Отграничение сбора от платежа за услуги
Г. САЗОНОВА
Г. Сазонова, старший помощник
прокурора Республики Башкортостан.
При
надзоре за исполнением законов о налогах и
сборах прокуроры часто выявляют факты
незаконного установления налогов, сборов
органами государственной власти и местного
самоуправления.
При этом серьезные
затруднения в правоприменении вызывает
отграничение сбора в смысле ст. 8 Налогового
кодекса РФ от платежа за услуги,
оказываемые организациями и
государственными органами, органами
местного самоуправления. Так, эти органы
устанавливают и взимают с граждан и
организаций платежи за выдачу разного рода
справок, въезд на территорию рынков, парков
и т.д.
Согласно п. 2 ст. 8 Налогового
кодекса сбор - это обязательный взнос,
уплата которого - одно из условий
совершения в отношении плательщика
государственными органами, органами
местного самоуправления, иными
уполномоченными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий). Таким образом, совершение
юридически значимых действий в отношении
плательщика - основной признак сбора. Плату
за разрешение осуществить какие-либо
действия следует считать сбором, в какой бы
форме ни было изложено это разрешение.
Еще один признак сбора - взимаемые средства
поступают в бюджет. Нормы Налогового
кодекса, регулирующие порядок взимания
налогов, сборов, указывают на то, что суммы
налогов и сборов зачисляются в бюджеты
различных уровней. Статья 41 Бюджетного
кодекса РФ относит налоги и сборы к
налоговым доходам бюджета.
Если уплата
установленного платежа не влечет
юридически значимых действий, средства
поступают не в бюджет, а в доход
организации, взимающей платеж, такой платеж
не является сбором и должен расцениваться
как плата за товар, услугу, работу.
Отличительный признак сбора -
обязательность денежного взноса. Оказание
услуги, выполнение работы, продажа товара -
форма гражданско-правовых отношений,
реализация которых добровольна для обеих
сторон. Когда осуществление действий
обязательно для стороны в силу закона, этот
процесс не регулируется гражданским
правом.
Зафиксированы случаи
установления обязательных платежей за
разрешение сделать что-либо с взиманием
денежных средств в доход не бюджета, а
муниципального предприятия или другой
организации. Так, распространено взимание
администрациями рынков платы за въезд на
территорию рынка. Обладающие признаком
обязательности, такие платежи следует
считать незаконно установленными
сборами.
При определении правомерности
установления платы за выполнение работ,
оказание услуг органами государственной
власти, местного самоуправления, на наш
взгляд, следует руководствоваться
следующим.
Поскольку согласно ст. ст. 84,
86, 87 Бюджетного кодекса РФ финансирование
органов государственной власти, органов
местного самоуправления осуществляется
исключительно за счет средств
соответствующего бюджета, установление и
взимание платежей за осуществление
органами государственной власти, органами
местного самоуправления возложенных на них
законом обязанностей неправомерно, если
это не предусмотрено действующим
законодательством. Так, решением
Верховного Суда РФ от 17 июня 1998 г.
определено, что установление перечня работ,
осуществляемых за плату, лишь для
государственного органа одного субъекта
Федерации (речь шла о комитете по земельным
ресурсам и землеустройству) при отсутствии
федерального законодательства,
устанавливающего критерии разграничения
работ, относящихся к сфере государственных
функций и обязанностей соответствующих
организаций, с одной стороны, и
дополнительных услуг, с другой стороны, а
также при отсутствии установленных
расценок, незаконно.
Таким образом,
органы государственной власти и местного
самоуправления за осуществление действий в
рамках полномочий, установленных законом,
положениями об их деятельности, плату
взимать не вправе.
Следует отметить, что
Бюджетный кодекс РФ допускает возможность
оказания платных услуг бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления. Эти
услуги п. 4 ст. 41 БК относит к неналоговым
доходам бюджетов. Однако такие услуги
нельзя оказывать при реализации
полномочий, возложенных законом на органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, поскольку БК закреплено,
что финансируются органы при реализации
таких полномочий исключительно из средств
соответствующего бюджета.
Проверяя
законность взимания бюджетным учреждением
платы за определенные действия, необходимо
определить, не отнесено ли это право (в
соответствии с законом, положением) к
полномочиям органов государственной
власти, органов местного самоуправления. В
таком случае их платное осуществление
иными учреждениями, организациями будет
незаконным.
Порядок передачи
государственных полномочий
устанавливается нормами Конституции РФ и
федеральными законами. Так, в соответствии
с ч. 3 ст. 78 Конституции органы
исполнительной власти субъектов Федерации
по соглашению с федеральными органами
исполнительной власти могут передавать им
часть своих полномочий. Согласно ч. 6 ст. 1 ФЗ
"Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов
Федерации могут по соглашению передавать
друг другу осуществление части полномочий,
если это не противоречит Конституции и
федеральным законам. В соответствии с ч. 2
ст. 132 Конституции РФ, п. 6 ст. 5, ч. 4 ст. 6 ФЗ "Об
общих принципах местного самоуправления в
Российской Федерации" органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями
с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых
средств.
Передача полномочий органами
государственной власти иным юридическим и
физическим лицам федеральным
законодательством не предусмотрена.
Таким образом, государственное полномочие
может быть передано только федеральным
органам исполнительной власти, органам
исполнительной власти субъектов РФ и
органам местного самоуправления с
соблюдением специального порядка. Эта
позиция закреплена в Определении Судебной
коллегии по гражданским делам Верховного
Суда РФ от 7 февраля 2003 г. Следует отметить,
что платную деятельность учреждений в
сфере осуществления функций органов
государственной власти, органов местного
самоуправления нельзя считать
предпринимательской, поскольку ст. 2 ГК РФ
определяет: предпринимательской является
самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на
систематическое получение прибыли от
пользования имуществом, продажи товаров,
выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в
установленном законом порядке.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.10.1999 N
184-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от
31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
"БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 17.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.1995 N
154-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
12.08.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Верховного Суда РФ от 07.02.2003 N
64-Г03-1
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 17.06.1998
N ГКПИ98-189
<О ГРАЖДАНСКОМ ДЕЛЕ О
ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ П. 4
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ
РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ И ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.12.1996 N 47/26-1-30/2478 "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ">
Законность, N 12, 2004