ИСТОРИЯ ОТМЕНЫ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
А.Н.
ГОЛОВИСТИКОВА
Головистикова А.Н., член
РАЮН, кандидат юридических наук.
Начало XXI
в. отмечено всплеском законодательной
активности в связи с устойчивым и
возрастающим значением принципов
демократии в мировой и
внутригосударственной правовой теории и
практике, а также стремлением отдельных
членов мирового сообщества к приведению
национальных правовых норм и стандартов к
международным образцам. Россия также
стремится закрепить в правоприменительной
практике такие принципы, соответствовать
современным и актуальным понятиям в этой
области. Однако многочисленные проблемы и
коллизии текущего законодательства, а
также экономические, политические,
социальные проблемы, проблемы в обществе
существенно тормозят данный процесс.
Появление такого количества проблем было
неизбежным, учитывая особенности
своеобразного исторического пути
государства, а также недавний распад
общественного строя и в связи с этим полную
перестройку как законодательства, так и
государственной структуры.
В России
смертная казнь как мера наказания
упоминалась в ряде древних памятников,
например в Краткой Русской Правде (XI в.).
Краткая редакция Русской Правды включала
два крупных закона, созданных с разрывом в
несколько десятилетий, не объединенных
исторической преемственностью - Правда
Ярослава и Правда Ярославичей.
В Правде
Ярослава шла речь о кровной мести.
Исторически она сложилась как
непосредственная обязанность рода
потерпевшего расправиться с преступником.
Процесс феодализации древнерусского
государства, увеличение роли князя и
княжеского суда изменили и применение
обычая кровной мести. Практика самовольной
расправы с преступником (кровная месть,
личная месть и некоторые разновидности
самосуда) остались в прошлом. Только князь
мог дать санкцию на кровную месть. В
летописях сохранилось упоминание расправы
Яна Вышатича с волхвами. Он был послан
князем на подавление восстания на Белом
озере. Руководили восстанием волхвы. После
разгрома восстания и поимки зачинщиков Ян
Вышатич разрешил родственникам погибших
отомстить.
Вместе с тем кровная месть за
убийство могла быть заменена вирой
(штрафом) в 40 гривен. Кровная месть либо
штраф в три гривны предусматривались
альтернативно и за нанесение телесных
повреждений, причем преступник обязан был
уплатить лекарю за оказанную потерпевшему
медицинскую помощь.
Правда Ярославичей
была посвящена правовой регламентации
жизни княжеской вотчины, ее охраны от
посягательств извне, в частности от
свободных общинников, оказывающих
сопротивление феодалам. Здесь
устанавливается несколько разновидностей
умышленного убийства, за которые
применяются разные наказания в виде
смертной казни. Причем речь идет о
различных случаях убийства высших
княжеских слуг. Например, за убийство "в
обиду" огнищан <1> и подъездных князей
<2> устанавливался штраф в 80 гривен,
которые поступали в пользу князя. А за
убийство огнищанина "у клети" <3> или "у
говяда" <4> разрешалось расправиться с
убийцей сразу, т.е. без суда, в любое время
суток. Убийство "в разбое" рассматривалось в
Древней Руси как наитягчайшее
преступление, за которое вервь (сельская
община) должна была "выдавать преступника
князю головой". Именно из-за участившихся
разбоев духовенство посоветовало
Владимиру Красное Солнышко ввести смертную
казнь, что он и сделал.
--------------------------------
<1> Огнищанин -
старший дружинник, боярин, приближенный
князя.
<2> Подъездной князь - сборщик
различных поступлений в пользу князя.
<3> Клеть - дом, хозяйственная постройка,
амбар, кладовая.
<4> Говяда - бык,
рогатый скот.
Не менее суровое отношение
было и к воровству. Так, любому
предоставлялось право убить застигнутого
на месте преступления вора. Однако закон
ограничивал это право: убить можно только
ночью, и нельзя убить связанного вора.
Двинская Уставная грамота 1397 г. - первый в
истории русского права документ,
законодательно закрепивший применение
смертной казни. Она была предусмотрена лишь
за кражу, совершенную в третий раз, так как в
то время кража была наиболее
рецидивоопасным преступлением и
совершение его в третий раз давало
основание опасаться повторения содеянного
и в будущем.
В Псковской судной грамоте
1467 г. было предусмотрено пять случаев
применения смертной казни: за кражу из
церкви, государственную измену, поджог,
квалифицированную (троекратную) кражу и
конокрадство. Конкретный вид смертной
казни не оговаривался. Летописи говорят о
том, что Псков знал смертную казнь через
повешение, сожжение и утопление.
В
период образования и укрепления русского
централизованного государства дальнейшее
развитие получили правовые нормы об
уголовных наказаниях и их исполнении.
Уже в Судебниках великого князя Ивана III 1497
г. и царя Ивана IV (Грозного) 1550 г.
предусматривалась смертная казнь в
двенадцати случаях. Система наказаний и
процесс их исполнения были направлены на
максимальное устрашение преступников и
населения. В связи с этим значительная
часть применявшихся ранее в виде основного
наказания штрафов вытесняется смертной
казнью, телесными наказаниями, лишением
свободы.
Смертная казнь применялась в
зависимости от личности преступника, а не
от состава преступления. Для лихого
человека (признанного таковым на основании
специальной процедуры причисления к
социально опасным людям) смертная казнь
могла, например, быть применена за
душегубство, разбой, кражу или
ябедничество, т.е. ложный донос, а также за
любой вид повторной кражи. Назначалась она
также за убийство своего господина
(государское убийство), крамолу
(государственную измену, заговор, восстание
и иные действия против власти), церковное
преступление (святотатство, посягающее на
интересы и права церкви) и уголовное
преступление (похищение людей, воровство,
поджог).
Во второй половине XVI в. после
Судебника 1550 г. были приняты указы и
грамоты, подтверждающие применение
смертной казни за перечисленные в
Судебнике преступные деяния и добавляющие
перечень наказуемых деяний.
В самой
ранней из уставных земских грамот -
Уставной Земской грамоте волостей Малой
Пенежки, Войской и Суры Двинского уезда 1552
г. смертная казнь назначалась за
укрывательство лихих людей волостными
крестьянами, за взяточничество, за
должностные преступления представителей
губных учреждений.
Интересен Медынский
губной наказ 1555 г., в соответствии с которым
смертная казнь применялась за татьбу,
совершенную в третий раз, что противоречит
Судебнику 1550 г., предусматривавшему
смертную казнь за повторную кражу.
Следующим этапом в формировании
предписаний об уголовных наказаниях и их
исполнении было Соборное Уложение 1649 г. -
первый в истории России
систематизированный закон. По нему более
шестидесяти разновидностей преступных
деяний могли быть наказаны смертной казнью.
Она применялась за "голый" умысел,
направленный против жизни и здоровья
государя, воспрепятствование православным
людям перейти в иную веру, богохульство,
поджог города с целью сдачи врагу, за кражу
в третий и более раз, повторный разбой,
убийство незаконнорожденного младенца,
убийство близких родственников и т.д.
Интересно заметить, что за убийство отца и
матери можно было назначить смертную казнь
"безо всякия пощады", а убийство сына или
дочери влекло для родителей лишь тюремное
заключение и в дальнейшем церковное
покаяние. Смертная казнь устанавливалась
также за убийство сестер и братьев. А
убийство женой мужа расценивалось как
квалифицированное.
При применении
наказаний широко действовал принцип "око за
око, зуб за зуб". Так, за умышленное убийство
подлежало казнить смертью того, кто убил, и
заказчика.
Для усиления устрашающего
эффекта предусматривались как простые виды
смертной казни (повешение, отсечение
головы), так и квалифицированные (сожжение,
залитие горла расплавленным металлом,
закапывание в землю до наступления смерти,
убийство путем отравления и т.д.),
причинявшие особые мучения преступнику.
Соборное Уложение предусматривало
отсрочку исполнения смертной казни. К
примеру, подлежащие смертной казни воры и
разбойники в целях покаяния помещались на
шесть недель в тюрьму. После истечения
этого срока смертная казнь приводилась в
исполнение. Предоставлялась отсрочка и
беременным женщинам. До рождения ребенка
они содержались в тюрьме, а через шесть
недель после рождения ребенка подвергались
назначенной казни.
Рассматривая вопрос
о смертной казни в петровскую эпоху,
поминутно сталкиваешься с противоречиями.
С одной стороны, прогрессивные сдвиги в
правоприменительной практике, с другой -
разгул жестокости в действующем
законодательстве, которое по праву
считается самым суровым в истории России.
При Петре I распространился жестокий
принцип применения смертной казни - по
жребию. Введен и еще один вид
квалифицированной смертной казни (для
разбойников) - повешение за ребро на крюке.
Кроме того, все квалифицированные виды
смертной казни предыдущего времени также
сохранялись.
Важным источником
предписаний о системе наказаний и их
исполнении стали Воинские Артикулы 1715 г.,
произведенные Петром I. Они содержали
главным образом нормы уголовного права.
Кроме того, в них имелось много сугубо
военных правил и норм государственного
права. Смертная казнь предусматривалась в 74
артикулах и в 27 - наряду с другими
наказаниями. Из них в 60 случаях не был
обозначен ее вид. Суд мог устанавливать
форму наказания по своему усмотрению.
Смертная казнь могла быть простой
(повешение, отсечение головы мечом,
аркебузирование - расстрел) либо
квалифицированной (сожжение, колесование,
четвертование, залитие горла металлом и
др.). Она могла быть назначена за
преступления против веры - чернокнижие,
богохульство, идолопоклонство, за воинские
преступления - неосновательная тревога,
поднятая после развода караула и отбоя,
обнажение шпаги (без причинения вреда) в
присутствии высшего военного начальства,
воинская измена, за государственные
преступления - посягательство на государя,
возмущение и бунт, убийство, за половые
преступления - мужеложство, изнасилование,
кровосмешение, за имущественные
преступления - казнокрадство, растрата,
вымогательство, взяточничество и т.д.
Артикулы отказались от существовавшего
ранее гуманного положения об отмене
смертной казни, т.е. если во время ее
исполнения преступник сорвался с виселицы,
палачу надлежало исполнить смертный
приговор до конца как при неудачной попытке
повешения, так и в случае, когда не удалось
отсечь голову одним ударом меча.
Применение смертной казни в Российской
империи заметно сократилось с середины ХVIII
в. В царствование Елизаветы Петровны
применение смертной казни было
приостановлено. По преданию, участвуя в
дворцовом перевороте, в результате
которого она и взошла на престол, Елизавета
Петровна дала клятву, что в случае удачного
завершения переворота она, став
императрицей, никого не лишит жизни.
Императрица не подписала ни одного
смертного приговора. В результате
накопилось большое число неутвержденных
приговоров. Тюрьмы были переполнены.
В
1753 г. Сенат решил таких осужденных
наказывать кнутом, вырывать ноздри и
ссылать на каторжные работы. Наказание
кнутом выдерживали не все. Однако умершие
во время экзекуции казненными не
считались.
Екатерина II в своем Наказе
комиссии о составлении проекта нового
Уложения (1767 г.) призывала ограничить
применение смертной казни. Она
высказывалась против смертной казни, но в
то же время говорила, что "смертная казнь
есть некоторое лекарство больного
общества".
Смертная казнь в ряде случаев
применялась по специальным Указам
(Манифестам) императрицы. Истории известны
три достоверных случая применения смертной
казни. В 1764 г. был казнен поручик Мирович,
обвиненный в заговоре, имевшем целью
восстановление на престоле сына Анны
Леопольдовны Ивана Антоновича. В 1771 г.
казнены по жребию двое из виновных в
убийстве архиепископа Амвросия во время
чумного бунта в Москве. В 1775 г. произошла
казнь участников восстания Емельяна
Пугачева. Некоторые историки утверждают,
что после подавления восстания было
казнено 20 тысяч человек. Причем сам Пугачев
был приговорен к квалифицированному виду
смертной казни - четвертованию. Екатерина II
сочла необходимым особо подчеркнуть саму
процедуру осуществления смертной казни:
"Пугачеву учинить смертную казнь...
четвертовать, голову взоткнуть на кол,
части тела разнести по четырем частям
города и положить на колеса, а после на тех
же местах сжечь..." Трупы казненных для
устрашения долго не снимали с виселиц. В
ряде случаев виселицы устраивали на плотах
и затем пускали по течению по Волге и Каме,
чтобы их видело как можно больше людей.
В XIX в. Россия вступила не только с новым
императором Александром I, но и со старыми
проблемами. Однако Александр I не стал
торопиться с решением вопроса о применении
смертной казни. По мере присоединения к
России новых областей на них
распространялось и неприменение смертной
казни за какие бы то ни было преступления.
Этому посвящен указ от 12 сентября 1801 г.,
гласивший о запрещении смертной казни в
Грузии; указ от 4 июля 1804 г. об отмене
смертной казни в Менгрелии; указ от 19 апреля
1811 г. об отмене смертной казни в
Имеретинской области; указ от 8 апреля 1811 г.
о неприменении смертной казни в Гурии.
Основная масса таких приговоров связана с
Отечественной войной 1812 г., когда приговоры
выносились военно-полевыми судами.
Указанные суды руководствовались
специальными законами, например Полевым
уложением 1812 г., которые применялись
исключительно во время войны за тяжкие
преступления и только в отношении лиц
военного ведомства или приравненных к ним.
В частности, упомянутое Полевое уложение
предусматривало смертную казнь как
наказание за измену, неповиновение
военному начальству, бунт на занятой армией
территории, уничтожение армейского
продовольствия, препятствия в продвижении
армейских частей, подстрекательство
местных жителей к неповиновению.
Из
законодательных актов, принятых при
Александре I и предусматривавших смертную
казнь в качестве одной из санкций, следует
упомянуть Карантинный устав, утвержденный
указом от 21 августа 1818 г. В нем смертная
казнь предусматривалась за сообщение
ложных сведений "на счет здоровья прибывших
людей на судне или сухим путем", недонесение
карантинной стражей о тайном провозе
товаров. Приведенные указы и акты
исчерпывают перечень законодательных
установлений, касающихся смертной казни,
при Александре I.
Николай I, сменивший на
престоле брата, отметил свое вступление на
престол казнью пяти человек. Речь идет об
участниках восстания 14 декабря 1825 г. Всего
было приговорено к смерти 36 человек, из
которых пять - к четвертованию.
Приговоренным к четвертованию был заменен
лишь вид смертной казни - через повешение.
Остальным осужденным смертная казнь
заменена каторгой на различные сроки или
бессрочно. Следующий шаг Николая I в области
смертной казни - Манифест от 21 апреля 1826 г., в
соответствии с которым смертная