Проблемы квалификации предмета договора снабжения водой через присоединенную сеть
ЧЕРЕЗ ПРИСОЕДИНЕННУЮ СЕТЬ
Е.В.
БЛИНКОВА
Блинкова Е.В., докторант
Саратовской государственной академии
права, к.ю.н., доцент, член Российской
академии юридических наук.
Содержание
договора как соглашения (сделки -
юридического факта, служащего основанием
возникновения договорного правоотношения)
составляет совокупность согласованных его
сторонами условий, в которых закрепляются
права и обязанности сторон договора
(содержание договорного правоотношения).
Договор считается заключенным, если между
сторонами достигнуто соглашение по всем
существенным условиям в требуемой форме
(ст. 432 ГК).
Существенными в силу прямого
указания ст. 432 ГК признаются условие о
предмете договора, условия, которые названы
в законе или иных правовых актах как
существенные или необходимые для договоров
данного вида, условия, относительно которых
по заявлению одной из сторон должно быть
достигнуто соглашение.
Помимо
существенных выделяют еще группы условий:
обычные, случайные, примерные и особые
(прочие). Юридическая природа этих условий
достаточно подробно изучена в литературе
<*>, целесообразно рассмотреть
непосредственно присутствующие в договоре
водоснабжения и водоотведения эти группы
условий.
--------------------------------
Монография М.И. Брагинского, В.В.
Витрянского "Договорное право. Общие
положения" (Книга 1) включена в
информационный банк согласно публикации -
М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е,
стереотипное). <*> Брагинский М.И.,
Витрянский В.В. Договорное право: Общие
положения. С. 238 и сл.; Научно-практический
комментарий к части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации для
предпринимателей. 2-е изд., доп. и перераб. М.:
Издательство "Спарк", Редакция журнала
"Хозяйство и право", 1999. С. 560 и
сл.
Обратимся к существенным (отражающим
существо договора) условиям, поскольку
несогласование их в договоре влечет его
недействительность.
Условие о предмете
договора, как единственное условие,
отнесенное ст. 432 ГК к числу существенных
условий любого договора, индивидуализирует
предмет исполнения, определяет характер
самого договора. Поскольку договор
водоснабжения является видом
купли-продажи, а следовательно, при
определенных условиях на его регулирование
распространяют действие нормы, содержащие
общие положения для всех видов
купли-продажи, целесообразно рассмотреть
предмет в этой плоскости.
Спор о том, что
является предметом договора купли-продажи,
разделяет авторов на две группы. Одни под
предметом договора понимают действия
продавца по передаче товара в
собственность покупателя и соответственно
действия покупателя по принятию этого
товара и уплате за него установленной цены
<*>. Другие сводят определение предмета
договора купли-продажи к характеристике
товара (его наименованию и количеству),
подлежащего передаче покупателю <**>.
--------------------------------
<*> Например,
подобную точку разделяет проф. В.В.
Витрянский (см.: Гражданское право : В 2-х т.
Том 2 (Полутом 1): Учебник / Отв. ред. проф. Е.А.
Суханов. 2 изд., перераб. и доп. М.: Изд-во БЕК,
1999. С. 211).
<**> См., например:
Гражданское право. Учебник /Под ред. А.П.
Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. М., 1997. С. 9;
Гражданское право России. Часть вторая.
Обязательственное право: Курс лекций / Отв.
ред. О.Н. Садиков. С. 12 - 13.
В настоящее время
в цивилистической литературе преобладает
точка зрения, включающая в себя содержание
обеих названных, высказанная О.С. Иоффе.
Критикуя подход рассмотрения предмета в
качестве вещи материального мира, он
указывал, что можно говорить о материальных
объектах договора купли-продажи, под
которыми понимаются продаваемое имущество
и уплачиваемая за него денежная сумма; его
юридических объектах - действиях сторон по
передаче имущества и уплате денег, а также о
волевых объектах - индивидуальной воле
продавца и покупателя в пределах, в каких
она подчинена регулирующему их отношения
законодательству <*>. Это в принципе
поддерживает М.И. Брагинский, указывая, что
правоотношения, вытекающие из договора
купли-продажи, имеют два рода объектов:
действия обязанного лица и вещь, которая в
результате такого действия должна быть
передана <**>. Однако имеет в виду
правоотношение, а не договор-сделку. Нами
поддерживается точка зрения О.С. Иоффе, и
описание предмета договора водоснабжения
основывается на ней.
--------------------------------
<*> См.: Иоффе О.С.
Обязательственное право. М., 1975. С. 211.
Монография М.И. Брагинского, В.В.
Витрянского "Договорное право. Общие
положения" (Книга 1) включена в
информационный банк согласно публикации -
М.: Издательство "Статут", 2001 (издание 3-е,
стереотипное). <**> См.: Брагинский М.И.,
Витрянский В.В. Договорное право: Общие
положения. М., 2000. С. 224.
Сообразно с этим
предмет договора водоснабжения включает в
себя два рода объектов. Первый объект
состоит, как указывает ст. 13 Правил
пользования системами коммунального
водоснабжения и водоотведения из отпуска
(получения) питьевой воды. Соответственно,
объектом водоотведения является прием
(сброс) сточных вод и загрязняющих веществ.
В статье не указано об оплате принятой
питьевой воды и сброшенных сточных вод, в
отличие от ст. 539, определяющей предмет
договора энергоснабжения. Однако, исходя из
презюмируемой возмездности предоставления
питьевой воды и принятии сточных вод на
договорных началах, указание на оплату
полученного товара, за некоторым
исключением, и для других видов
купли-продажи является необязательным.
Второй объект водоснабжения представляет
собой саму питьевую воду (водоотведения -
сточные воды). Природные, сточные и другие
виды вод представляют собой сложные
системы, основу которых составляет
химическое соединение, имеющее простую
формулу Н2О. Правила в ст. 1 указывают, что
"питьевая вода - вода после подготовки или в
естественном состоянии, отвечающая
установленным санитарным нормам и
требованиям и предназначенная для питьевых
и бытовых нужд населения и (или)
производства пищевой продукции", а "сточные
воды - воды, образующиеся в результате
хозяйственной деятельности человека
(бытовые сточные воды) и абонентов после
использования воды из всех источников
водоснабжения (питьевого, технического,
горячего водоснабжения, пара от
теплоснабжающих организаций)". Таким
образом, сточные воды делятся на бытовые,
производственные и ливневые. Они
отличаются друг от друга своим
происхождением, составом, биологической
активностью и в связи с этим - способами
очистки.
В современных экологических
условиях в России практически нигде не
подается вода без предварительной очистки,
причем это относится и к подземным водам. В
силу этого вода является специфическим
товаром, суть которого составляют либо
пищевое употребление, либо способность
производить определенную работу - очищать,
способствовать другим технологическим
процессам (например, охлаждение либо,
наоборот, способность к нагреванию и
перемещению тепловой энергии).
Специфика предмета договора водоснабжения,
его отличие от предмета обязательств,
вытекающих из иных видов договора
купли-продажи, состоит в следующем.
Во-первых, передача товара абоненту или
потребителю осуществляется путем подачи
воды через присоединенную сеть в
водопроводную сеть абонента - систему
трубопроводов и сооружений на них,
предназначенных для водоснабжения.
Во-вторых, на абонента возлагаются
дополнительные обязанности в связи с
использованием такого товара, как вода:
обеспечить соблюдение режима ее
потребления, безопасность эксплуатации
находящихся в его ведении водопроводных
сетей и исправность используемых им
соответствующих приборов и
оборудования.
В-третьих, организация
водопроводно-канализационного хозяйства
наделяется дополнительными правами в
области контроля за техническим состоянием
приборов и оборудования абонента, в том
числе учета потребленной воды.
В-четвертых, правовое регулирование
договора водоснабжения осуществляется
специальными нормативными правовыми
актами, субсидиарно с которыми применяются
нормы ГК РФ о договоре энергоснабжения и
общие положения о купле-продаже. Таким
образом, установлена нетипичная для
гражданско-правового регулирования
иерархия действия норм: от частного к
общему.
Относительно прочих видов
снабжения товарами через присоединенную
сеть также нет единого мнения. Ранее в
юридической литературе предметом договора
энергоснабжения, как правило, признавалась
собственно энергия как ценность,
самостоятельное экономическое благо. К
примеру, по мнению Б.М. Сейнароева,
"предметом договора на снабжение
электроэнергией является электрическая
энергия, а действия по ее выработке и
отпуску служат необходимым средством для
выполнения энергоснабжающей организацией
своих договорных обязательств" <*>.
Правда, отдельные авторы под предметом
договора энергоснабжения понимали
действия по передаче энергии <**>.
--------------------------------
<*> См.: Сейнароев
Б.М. Правовые вопросы договора на снабжение
электроэнергией предприятий и организаций.
Алма-Ата, 1975. С. 53.
<**> См., напр.:
Шешенин Е.Д. К вопросу о понятии
хозяйственного договора и его соотношении
с договором хозяйственных услуг // Сборник
ученых трудов Свердловского юридического
института. Вып. 4. Свердловск, 1964. С. 244.
По
общему правилу условие договора
купли-продажи о товаре (предмете) считается
согласованным, если договор позволяет
определить наименование и количество
товара (п. 3 ст. 455 ГК). В нашем случае сам
предмет является видообразующим признаком
договора, следовательно, необходимо
говорить о таких характеристиках товара,
как количество и качество.
Условие
договора водоснабжения о количестве
подаваемой абоненту воды, равно как и
условие договора водоотведения о
количестве сбрасываемых им сточных вод и
загрязняющих веществ, определяется в
зависимости от того, кто выступает в
качестве последнего: физическое лицо или
юридическое лицо (предприниматель без
образования юридического лица),
использующее воду не для бытовых целей.
Если контрагентом организации
водопроводно-канализационного хозяйства
выступает гражданин, использующий воду для
бытового потребления, он вправе
использовать воду и сбрасывать сточные
воды в необходимом ему количестве. Правила
предоставления коммунальных услуг не
указывают предельной величины, однако
накладывают на абонента - физическое лицо -
обязанность рационально использовать
услуги по их прямому назначению (п. 4.2.2
Правил).
Условие о количестве в
договорах, заключаемых с абонентами -
юридическими лицами (предпринимателями без
образования юридического лица),
опосредуется установлением лимитов на
отпуск (получение) питьевой воды и прием
(сброс) сточных вод. Лимит водопотребления
(водоотведения) - это установленный
абоненту органами местного самоуправления
предельный объем отпущенной (полученной)
питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых)
сточных вод на определенный период времени
(ст. 1 Правил пользования системами
коммунального водоснабжения и
водоотведения). На практике же лимиты
водопотребления и водоотведения
определяются самой организацией
водопроводно-канализационного хозяйства,
при этом учитываются следующие
качественные и количественные
параметры:
1) фактические мощности
систем водоснабжения и канализации;
2)
необходимость первоочередного
удовлетворения нужд населения в питьевой
воде и отведении бытовых сточных вод;
3)
соблюдение лимитов забора питьевой воды и
сброса сточных вод и загрязняющих веществ в
водные объекты, установленных для
организации водопроводно-канализационного
хозяйства водохозяйственными и
природоохранными органами;
4)
проведение абонентом мероприятий по
рациональному использованию питьевой воды,
сокращению сброса сточных вод и
загрязняющих веществ;
5) баланс
водопотребления и водоотведения
абонента.
Фактические мощности систем
водоснабжения и канализации определяются
исходя из материальной базы организаций
водопроводно-канализационного хозяйства.
Необходимость первоочередного
удовлетворения нужд населения в питьевой
воде и отведении бытовых сточных вод
является мерой первостепенной заботы о
благе человека. В силу этого абоненты,
использующие воду и сточные воды для
промышленных и иных небытовых нужд,
обеспечиваются водой во вторую очередь. При
сохранении мощности, но увеличении доли
потребления населением, организация
водопроводно-канализационного хозяйства
может отказать в заключении договора с
абонентом второй очереди. Следует только
отметить, что в настоящее время такая
проблема неактуальна, поскольку за время
экономико-промышленной стагнации
последнего десятилетия водопользование и
водоотведение значительно сократилось, за
исключением Москвы, Санкт-Петербурга и
некоторых других крупных промышленных
городов.
Нормативы водоотведения
(сброса) по составу сточных вод
устанавливаются абоненту органами
местного самоуправления или
уполномоченной ими организацией
водопроводно-канализационного хозяйства с
учетом следующих условий:
1) соблюдения
норм предельно допустимых сбросов сточных
вод и загрязняющих веществ в водные
объекты, утвержденных для организаций
водопроводно-канализационного хозяйства
природоохранными органами;
2)
обеспечения проектных параметров очистки
сточных вод на очистных сооружениях
коммунальной канализации;
3)
технической и технологической возможности
очистных сооружений коммунальной
канализации очищать сточные воды от
конкретных загрязняющих веществ;
4)
защиты сетей и сооружений системы
коммунальной канализации.
Лимиты
водопотребления и водоотведения
устанавливаются и для организаций
водопроводно-канализационного хозяйства,
только если в первом случае лимиты связаны
с гражданско-правовым договором, во втором
случае - с использованием водных объектов,
регулируемым нормами публичного права -
водным законодательством. Установление
лимитов водопользования (водопотребления и
водоотведения) наряду с разработкой и
принятием стандартов, нормативов и правил в
области использования и охраны водных
объектов является правовым инструментом
нормирования в области использования и
охраны водных объектов <*>. Лимиты
водопользования (водопотребления и
водоотведения) представляют собой
предельно допустимые объемы изъятия водных
ресурсов или сброса сточных вод
нормативного качества, которые
устанавливаются водопользователю на
определенный срок (ст. 90 Водного кодекса
РФ).
--------------------------------
<*> Более
подробно об особенностях правового режима
вод см.: Бринчук М.М. Экологическое право
(право окружающей среды): Учебное пособие
для высших юридических учебных заведений.
М.: Юристъ, 1998. С. 526 - 534.
Лимиты
водопользования (водопотребления и
водоотведения) субъектам Российской
Федерации на основании водохозяйственных
балансов и заявленных ими потребностей в
водных ресурсах по поверхностным водным
объектам устанавливаются специально
уполномоченным государственным