 46 НК РФ).
- арбитражный суд с момента принятия иска о взыскании недоимки по налогам и (или) сборам с налогоплательщика и (или) плательщика сборов до вынесения решения по иску и вступления его в законную силу, а равно в случае прекращения данного правоотношения по иным основаниям;
- суд общей юрисдикции с момента принятия иска о взыскании недоимки по налогам и (или) сборам с налогоплательщика и (или) плательщика сборов, который является физическим лицом, не имеющим статуса

Границы без срока  »
Комментарии к законам »
Читайте также