К определенности исполнительных действий

И. АКСЕНОВ
Игорь Аксенов, судебный пристав-исполнитель ГУ МЮ РФ по г. Москве, доцент кафедры организации службы судебных приставов и исполнительного производства Российской правовой академии МЮ РФ, к.ю.н.
Закрепляя процедуру исполнения в целом, ФЗ "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) упускают множество концептуальных и частных вопросов, возникающих в процессе принудительного исполнения, что негативно влияет на результативность исполнительного производства и деятельность ССП. К таким вопросам относится отсутствие законодательно закрепленного понятийного аппарата. В частности, не имеет толкования термин "исполнительные действия". Вместе с тем его уяснение имеет большое практическое значение.
Перед участниками исполнительного производства, в том числе и перед судебным приставом-исполнителем, часто возникает вопрос о том, являются ли исполнительными действиями возбуждение исполнительного производства, направление запросов в регистрирующие органы с целью установления имущества должника, сложение ареста, наложение штрафа на должника или иных лиц, окончание исполнительного производства и т.п.
Сформулировать понятие "исполнительные действия" возможно путем его соотношения с иными терминами.
Кроме словосочетания "исполнительные действия" в Законе используются и такие термины, как "принудительное исполнение" (ст. 3), "порядок принудительного исполнения" (ст. 1), "меры принудительного исполнения" (ст. 44, 45), которые также не имеют законодательного определения.
Самым широким из них, охватывающим все остальные, является "порядок принудительного исполнения". Он затрагивает весь процесс принудительного исполнения исполнительных документов.
Понятие "меры принудительного исполнения" по сравнению с понятием "порядок принудительного исполнения" является более узким. Судебный пристав-исполнитель вправе применять меры принудительного исполнения только при наличии определенных оснований, перечисленных в ст. 44 Закона.
Для применения мер принудительного исполнения необходимо совершение ряда последовательных действий: наложить арест на имущество, изъять и реализовать его. Именно эти действия, как это следует из смысла Закона, и будут являться исполнительными.
Однако по исполнительному производству могут совершаться и иные действия (приниматься решения), в том числе процессуальные, которые не являются исполнительными.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона по приостановленному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются. В то же время п. 3 той же статьи возлагает на судебного пристава-исполнителя обязанность уведомить стороны о приостановлении исполнительного производства. Кроме того, согласно ст. 25 Закона после вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению.
Очевидно, что уведомление и отмена мер по исполнению являются действиями, совершаемыми по исполнительному производству, но в то же время, как следует из смысла указанных статей, эти действия не являются исполнительными.
Таким образом, исполнительные действия - это лишь те процессуальные действия, которые направлены на реализацию (применение) мер принудительного исполнения.
Необходимо также учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей. Следовательно, единственным должностным лицом, которое вправе совершать исполнительные действия, является судебный пристав-исполнитель.
Исполнение исполнительных документов судебным приставом-исполнителем осуществляется путем совершения конкретных процессуальных действий, предусмотренных законом, имеющих значение для участников исполнительного производства. При этом решение судебного пристава-исполнителя о совершении исполнительных действий, совершение самого действия облекаются в процессуальную форму путем вынесения постановления судебного пристава-исполнителя (ст. 88 Закона) или составления иного процессуального документа (акт описи и ареста - ст. 51, 53, акт передачи - ст. 56).
С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение исполнительных действий. Исполнительное действие - это предусмотренное законодательством об исполнительном производстве действие судебного пристава-исполнителя, направленное на реализацию мер принудительного исполнения, совершаемое при наличии определенных законом оснований, в особой процессуальной форме, и имеющее значение для участников исполнительного производства.
Подобную же формулировку "исполнительных действий" предлагают и авторы проекта исполнительного кодекса РФ (см. ст. 1) <*>.
--------------------------------
<*> Проект исполнительного кодекса РФ // Отв. ред. Г.Д. Улетова. Краснодар - СПб., 2004. С. 52.
Несомненно, подобный подход к пониманию исполнительных действий является более конкретным, а сформулированные выводы имеют ряд последствий, способных оказать позитивное воздействие на динамику исполнительного производства.
Исходя из того, что исполнительное действие - это действие, направленное на реализацию мер принудительного исполнения, которое может совершаться только при наличии определенных оснований (ст. 44 Закона), можно утверждать, что возбуждение исполнительного производства, направление запросов в регистрирующие органы, сложение ареста с имущества должника, окончание исполнительного производства и т.п. исполнительными действиями не являются. Их допустимо совершать, например, во время приостановления судом исполнительного производства.
Указанный вывод снимает ряд трудноразрешимых вопросов в деятельности судебных приставов-исполнителей:
- возбуждение исполнительного производства в отношении должника, в отношении которого уже ведется сводное исполнительное производство, в данный момент приостановленное судом;
- возможность устанавливать имущество должника во время приостановления исполнительного производства;
- возможность окончания исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ст. 27 Закона, во время приостановления исполнительного производства, что позволит не создавать должнику безосновательных препятствий в пользовании и распоряжении его имуществом.
Вывод о том, что исполнительные действия могут совершаться исключительно судебным приставом-исполнителем, позволяет утверждать, что запрет на совершение исполнительных действий, установленный п. 2 ст. 24 Закона, адресован только ему.
Как видим, факт приостановления исполнительного производства не имеет никаких правовых последствий для иных лиц, исполняющих требования судебных актов и актов иных органов. Они должны в прежнем порядке исполнять исполнительные документы, поступившие им на исполнение. Такие правоприменительные акты судебного пристава-исполнителя сохраняют свою силу и действуют до отмены их самим судебным приставом-исполнителем или судом.
Не препятствует приостановление или прекращение исполнительного производства привлечению виновных лиц к ответственности, установленной ст. 86, 87 Закона, и тем более к административной и уголовной ответственности.
В таком случае между судебным приставом и виновным лицом возникают не исполнительные, а административные или уголовно-правовые правоотношения. Основанием возникновения таких правоотношений является совершение лицом правонарушения, посягающего на институты государственной власти или против порядка управления, что возлагает на судебных приставов обязанность по его пресечению.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 119-ФЗ
"ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 118-ФЗ
"О СУДЕБНЫХ ПРИСТАВАХ"
(принят ГД ФС РФ 04.06.1997)
ЭЖ-Юрист, N 47, 2004

Комментарии к законам »
Читайте также