Внешнеторговая деятельность и интеллектуальная собственность
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
В.И.
ЕРЕМЕНКО
В.И. Еременко, начальник отдела
права Евразийского патентного ведомства,
доктор юридических наук.
В ноябре 2003 г.
принят Федеральный закон N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности", который
согласно ст. 54 вступает в силу, за
некоторыми исключениями, по истечении
шести месяцев со дня его официального
опубликования ("Российская газета" от 18
декабря 2003 г.).
В соответствии со ст. 1
Закона его положения применяются к
отношениям в области государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности, а также к отношениям,
непосредственно связанным с такой
деятельностью.
Вместе с тем особенности
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности в отношении
товаров, информации, работ, услуг,
результатов интеллектуальной
деятельности, которые могут быть
использованы при создании оружия массового
поражения, средств его доставки, иных видов
вооружения и военной техники,
устанавливаются международными договорами
Российской Федерации, федеральными
законами о военно-техническом
сотрудничестве России с иностранными
государствами и об экспортном контроле.
В статье 2 даны определения основных
понятий, которые используются в Законе. В
интересующей нас сфере можно выделить
следующие понятия.
Так, внешнеторговая
деятельность - это деятельность по
осуществлению сделок в области внешней
торговли товарами, услугами, информацией и
интеллектуальной собственностью. Под
внешней торговлей интеллектуальной
собственностью понимается передача
исключительных прав на объекты
интеллектуальной собственности или
предоставление права на использование
объектов интеллектуальной собственности
российским лицом иностранному лицу либо
иностранным лицом российскому лицу.
Приведенное определение внешней торговли
интеллектуальной собственностью страдает
некоторыми изъянами. В нем используется
терминология, присущая предметам вещного
права. Как известно, товары (имущество)
являются объектами права собственности и
распоряжение ими осуществляется, в
частности, в рамках договоров купли-продажи
(гл. 30 ГК РФ). Вместе с тем результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них
(интеллектуальная собственность) <*>,
являются наряду с вещами товарами,
самостоятельными объектами гражданских
прав (ст. 128 ГК РФ). Распоряжение
исключительными правами на результаты
интеллектуальной деятельности
регулируется специальными законами
(например, Патентным законом, Законом об
авторском праве и смежных правах) в рамках
договора о передаче исключительного права
(уступки патента), договора о
предоставлении права на использование
(лицензионного договора), авторского
договора, договора авторского заказа и
т.д.
--------------------------------
<*> Отмечу
попутно несовпадение терминологии,
используемой в Законе ("исключительные
права на объекты интеллектуальной
собственности"), с терминологией
Гражданского кодекса по данному
вопросу.
Из определения следует, что
внешняя торговля интеллектуальной
собственностью осуществляется российским
лицом иностранному лицу либо иностранным
лицом российскому лицу. Как известно,
иностранное лицо вправе осуществлять
предпринимательскую деятельность на
территории России, обладать при этом
российским патентом и уступить его по
договору российскому лицу. Однако, исходя
из вышеизложенного, указанная уступка
патента не может быть признана
внешнеторговой сделкой, поскольку в
определении внешней торговли
интеллектуальной собственностью
отсутствует указание на то, что предприятия
сторон в договоре должны находиться на
территории разных государств.
В
определенной степени положение исправляет
то обстоятельство, что Россия является
участницей Венской конвенции ООН о
договорах международной купли-продажи
товаров 1980 г. Согласно ст. 1 Конвенции под
договорами международной купли-продажи
товаров понимаются договоры, заключенные
между сторонами, коммерческие предприятия
которых находятся в разных государствах.
Поэтому системное толкование обоих
упомянутых определений приводит к выводу,
что с целью придания сделке статуса
внешнеторговой предприятие иностранного
лица должно находиться за пределами
территории Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Об особенностях
заключения договоров российских
организаций и граждан с иностранным
контрагентом см.: Евдокимова В.Н. Передача
технологии: правовое регулирование и
правоприменительная практика в Российской
Федерации. М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. С. 143 -
156.
При анализе понятия внешней торговли
интеллектуальной собственностью следует
также учитывать особенности
исключительного права на результаты
интеллектуальной деятельности, прежде
всего территориальный характер этого
права. Практика показывает, что заключение
внешнеторговой сделки в сфере
интеллектуальной собственности
происходит, как правило, тогда, когда на
территории разных государств действуют
параллельные патенты. Например, российское
лицо имеет перспективу с выгодой уступить
свой патент, если оно предварительно
запатентует изобретение в государстве
своего контрагента. В иных случаях без
зарубежного патентования уступка патента
на изобретение иностранному лицу выгодна
(для обеих сторон) тогда, когда она
сопровождается передачей коммерческой
тайны (ноу-хау).
Далее, публикация
описания к патенту на изобретение с
возможностью его легального тиражирования
в тех государствах, где оно не
запатентовано, делает бессмысленной такой
элемент всякой внешнеторговой сделки
товарами, как фактическое пересечение
границы (ввоз/вывоз товара). Неудивительно,
что в отношении объектов интеллектуальной
собственности в рассматриваемом Законе
отсутствуют понятия импорта и экспорта.
Сказанное ранее в определенной степени
относится к определению внешней торговли
информацией, под которой понимаются
внешняя торговля товарами, если информация
является составной частью этих товаров,
внешняя торговля интеллектуальной
собственностью - если передача информации
осуществляется как передача прав на
объекты интеллектуальной собственности,
или внешняя торговля услугами - в других
случаях. Как известно, информация, являясь
самостоятельным объектом гражданских прав
(ст. 128 ГК РФ), представляет собой родовое
понятие. К видовым понятиям информации
относятся служебная и коммерческая тайна
(ст. 139 ГК РФ). Исходя из условий
предоставления правовой охраны служебной
коммерческой тайне (действительная или
потенциальная коммерческая ценность,
неизвестность ее третьим лицам, отсутствие
к ней свободного доступа на законном
основании, принятие мер к охране ее
конфиденциальности), ноу-хау также можно
причислить к разновидности информации.
Надо иметь в виду, что наряду с понятием
"служебная и коммерческая тайна" в
законодательстве и на практике широко
используются такие понятия, как "секрет
производства", "ноу-хау". Так, в ст. 151 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и
республик, формально действующей в России,
изложены условия охраноспособности
технической, организационной или
коммерческой информации, составляющей
секрет производства (ноу-хау), которые
полностью совпадают с условиями
охраноспособности служебной и
коммерческой тайны согласно ст. 139 ГК РФ.
Следует также отметить, что информация, в
том числе ноу-хау, являясь нематериальным
объектом, представляет собой результат
интеллектуальной деятельности человека,
как правило, с высоким творческим
потенциалом. Вместе с тем информацию,
включая коммерческую тайну (ноу-хау), нельзя
отождествлять с объектами
интеллектуальной собственности.
Российский законодатель не случайно
предусмотрел для интеллектуальной
собственности и служебной и коммерческой
тайны различные статьи в Гражданском
кодексе - 138 и 139 соответственно. В перечне
объектов гражданских прав, предусмотренном
ст. 128 ГК РФ, информация и интеллектуальная
собственность указаны в качестве
самостоятельных объектов. Теоретической
основой такого решения стало то
обстоятельство, что правовая охрана
объектов интеллектуальной собственности
построена на принципе предоставления
исключительных прав на эти объекты, т.е.
легальной монополии на определенный срок,
определенную территорию и определенный
объем охраны, подтверждаемой, как правило, в
соответствии с положениями специальных
законов (Патентный закон и др.) охранными
документами. Право на служебную и
коммерческую тайну (ноу-хау) - это
субъективное гражданское право, защищаемое
при условии соблюдения установленных
требований на основе общих норм
гражданского права.
Обратимся теперь
непосредственно к анализу легального
понятия внешней торговли информацией.
Во-первых, под внешней торговлей
информацией понимается внешняя торговля
товарами, если информация является
составной частью этих товаров. Вполне
очевидно, что информация не может быть
составной частью товара. Здесь налицо
отождествление предметов вещного права
(товаров) с нематериальными объектами
(информацией), что недопустимо. Информация
как самостоятельный объект гражданских
прав может передаваться одновременно с
товаром, например, в рамках смешанного
договора в качестве технической
документации, необходимой для изготовления
товара.
Во-вторых, внешней торговлей
информацией считается внешняя торговля
интеллектуальной собственностью, если
передача информации осуществляется как
передача прав на объекты интеллектуальной
собственности. Известно, что все можно
свети к информационным ресурсам. В этом
плане не являются исключением объекты
интеллектуальной собственности, в первую
очередь изобретения, полезные модели,
промышленные образцы (например, описание к
патенту на изобретение). Однако нельзя
забывать о различиях информации и
интеллектуальной собственности как
самостоятельных объектов гражданских прав
и гражданского оборота. Кроме того,
информация, в большинстве случаев ноу-хау,
может передаваться одновременно в рамках
смешенного договора с передачей
исключительных прав на объекты
интеллектуальной собственности или
предоставления права на их использование.
Поэтому нет никакой необходимости
отождествлять внешнюю торговлю
информацией с внешней торговлей
интеллектуальной собственностью.
В-третьих, внешняя торговля информацией
может выступать как внешняя торговля
услугами в других случаях, т.е. кроме тех,
которые указаны. Внешнеторговые сделки по
оказанию услуг (выполнению работ) также
могут сопровождаться различными
информационными ресурсами, например,
передачей технической документации,
ноу-хау в рамках договоров по оказанию
технического содействия и строительству
предприятий (например, договоры о
проведении изыскательских и
геологоразведочных работ, проектных работ,
монтажных работ, о строительных работах, о
техническом обслуживании машин и
оборудования) и договоров в области
научно-технического сотрудничества
(например, договоры о передаче результатов
научно-технических работ, о совместном
проведении конструкторских и
научно-исследовательских работ).
К
сожалению, в комментируемом определении
внешней торговли информацией не указан
самый распространенный вид внешнеторговых
сделок в этой сфере - передача права на
ноу-хау. Как правило, такие сделки во
внешнеторговом обороте осуществляются в
рамках смешанных договоров, например
совместно с передачей исключительных прав
на объекты интеллектуальной собственности.
По сути дела, в Законе упущена основная
форма внешней торговли информацией
(передача права на ноу-хау), широко
распространенная во внешнеторговой
деятельности большинства стран мира.
В
главе 4 Закона раскрыты основные положения
государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Так, в ст.
12 установлены методы государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности:
таможенно-тарифное
регулирование;
нетарифное
регулирование;
запреты и ограничения
внешней торговли услугами и
интеллектуальной собственностью.
В
статье 13 определены полномочия органов
государственной власти Российской
Федерации в области государственного
регулирования внешнеторговой
деятельности. Например, согласно п. 1
Президент РФ в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами устанавливает, в
частности, запреты и ограничения внешней
торговли товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью в целях
участия Российской Федерации в
международных санкциях.
В главе 7
предусмотрено государственное
регулирование внешнеторговой деятельности
в области внешней торговли
интеллектуальной собственностью.
Эта
глава состоит из единственной ст. 36
("Внешняя торговля интеллектуальной
собственностью"). В п. 2 статьи
декларируется, что в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации и федеральными законами могут
вводиться меры, затрагивающие внешнюю
торговлю интеллектуальной собственностью,
если эти меры необходимы для соблюдения
общественной морали или правопорядка,
охраны жизни или здоровья граждан,
окружающей среды, жизни или здоровья
животных и растений, выполнения
международных обязательств Российской
Федерации, обеспечения обороны страны и
безопасности государства и в других
предусмотренных настоящим Законом случаях.
Одна из таких мер предусмотрена п. 4 ст. 13
Патентного закона, согласно которому в
интересах национальной безопасности
Правительство РФ имеет право разрешить
использование изобретения, полезной модели
или промышленного образца без согласия
патентообладателя с его уведомлением об
этом в кратчайший срок и выплатой ему
соразмерной компенсации.
В главе 8
комментируемого Закона определены особые
виды запретов и ограничений внешней
торговли товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью.
В
статье 37 речь идет о запретах и
ограничениях внешней торговли товарами,
услугами и интеллектуальной
собственностью в целях участия Российской
Федерации в международных санкциях. Так, в
соответствии с указами Президента РФ
внешняя торговля товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью может
быть ограничена мерами, принятие которых
необходимо для участия РФ в международных
санкциях в соответствии с Уставом ООН, в том
числе мерами, отступающими от положений
части 1 ст. 21 ("Количественные ограничения,
устанавливаемые Правительством РФ в
исключительных случаях"), ст. 22
("Недискриминационное применение
количественных ограничений"), ст. 29
("Национальный режим в отношении товаров,
происходящих из иностранных государств"),
ст. 30 ("Платежи, взимаемые в связи с импортом
и экспортом товаров"), ст. 31 ("Свобода
международного транзита") и ст. 34
("Национальный режим в отношении внешней
торговли услугами") Закона.
Статья 38
посвящена ограничению внешней торговли
товарами, услугами и интеллектуальной
собственностью в целях защиты внешнего
финансового положения и поддержания
равновесия платежного баланса Российской
Федерации. В этих целях Правительство может
принять решение о введении мер ограничения
внешней торговли товарами, услугами и
интеллектуальной собственностью, в том
числе мер, отступающих от положений ч. 1 ст.
21, ст. ст.