Правовая аргументация при выработке правовых позиций конституционных и уставных судов субъектов российской федерации

КОНСТИТУЦИОННЫХ И УСТАВНЫХ СУДОВ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.В. ГОШУЛЯК
В.В. Гошуляк, доктор юридических и доктор исторических наук, профессор.
Для доказательства правовой позиции - сформулированного конституционным (уставным) судом субъекта Федерации общего правила - используется правовая аргументация, которая включает в себя применение норм международного права, Конституции РФ, федерального законодательства, правовых позиций Конституционного Суда РФ, конституции (устава) субъекта Федерации, законодательства субъекта Федерации, а также в необходимых случаях ранее высказанных судом собственных правовых позиций.
В последнее время конституционные и уставные суды субъектов Федерации для обоснования своих правовых позиций все чаще применяют общепризнанные принципы и нормы международного права. По нашим подсчетам в 2003 - первой половине 2004 гг. ссылки на акты международного права содержались в шестнадцати решениях конституционных и уставных судов. Эти данные говорят о том, что конституционные (уставные) суды субъектов Федерации с нарастающей интенсивностью используют в своих решениях принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации.
Анализ решений конституционных и уставных судов показывает, что за период их существования для аргументации своих правовых позиций они использовали свыше 20 актов международного права. Среди них: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Европейская Хартия о местном самоуправлении от 15 октября 1985 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Декларация по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. и другие акты международного права.
Приведенные данные и факты свидетельствуют о том, что практика применения норм международного права в деятельности конституционных и уставных судов субъектов Федерации (свыше 50 раз) сложилась и требует своего обобщения. Тем более что применительно к деятельности Конституционного Суда РФ этот вопрос является достаточно изученным в науке конституционного права.
Применение норм международного права в практике конституционного правосудия в Российской Федерации имеет правовые основания. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы. Однако само использование термина "общепризнанные принципы и нормы международного права", как уже отмечалось в научной литературе, таит в себе много неясностей, связанных с тем, что в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм.
Не вдаваясь в анализ попыток определения этого термина, под общепризнанными принципами и нормами международного права согласимся считать общеобязательные нормы международного права, которые пользуются всеобщим признанием, выраженным тем или иным способом, хотя зачастую и не закреплены в каких-либо конвенциях. Они получили название норм "общего" международного права, или "общих", "универсальных" норм.
Поскольку общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, а международные договоры имеют приоритет перед внутренним законодательством, то Конституция РФ закрепила и иные правовые нормы, касающиеся этого вопроса. В ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Разумеется, здесь имеются в виду общепризнанные в мировом сообществе международными правовыми актами права и свободы человека и гражданина. Часть 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. В ч. 1 ст. 55 Конституции РФ говорится о том, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Приведенные правовые нормы дают основание сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права, поскольку они признаны Конституцией РФ, по своей юридической силе стоят на уровне конституционных норм. Поэтому применение норм международного права в практике конституционного правосудия в Российской Федерации, включая и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, имеет под собой правовое основание, связанное с признанием на конституционном уровне общих принципов и норм международного права в качестве составной части правовой системы России.
Конституционные и уставные суды субъектов Федерации в пределах своих полномочий проверяют соответствие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам, а не нормам международного права. Это означает, что применение общепризнанных принципов и норм международного права конституционными и уставными судами субъектов Федерации осуществляется не в резолютивной, а в мотивировочной части решений этих судов для аргументации их правовых позиций. Через решения конституционных и уставных судов субъектов Федерации, равно как и через решения Конституционного Суда РФ, реализуются международно-правовые нормы как составная часть правовой системы России.
В формулировании правовых позиций конституционные и уставные суды исходят из положений Конституции РФ, федерального законодательства, конституций и уставов субъектов Федерации и одновременно опираются на положения международного права в качестве дополнительных аргументов и доводов. При этом в одних случаях конституционные (уставные) суды ограничиваются только изложением международных правовых норм, а в других - дают им свою интерпретацию.
Примером первых может служить Определение Конституционного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 8 апреля 2003 г., в котором излагаются правовые нормы сразу двух международных правовых актов. В нем говорится, что в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций". Конкретизация этого основополагающего положения дается в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: "Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц" <*>.
--------------------------------
<*> Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации // Дайджест оперативной информации. 2003. N 4. С. 47.
Приведенные в этом решении нормы международного права стали аргументами для доказательства правовой позиции суда, согласно которой ограничение конституционного права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование возможно только указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения и только на период действия чрезвычайного положения. Никакие иные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и органы местного самоуправления не вправе издавать акты, запрещающие или ограничивающие права граждан, гарантированные ст. 31 Конституции РФ и ст. 31 Конституции Республики Северная Осетия - Алания <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 49.
Примером других - служит Постановление Конституционного Суда Республики Карелия от 21 апреля 2003 г., где он не только привел правовые нормы Европейской Хартии местного самоуправления, но и дал им свою интерпретацию. В Постановлении подчеркивается, что Европейская Хартия местного самоуправления устанавливает, что "органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций".
Защита более слабых в финансовом плане органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие меры согласно ст. 9 Хартии не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Эти положения Европейской Хартии местного самоуправления являются частью общих принципов, определяющих экономическую и финансово-налоговую политику демократических государств применительно к местным органам власти и должны находить отражение в законодательстве <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 40.
Данные правовые нормы и их интерпретация Конституционным Судом Республики Карелия стали правовыми аргументами для объяснения правовой позиции Суда, в которой он исходил из того, что условия финансовой помощи муниципальным образованиям из бюджетов вышестоящего уровня не могут нарушать основополагающий принцип самостоятельности местного самоуправления в вопросах формирования и использования местных бюджетов <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 41.
В некоторых решениях конституционные и уставные суды субъектов Федерации дают интерпретацию норм актов международного права в совокупности с нормативными актами внутреннего законодательства и используют ее в качестве аргументов, доводов для доказательства формулируемой правовой позиции. В качестве примера можно привести другое Постановление Конституционного суда Республики Карелия от 12 мая 2003 г. по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия п. 5 ст. 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления Республики Карелия", установившее, что при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
В своем решении Конституционный Суд подчеркнул, что высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы. Граждане имеют право участвовать в управлении делами Республики Карелия как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Карелия и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ч. ч. 2 и 3 ст. 3, ч. ч. 1 и 2 ст. 20 Конституции Республики Карелия). Эти конституционные нормы корреспондируют положениям п. "b" ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола N 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Чтобы обеспечить соблюдение вышеуказанных демократических принципов избирательного права граждан, федеральный и региональный законодатели обязаны установить такой механизм организации и проведения выборов, который гарантировал бы реализацию гражданином активного и пассивного избирательного права <*>.
--------------------------------
<*> Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации // Дайджест оперативной информации. 2003. N 5. С. 33.
На основе интерпретации приведенных правовых норм Конституционный Суд Республики Карелия сделал два промежуточных вывода относительно оспариваемого республиканского Закона, которые послужили вместе с приведенными правовыми нормами международного и внутреннего законодательства правовыми аргументами для обоснования правовой позиции Суда.
В одном выводе содержалось указание на то, что первое предписание оспариваемой нормы указанного Закона в соответствии с конституционными установлениями, принципами и нормами международного права определяет, что конечные результаты выборов зависят от волеизъявления избирателей. В другом выводе говорится, что в соответствии со вторым (оспариваемым) правовым предписанием республиканского Закона окончательные результаты выборов отражают не только действительную волю избирателей, но и зависят от времени регистрации кандидатов. При этом на время регистрации могут влиять случайные обстоятельства, не зависящие от воли кандидатов <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 34.
В результате анализа совокупности правовых аргументов, в том числе и норм международного права, Конституционный суд сформулировал общий вывод: оспариваемое правовое предписание ч. 5 ст. 50 Закона Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления в Республике Карелия", содержащееся в словах "при равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее", необоснованно ограничивает активное и пассивное избирательное право граждан, поскольку определение результатов выборов зависит не только от волеизъявления избирателей, но и от обстоятельств, не отвечающих требованиям юридического равенства и справедливости, устанавливающих необоснованные преимущества одних кандидатов перед другими, что нарушает принцип равного избирательного права и свободных выборов <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С. 37.
Как видно из изложенного, международные правовые нормы, как и в приведенных выше примерах, использовались в качестве дополнительных, хотя и очень важных, аргументов для обоснования правовой позиции Суда.
Основными аргументами для конституционных и уставных судов субъектов Федерации служат нормы собственных конституций и уставов, поскольку они проверяют соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их конституциям и уставам, а не принципам и нормам международного права. Поэтому мы разделяем точку зрения, согласно которой нормы международного права в практике конституционного правосудия в Российской Федерации используются в качестве дополнительных (подчас весьма существенных) аргументов, доводов.
Кроме общепризнанных принципов и норм международного права конституционные и уставные суды субъектов Федерации в качестве правовых аргументов для обеспечения своих правовых позиций вполне обоснованно и правомерно применяют нормы Конституции РФ. Конституции и уставы субъектов Федерации содержат положения о том, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой на территории субъекта Федерации. Эти нормы учредительных актов субъектов

Комментарии к законам »
Читайте также