Уголовная ответственность за нарушения общественного порядка по законодательству франции
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
ФРАНЦИИ
А.А. МЕНЬШИХ
Меньших Андрей
Александрович - старший научный сотрудник
отдела законодательства зарубежных
государств ИЗиСП, кандидат юридических
наук.
В отличие от российского уголовного
законодательства, в котором
последовательно проводится принцип: все
нормы, предусматривающие уголовную
ответственность, должны быть включены в
Уголовный кодекс, - законодательство
Франции, так же как и законодательство ряда
других зарубежных государств, допускает,
чтобы такие нормы содержались не только в
Уголовном кодексе, но и в иных законах,
действующих наряду с ним. В частности,
такими самостоятельными законодательными
актами предусматривается уголовная
ответственность за нарушение правил
хранения оружия и боеприпасов и обращения с
ними. Заметим, что в Великобритании, где нет
уголовного кодекса, уголовная
ответственность возникает на основании
консолидированных актов,
предусматривающих наказание за
определенные группы преступлений, либо на
основании норм так называемого общего
права.
Что касается ответственности за
нарушение общественного порядка в
некоторых других странах, то она
устанавливается нормами не только
уголовного, но и
уголовно-административного
законодательства (например, согласно
Закону об административных
правонарушениях в Германии) либо
подзаконными актами местных властей (в
отдельных штатах США).
Во Франции
уголовная ответственность за нарушения
общественного порядка предусматривается
как Уголовным кодексом, так и иными
законодательными актами: Декретом-законом
от 18 апреля 1939 г. "О режиме боевой техники,
оружия и боеприпасов", Комплексным актом от
8 февраля 1955 г. "О розничной торговле
спиртными напитками и мерах против
алкоголизма" и др.
В Уголовном кодексе
Франции, принятом в 1992 году, уголовная
ответственность за нарушения
общественного порядка предусматривается
главой 1 раздела 3 "О посягательствах на
государственную власть", который входит в
книгу 4 Кодекса ("О преступлениях и
уголовных деликтах против нации,
государства и общественного порядка").
Указанная глава названа "О посягательствах
на общественный порядок". Кроме того,
ответственность за такого рода деяния
меньшей тяжести (contravention) предусматривается
и главой 2 раздела 4 книги 6 УК ("Проступки
против нации, государства и общественного
спокойствия") <*>.
--------------------------------
<*> Всего, согласно ст. 131-13 УК Франции,
существует пять классов проступков
(наименее опасных уголовных деяний -
contravention).
В прежнем УК Франции
ответственность за нарушения
общественного порядка предусматривалась
главой 3 раздела 1 ("Преступления и уголовные
деликты против публичных интересов"),
который входил в книгу 3 "О преступлениях,
уголовных деликтах и наказании за них". Эта
глава носила название "Преступления и
уголовные деликты против общественного
спокойствия".
Следует отметить, что
данная глава прежнего УК содержала нормы,
предусматривающие уголовную
ответственность за весьма широкий круг
преступных деяний: мятеж, побег из мест
заключения, повреждения памятников,
бродяжничество, нищенство, а также за такие
преступления, как фальшивомонетничество,
подделка документов, печатей, паспортов,
подкуп публичных должностных лиц,
злоупотребление властью и т.п.
В УК 1992 г.
преступления против общественного порядка
и преступления против государственных
органов управления выделены в две
самостоятельные главы, вошедшие в один и
тот же раздел 3 книги 4. Как отмечалось выше,
преступлениям против общественного
порядка в УК 1992 г. посвящена глава 1 раздела 3
"О посягательствах на государственную
власть". Преступления же против
государственных органов образуют главу 2 "О
посягательствах на государственные органы
управления, совершенных лицами,
находящимися на государственной службе".
Примечательно, что французский
законодатель не ввел в УК 1992 г. такие
составы преступлений против общественного
порядка, как бродяжничество и нищенство, то
есть отменил за них уголовную
ответственность.
Глава 1 "О
посягательствах на общественный порядок"
раздела 3 УК 1992 г. состоит из четырех
отделов: отдела 1 - "О воспрепятствовании
осуществлению свободы слова, труда,
объединений, собраний и манифестаций"
(данное воспрепятствование осуществляется
как согласованным образом, так и с помощью
угроз); отдела 2 - "О преступном участии в
сборищах" (сборище означает любое скопление
людей в публичном месте прохода или проезда
или в каком-либо ином общественном месте,
которое может нарушить общественный
порядок); отдела 3 - "О незаконных
манифестациях и преступном участии в
публичной манифестации или собрании", а
также отдела 4 - "О боевых группах и
расформированных движениях" (то есть такие
группы, которые, исключая случаи,
предусмотренные законом, образует любое
объединение людей, обладающих оружием или
имеющих доступ к оружию, способное нарушить
общественный порядок).
Если обратиться
к тем посягательствам на общественный
порядок, которые так или иначе связаны с
представителем власти, то к ним относится:
сопротивление представителю власти,
неподчинение приказу, запугивание
должностных лиц, оскорбление
представителей власти, а также присвоение
власти и регалий, ношение чужой униформы.
Они выделены в самостоятельную группу и
предусмотрены нормами статей, образующих
главу 3 раздела 3 УК.
Ответственность за
нарушения режима хранения и владения
оружием, так же как и ответственность за
появление в общественных местах в пьяном
виде, непосредственно нормами Кодекса
Франции не предусматривалась. Она была
предусмотрена специальными законами,
некоторые нормы которых предусматривали
наказания за эти преступления. Эти законы
обычно публикуются в качестве приложения к
Уголовному кодексу. К ним относятся
упомянутые выше: Декрет-закон "О режиме
боевой техники, оружия и боеприпасов" и
Комплексный акт "О розничной торговле
спиртными напитками и мерах против
алкоголизма".
Итак, анализ действующего
уголовного законодательства Франции
позволяет отнести к преступлениям против
общественного порядка следующие деяния:
- участие в преступных сборищах;
-
воспрепятствование осуществлению свободы
слова, труда, объединения, собраний и
манифестаций;
- сопротивление
представителю власти и неповиновение;
-
запугивание и оскорбление лиц, находящихся
на государственной службе;
- присвоение
власти и регалий;
- незаконное ношение
униформы;
- нарушение правил
относительно хранения и ношения оружия;
- создание преступных объединений;
-
появление в общественном месте в состоянии
опьянения.
Французское
законодательство во избежание ситуаций,
которые могут представить серьезную угрозу
общественному порядку, признает в качестве
сборища любое не санкционированное
властями скопление людей на улицах, дорогах
и в общественных местах. Участие граждан в
таких сборищах признается преступным.
Наказанием за участие в них является
лишение свободы на срок до одного года и
штраф в размере до 100 тыс. франков <*> (ст.
431-4 УК). Это наказание может быть применено к
виновному только в случае, если он
умышленно продолжал участвовать в сборище
после приказаний разойтись, объявленных
представителями власти. Лишение свободы
увеличивается до трех лет, а штраф до 300 тыс.
франков, если виновный имел при себе оружие.
Если после приказания разойтись
вооруженный участник умышленно не
подчинился этому приказанию, то в этом
случае срок лишения свободы увеличивается
до пяти лет, а размер штрафа - до 500 тыс.
франков (ст. 431-5 УК).
--------------------------------
<*> В настоящее время штрафы взимаются в
евро. Один евро приблизительно составляет
6,6 франка.
Преступное сборище может быть
рассеяно вооруженными силами, если после
двух безрезультатных приказаний разойтись,
отданных префектом, субпрефектом, мэром или
одним из его заместителей, оно не
прекратилось. Это приказание может быть
также отдано любым офицером судебной
полиции, ответственным за общественную
безопасность, или любым другим офицером
судебной полиции, имеющими знаки отличия,
соответствующие их должности.
Вооруженные силы в целях охраны
общественного порядка могут рассеять
сборище с применением силы, если в
отношении них со стороны участников этого
сборища осуществляются насильственные
действия или же если они не могут иным
способом защитить порученную им для охраны
территорию. Здесь необходимо отметить, что
приказания о рассеивании сборища отдаются
силами охраны правопорядка в соответствии
с принятыми правилами информирования лиц -
участников сборищ об их обязанности
немедленно разойтись. Эти правила
предусматриваются Ордонансом <*> от 4
июня 1960 г. N 60-529 "Об изменении некоторых
положений Уголовного,
Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса
военной юстиции в части, касающейся
сухопутных и морских войск, с целью
облегчить поддержание порядка, защиты
государства и восстановления порядка в
Алжире". Эти правила могут быть уточнены
декретом Государственного совета.
--------------------------------
<*> Ордонанс (Ordonnance)
- в ряде стран - акт главы государства,
относящийся к сфере законодательной
деятельности, но принимаемый в силу
исключительных причин или в период, когда
деятельность парламента прервана в
результате исключительных
обстоятельств.
Кроме того, УК 1992 г.
предусматривает ответственность за
подстрекательство к вооруженному сборищу.
Причем это подстрекательство должно быть
прямым, то есть выражаться либо в форме
публичных выкриков или речей, либо в виде
текстов, расклеиваемых или
распространяемых иным образом. Такое
подстрекательство влечет за собой лишение
свободы на срок до одного года и штраф до 100
тыс. франков (ст. 431-6 УК). Лишение свободы
увеличивается до семи лет, а штраф - до 700
тыс. франков, если за подстрекательством
последовали какие-нибудь действия.
К
физическим лицам, виновным в одном из
вышеназванных преступлений, применяются и
такие дополнительные наказания, как:
-
лишение на срок до десяти лет политических,
гражданских и семейных прав;
-
запрещение на срок до пяти лет хранения или
ношения оружия, на которое требуется
разрешение;
- конфискация одной или
нескольких единиц оружия, которыми
осужденный владеет или распоряжается;
-
запрещение, не более чем на десять лет,
проживать в местах, определенных судом (ст.
431-7 УК).
В случае, если виновным в этих
преступлениях является иностранец, то ему
может быть запрещено на все будущее время
(навсегда) или на срок до десяти лет
находиться на французской территории (ст.
431-8 УК).
Французский Уголовный кодекс,
кроме преступного участия в сборищах,
предусматривает ответственность за
участие в иных массовых мероприятиях,
например, в манифестации. Причем уголовная
ответственность за участие в манифестации
наступает в том случае, если она является
незаконной, то есть не санкционированной
властями.
Согласно ст. 431-9 УК
манифестация признается незаконной в
случаях: если она была организована в
общественном месте без предварительной
заявки в государственные органы о ее
проведении; если ее проведение в
общественном месте запрещено законом; если
заявка на ее проведение была составлена
неполно или неточно, так что это могло
ввести в заблуждение относительно цели или
условий проведения намеченной
манифестации. За все эти действия в ст. 431-9
УК предусмотрено наказание в виде лишения
свободы на срок до шести месяцев и штраф до
50 тыс. франков.
Так же, как и в случае
участия в сборище вооруженного участника,
Кодекс предусматривает ответственность
участника, имеющего при себе оружие в
публичной манифестации. Вооруженный
участник публичной манифестации
подвергается такому же наказанию, как и
участник сборища в аналогичной ситуации:
лишению свободы на срок до трех лет и штрафу
до 300 тыс. франков (ст. 431-10).
К осужденному
за данное деяние может быть также применено
одно из следующих дополнительных
наказаний:
- лишение на срок до десяти
лет политических, гражданских и семейных
прав;
- запрещение на срок до пяти лет
хранить или носить оружие, на которое
требуется разрешение;
- конфискация
одной или нескольких единиц оружия,
которыми осужденный владеет или свободно
распоряжается;
- запрещение проживать в
местах, определенных судом (ст. 431-11 УК).
Если виновным в одном из этих преступлений
(участие в преступном сборище или
незаконной манифестации) является
иностранец, то ему может быть запрещено
навсегда или на срок до десяти лет
находиться на территории страны (ст. 431-12
УК).
Во французском законодательстве
отсутствует разъяснение того, в чем состоит
отличие преступного сборища от незаконной
манифестации. Можно предположить, что под
преступным сборищем подразумевается
стихийное объединение случайных людей (то
есть заранее не договаривавшихся об
участии в сборище), а незаконной
манифестацией является заранее
организованное, запланированное собрание
людей, объединенных общей целью.
Кодексом 1992 г. предусматривается уголовная
ответственность любого лица, виновного в
воспрепятствовании осуществлению
гражданами своих конституционных прав,
таких как свобода слова, труда, объединения,
собраний и манифестаций (ст. 431-1 УК).
Уголовная ответственность за это
преступление наступает в случае, если это
воспрепятствование осуществлялось
несколькими лицами согласованным образом и
с помощью угроз. В этом случае к виновному
применяется наказание в виде лишения
свободы на срок до одного года и штраф в
размере до 100 тыс. франков. Французский
законодатель предусматривает увеличение
срока лишения свободы до трех лет, а размер
штрафа до 300 тыс. франков для лиц,
воспрепятствующих осуществлению кем-либо
своих вышеназванных прав, если во время
воспрепятствования было нанесено телесное
повреждение, применялись насильственные
действия, а также было уничтожено,
повреждено или испорчено какое-либо
имущество.
К виновным в этом
преступлении лицам, кроме основных
наказаний, которые были названы выше, могут
быть по усмотрению суда применены и
дополнительные наказания:
- лишение на
срок до десяти лет политических,
гражданских и семейных прав;
- запрет
навсегда или на срок до пяти лет заниматься
профессиональной или общественной
деятельностью, при осуществлении которой
или в связи с осуществлением которой было
совершено преступление;
- запрет
виновному состоять на государственной
службе;
- запрет на срок до пяти лет
хранить или носить оружие, на которое
требуется специальное разрешение (ст. 431-2
УК).
Следует отметить, что французское
законодательство признает, что действия,
которые направлены против государственной
власти (а к ним, помимо сопротивления
осуществлению общественных работ, мятежа и
т.п., можно отнести и любые действия, которые
подрывают престиж власти), непосредственно
направлены на дискредитацию ее
представителей и государственных служащих.
Эти действия в свою очередь способны
вызвать напряженность