Некоторые проблемы совершенствования управления практикой правоохранительных органов по применению уголовного и иного законодательства в борьбе с экстремизмом (российский следователь, 2005, n 1)

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ПРИМЕНЕНИЮ УГОЛОВНОГО
И ИНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В БОРЬБЕ
С ЭКСТРЕМИЗМОМ (ПРОГНОЗНЫЙ АСПЕКТ)
В.Е. НОВИЧКОВ
Новичков В.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Курского государственного технического университета.
Экстремизм как социально-политическое и общественно опасное криминологическое явление имеет многовековую историю. Формы экстремизма многообразны, многолики, распространенны, разрушительны и жестоки. С начала 90-х годов прошлого столетия и до настоящего времени феномен экстремизма интенсивно менялся, а сфера экстремистской деятельности неуклонно расширялась и трансформировалась в территориальном, мотивационном, политико-идеологическом и ином аспектах. В связи с этим в мире его единого криминологического и политического, научного и практического толкования не выработано, что можно считать основной транснациональной проблемой. Большим шагом в этом направлении явилось принятие в России Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", в котором впервые было сформулировано понятие "экстремистской деятельности (экстремизма)", определена и закреплена система правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности и установлена ответственность за ее осуществление. Понятие экстремизма в рассматриваемом Федеральном законе достаточно объемное и включает в себя: 1) деятельность общественных и религиозных объединений либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; 2) пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; 3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; 4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств; экстремистскую организацию - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности; экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Теперь, имея законодательную дефиницию экстремизма, можно выделить его основные признаки, которые мы предлагаем классифицировать по действию и мотивации. Иными словами, критериями классификации экстремизма будут являться: а) основной элемент объективной стороны состава преступления - действие и б) факультативный признак субъективной стороны состава преступления - мотив (побуждение). По действию главными признаками будут считаться: насилие, призывы к насилию, пропаганда, публичное демонстрирование нацистской либо сходной с ней атрибутики или символики и публичные призывы к этому, финансирование экстремизма, полное или частичное уничтожение какой-либо социально-психологической группы. По мотивации к основным признакам экстремистской деятельности будут относиться: устрашение, ненависть, вражда, хулиганские побуждения, личная и социально-психологическая исключительность и превосходство.
Анализ действующего уголовного законодательства позволяет нам определить и систему уголовно-правовых норм, с помощью которых органы государственной власти могут и должны осуществлять противодействие экстремистской деятельности. Эта система включает в себя нормы запретительного, охранительного и уполномочивающего характера. Применение последней группы уголовно-правовых установлений особенно важно для включения в дело борьбы с экстремизмом всех без исключения категорий граждан Российской Федерации - от правопослушных до правонарушителей.
Другая проблема заключается в том, что степень общественной опасности преступлений экстремистской направленности настолько высока, что это обстоятельство, в первую очередь, требует систематического, комплексного мониторинга и прогноза всех без исключения направлений противодействия экстремистской деятельности. Это необходимые и вместе с тем наиболее трудные элементы управленческой деятельности государственных органов, борющихся с преступностью и проявлениями экстремизма, в частности. Для выполнения указанных задач необходимо использовать все возможности, которые дает уголовное и иное законодательство, регулирующее уголовно-правовую борьбу с экстремизмом.
Меры уголовно-правового воздействия на различные формы экстремизма - это деятельность правоохранительных органов по предупреждению, пресечению преступлений экстремистского толка и реализации уголовной ответственности правонарушителей, обладающая следующими признаками: она основана на уголовных и иных законах, регулирующих борьбу с экстремизмом; каждая мера воздействия имеет относительно самостоятельные цели, подчиненные в конечном итоге целям уголовного закона.
Меры уголовно-правового воздействия на феномен экстремизма можно подразделить на четыре группы: уголовно-правовые меры предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений, уголовно-правовые меры пресечения этих преступлений, уголовно-правовые меры реализации уголовной ответственности и иные меры воздействия на экстремистские формы и виды преступности <*>. Данные меры обязательно должны включаться в разработку комплексных прогнозов борьбы с экстремизмом и его контроля.
--------------------------------
<*> См. подробнее: Новичков В.Е. Применение уголовно-правовых норм, поощряющих или обязывающих граждан оказывать помощь правоохранительным органам. Дис. ...канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 50 и след.
Если общий механизм вышеназванных групп мер уголовно-правового воздействия на проявления экстремизма всегда будет включать в себя следующие основные элементы: 1) воздействие правоохранительных органов на граждан с целью побуждения их к отказу от экстремистской деятельности и прекращению экстремистской деятельности; 2) реакцию граждан на указанное воздействие; 3) социально-правовую оценку работниками правоохранительных органов реакции граждан; 4) обеспечение государством правовой и социальной защищенности граждан в связи с их положительной реакцией на воздействие соответствующих органов; 5) совокупность социальных, социально-психологических и личностных факторов и условий, влияющих на деятельность правоохранительных органов в деле борьбы с экстремизмом, которые особой проблемы в понимании, осмыслении и применении не вызывают, то эффективность этих мер, разработка критериев их эффективности на сегодняшний день являются главной проблемой в организационно-управленческой деятельности правоохранительных органов. Причин тому несколько, основная из которых это то, что, разрабатывая критерии эффективности, по сути, необходимо ответить на вопросы: "хорошо" или "плохо" работают правоохранительные органы в сфере борьбы с экстремизмом? В связи с этим мы предлагаем некоторые критерии эффективности рассматриваемых здесь мер уголовно-правового воздействия на экстремистскую деятельность.
I. Уголовно-правовые меры предупреждения экстремистских проявлений и сопутствующих им преступлений заключаются в воспитательном воздействии на неустойчивых и иных лиц и не связаны с применением уголовной ответственности. Исключение составляет побуждение правонарушителей к деятельному раскаянию (п. "и" ч. 1 ст. 61, ст. 75, примечания к ст. ст. 205, 205.1, 208, 210, 282.1, 282.2 УК РФ). К числу указанных мер относятся:
1) пропаганда уголовного законодательства - доведение до сведения граждан содержания уголовных законов и убеждение их в правдивости этих законов. Минимальная профилактическая цель пропаганды уголовных законов - удержать неустойчивых лиц от совершения преступлений экстремистской направленности путем устрашения возможным наказанием или убеждения в нецелесообразности совершения таких преступлений; максимальная цель - предупреждение экстремизма путем воспитания у граждан убеждения в справедливости законов и готовности соблюдать их.
В целях совершенствования мониторинга, прогнозирования и применения этой меры воздействия на преступность экстремистского характера в нее необходимо включать следующее: конкретизацию задач, запланированных или продиктованных оперативной обстановкой пропагандистских мероприятий; определение и обеспечение контактов с адресатами правовой пропаганды (криминальных экстремистских групп населения и потенциальных правонарушителей); определение содержания, форм и средств проведения пропагандистских мероприятий с учетом их конкретных задач и адресов; проведение пропагандистских мероприятий и их учет: периодический анализ проведенной работы, оценка ее эффективности, корректировка прогнозов и планирование на следующий отчетный период.
Эффективность пропаганды как индивидуально-профилактической меры может быть определена по двум параметрам: а) по уровню выявления потенциальных правонарушителей (путем ретроспективного анализа уголовных дел об умышленных преступлениях); б) по уровню положительного воздействия пропаганды на выявленных потенциальных правонарушителей (путем определения динамики доли тех из них, кто совершил преступления);
2) официальное предостережение потенциальных правонарушителей, осуществляемое уполномоченным на то представителем власти, выражается в предупреждении гражданина, проявившего намерение к осуществлению экстремистской деятельности или совершить соответствующее преступление, об уголовной ответственности за его реализацию. Эта мера уголовно-правового воздействия должна применяться: а) для предупреждения преступлений, уголовная ответственность за которые наступает в случае повторного совершения правонарушения после привлечения виновного к административной ответственности (административной преюдиции); б) для предупреждения иных преступлений, в отношении которых нецелесообразно применять пресечение как обязательный итог борьбы с ними.
Эффективность уголовно-правового профилактического воздействия в форме официального предостережения может быть определена следующими методами: а) путем анализа динамики числа осужденных правонарушителей - экстремистов, которых, судя по материалам дела, лично необходимо было бы официально предостеречь, однако это не было сделано. Такой анализ дает возможность судить о степени использования данной уголовно-правовой меры; б) путем анализа динамики доли той части официально предупрежденных лиц, которые совершили умышленные преступления. Такой анализ дает возможность судить о том, насколько действенными оказались эти меры органов государства.
Было бы наивно надеяться, что официальное предостережение способно удержать каждого предупрежденного от реализации преступного намерения. Однако любая доля успеха в области противодействия экстремизму придает этой мере уголовно-правового воздействия на преступность практическую целесообразность и обязывает органы правопорядка постоянно повышать ее эффективность;
3) побуждение правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатых преступлений осуществляется правоохранительными органами на основании ст. 31 УК РФ, согласно которой лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, освобождается от уголовной ответственности за совершение, приготовление или покушение на преступление <*>. Прогноз применения данной меры воздействия на преступность осуществляется на основе анализа и интерпретации данных оперативно-розыскного характера. Использование этой нормы в интересах общей профилактики преступлений заключается в пропаганде правовых последствий добровольного отказа от преступлений и в строгом соблюдении закона при правовой оценке фактов добровольного отказа от совершения преступления экстремистской направленности.
--------------------------------
<*> См.: Панько К.А. Добровольный отказ от преступления по советскому уголовному праву. Воронеж, 1975; Тер-Акопов А.А. Добровольный отказ от совершения преступления. М., 1982.
Повысить эффективность практики предупреждения преступлений путем побуждения правонарушителей к добровольному отказу от завершения начатых преступлений можно по следующим направлениям: укрепление связи правоохранительных органов с населением; совершенствование оперативной работы органов внутренних дел; строгое соблюдение законности при социально-правовой оценке фактов добровольного прекращения начатых преступлений (по закону возможна уголовная ответственность правонарушителей, добровольно отказавшихся от совершения преступления, только в случае, если в процессе приготовления к преступлению или покушению на него совершено какое-либо другое оконченное преступление - ч. 3 ст. 31 УК РФ);
4) побуждение правонарушителей к деятельному раскаянию осуществляется правоохранительными органами на основании следующих уголовно-правовых норм: а) на основании специальных норм Особенной части уголовного права, освобождающих от уголовной ответственности за совершенные преступления лиц, проявивших деятельное раскаяние в предусмотренных законом формах (например, примечания к ст. ст. 205, 205.1, 208 и др. УК РФ); б) на основании норм

Комментарии к законам »
Читайте также