Защита прав осужденных к лишению свободы
А.В. КУЗНЕЦОВ
Ход реализации положений
Уголовного и Уголовно-исполнительного
кодексов, принятых через год после
вступления России в Совет Европы (тем самым
было выполнено соответствующее формальное
обязательство перед Советом Европы),
показывает, что реформирование
пенитенциарной системы России
наталкивается на проблемы, в основе которых
- традиционный репрессивный подход к
обращению с лицами, содержащимися в местах
лишения свободы.
В настоящее время
существует необходимость законодательного
закрепления и систематизации конкретных
ограничений конституционных прав для лиц,
осужденных к лишению свободы, вступившим в
законную силу приговором суда, сроков их
действия и механизма восстановления прав,
что и составляет актуальность данной
статьи.
Конституция РФ в статье 2
провозгласила права и свободы человека и
гражданина как высшую ценность, что
соответствует сформировавшимся на уровне
Организации Объединенных Наций и Совета
Европы международным стандартам.
При
применении мер уголовно-правового
характера осужденным гарантируются
общегражданские права и свободы с
ограничениями, установленными для них
нормативными актами уголовного,
уголовно-исполнительного,
уголовно-процессуального, гражданского,
семейного и других отраслей права.
Часть 3 статьи 55 Конституции РФ помимо
допуска таких ограничений устанавливает
ряд обязательных требований при их
осуществлении. Первое требование: права и
свободы могут быть ограничены только
федеральным законом. Второе требование:
права и свободы человека могут быть
ограничены лишь в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства. Третье
требование: ограничение прав и свобод
человека допустимо только в той мере, в
какой это необходимо в указанных выше целях
<*>.
--------------------------------
<*>
Научно-практический комментарий к
Конституции Российской Федерации / Отв. ред.
В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк,
2001. С. 258 - 259.
По своему содержанию правовое
положение осужденных - совокупность прав,
обязанностей и законных интересов, по
юридическому назначению - ступень развития
правового статуса граждан, осуществляемого
путем его ограничения, конкретизации и
дополнения <*>.
--------------------------------
<*> Селиверстов В.И. Теоретические
проблемы правового положения лиц,
отбывающих наказание. М., 1992.
Федеральный
закон "О гражданстве РФ" в части 4 статьи 4
закрепляет, что гражданин Российской
Федерации не может быть лишен гражданства
или права изменить его. (Данный принцип
дублирует положения части 2 статьи 6
Конституции РФ.) Запрет лишения гражданства
выражается в том, что правовая связь между
гражданином и государством не может быть
прекращена по инициативе государства.
Вместе с тем статья 20 Федерального закона "О
гражданстве РФ" устанавливает перечень
случаев, когда выход из гражданства
запрещен. К этому перечню относится запрет
для лиц, в отношении которых имеется
вступивший в законную силу и подлежащий
исполнению обвинительный приговор суда.
Наказание рассматривается как мера
государственного принуждения, применяемая
в защиту интересов общества и государства
от преступных посягательств, вследствие
чего выход лица из гражданства РФ
невозможен до окончания отбывания лицом
назначенного по приговору суда наказания
<*>.
--------------------------------
<*>
Комментарий к Федеральному закону "О
гражданстве Российской Федерации". СПб.:
Питер, 2003. С. 37 - 38, 129 - 132.
Таким образом,
государство не только оставляет
осужденному право быть гражданином РФ, но
делает это его обязанностью. При этом
государство изменяет
конституционно-правовой статус такого
гражданина, не отражая механизм этого
процесса в федеральном законе, как того
требует Конституция РФ в части 3 статьи 55.
Правовое положение осужденных к лишению
свободы предполагает необходимость, "с
одной стороны, в максимальной степени
обеспечить соблюдение прав осужденных, их
законных интересов, а с другой -
предоставить администрации исправительных
учреждений необходимые правовые рычаги для
эффективного достижения целей наказания,
обеспечения порядка и дисциплины в
деятельности исправительных учреждений,
предупреждения среди осужденных новых
преступлений и иных правонарушений, а также
их исправления" <*>.
--------------------------------
<*> Селиверстов В.,
Шмаров И. Правовое регулирование
исполнения наказаний в виде лишения
свободы и смертной казни // Российская
юстиция. 1997. N 5. С. 47.
Лица, отбывающие
наказание, сохраняют все права человека, за
исключением тех, в которых они ограничены в
связи с лишением свободы.
Право на
свободу передвижений естественно
ограничено самим характером заключения,
равно как и свобода общения <*>. Но
осужденные не полностью лишены даже этих
прав, поскольку они редко содержатся в
полной изоляции, а если их и помещают в
такие условия, то на это имеются очень
веские конкретные причины.
--------------------------------
<*> Всеобщая
декларация прав человека // Международные
акты о правах человека: Сборник документов /
Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд.,
доп. М.: Издательство "НОРМА", 2002. С. 40 -
41.
Обеспечение реализации права на
общение с семьей должно быть составной
частью системы, которая гуманно обращается
с осужденными. Признание важности
поддержания контактов осужденных с семьями
является аргументом в пользу того, чтобы
место жительства осужденного выступало в
качестве определяющего фактора при решении
вопроса о том, в какую исправительную
колонию он должен быть направлен для
отбывания наказания.
Осужденные, вне
зависимости от характера их преступления,
сохраняют за собой "право на наивысший
достижимый уровень физического и
психического здоровья" <*>. Кроме того,
"заключенные пользуются медицинским
обслуживанием... без дискриминации в связи с
их юридическим положением" <**>. В каждом
учреждении, исполняющем наказания,
обеспечиваются: консультации амбулаторных
больных, оказание неотложной помощи, запас
необходимых лекарств и препаратов,
специальные диеты, которые необходимы по
медицинским показаниям. Но чтобы улучшить
качество медицинской помощи, необходимы
дополнительные денежные средства.
--------------------------------
<*> Международный
пакт об экономических, социальных и
культурных правах // Международные акты о
правах человека: Сборник документов / Сост.
В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.:
Издательство "НОРМА", 2002. С. 46 - 47.
<**>
Основные принципы обращения с заключенными
// Международные акты о правах человека:
Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин,
Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Издательство
НОРМА, 2002. С. 211.
Действующее
законодательство устанавливает прямое
ограничение права осужденных на участие в
выборах - "не имеют права избирать и быть
избранными граждане... содержащиеся в
местах лишения свободы по приговору суда"
<*>. Лишение осужденного права быть
избранным логично, но почему государство,
признавая его своим гражданином, не
оставляет возможности избирать своего
представителя, который бы участвовал в
управлении страной? Может, из-за этого в
России до сих пор не перестает быть
актуальным вопрос о защите прав осужденных?
Получается, что в представительных органах
власти нет человека, который бы
интересовался их положением. И если
предоставить осужденным к лишению свободы
их право избирать, то хотя бы раз в четыре
года будут подниматься все проблемные
вопросы пенитенциарной системы.
--------------------------------
<*>
Научно-практический комментарий к
Конституции Российской Федерации / Отв. ред.
В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк,
2001. С. 155.
Осужденные косвенно ограничены в
праве обращаться лично в государственные
органы и органы местного самоуправления по
вопросам управления делами государства и
по вопросам об улучшении работы
исправительного учреждения. Однако они
могут направлять индивидуальные или
коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления,
критикующие работу исправительного
учреждения, а также предложения по ее
совершенствованию.
Резко
ограничивается право на доступ к
культурным ценностям <*>, поскольку
характер наказания в виде лишения свободы
ограничивает возможности знакомиться с
таковыми в условиях изоляции от общества.
Свобода научного, технического и других
видов творчества осужденных
ограничивается в связи с тем, что в
распоряжение осужденного не
предоставляются необходимые для этого
условия. Однако они имеют определенные
возможности заниматься рационализаторской
и изобретательской работой, участвовать в
кружках художественной самодеятельности,
заниматься изобразительным искусством. Их
авторские права, права изобретателей и
рационализаторов охраняются законом.
--------------------------------
<*>
Научно-практический комментарий к
Конституции Российской Федерации / Отв. ред.
В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк,
2001. С. 219.
Право на труд становится для
осужденных к лишению свободы обязанностью,
средством исправления.
Конституция РФ
гарантирует гражданам свободу слова,
печати, собраний, митингов, демонстраций,
шествий. Однако лишение свободы исключает
возможность предоставления перечисленных
прав в полном объеме. Они имеют возможность
выступать на собраниях, в многотиражных и
стенных газетах учреждений, но все собрания
осужденных, как и печать, организуются и
находятся под контролем администрации.
Неприкосновенность жилища и охрана личной
жизни, тайна переписки, почтовых,
телеграфных и иных сообщений <*>,
провозглашенные Основным законом, на
осужденных не распространяются. Их вещи,
спальное место и они сами могут быть
подвергнуты обыску или досмотру с целью
обнаружения и изъятия запрещенных
предметов, а корреспонденция и передачи
подлежат цензуре и досмотру.
--------------------------------
<*>
Научно-практический комментарий к
Конституции Российской Федерации / Отв. ред.
В.В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк,
2001. С. 123, 131.
Таким образом, осужденные к
лишению свободы временно ограничиваются в
ряде общегражданских прав, автоматического
восстановления которых после освобождения
не происходит, так как в нашем
законодательстве присутствует институт
судимости, что значительно затрудняет
процесс ресоциализации человека. Понятие
судимости должно возникать не
автоматически после освобождения, а лишь в
случае совершения лицом нового
преступления.
Все ограничения прав и
свобод с указанием пределов и срока их
действия могут производиться лишь в
соответствии с требованиями федерального
закона. Следовательно, необходимо либо
конкретизировать статью 55 Конституции РФ
положениями об ограничениях прав
осужденных, либо принять соответствующий
федеральный закон, который бы установил
объем правоограничений, срок действия и
механизм восстановления прав.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 N 62-ФЗ
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
19.04.2002)
"УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Уголовно-исполнительная система: право,
экономика, управление, 2004, N 2