Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы
ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
В.В.
РЫБАКОВ
Рыбаков В.В., адъюнкт Академии
права и управления Министерства юстиции
РФ.
С принятием новой Конституции РФ 1993
года вопросы правового статуса гражданина,
его прав, обязанностей и гарантий их
осуществления стали более актуальными.
Одной из главных особенностей ныне
действующего Основного закона в сравнении
с предыдущими является повышенное внимание
к интересам человека и гражданина
независимо от его социального и правового
положения. Впервые в истории России права и
свободы граждан ставятся выше интересов
государства и общества в целом, причем
устанавливается не просто примат прав
личности над государством, но обязанность
последнего признавать, соблюдать и
защищать права и свободы человека и
гражданина.
В связи с этим не случайно,
что самая обширная глава Конституции -
глава 2 посвящена правам и свободам
человека и гражданина; она содержит 47
статей, всего же можно насчитать около 60
статей Конституции, так или иначе
относящихся к правовому статусу человека и
гражданина.
Статья 6 Конституции
устанавливает важное правило, согласно
которому "каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми
правами и свободами и несет равные
обязанности, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации". Это положение
дополняется ст. 19, которая провозглашает
равенство всех перед законом и судом.
Данные нормы, безусловно, относятся и к
осужденным к лишению свободы, так как они
продолжают оставаться гражданами
Российской Федерации со всеми правами и
обязанностями, за исключениями и
ограничениями, предусмотренными
федеральным законодательством.
В ч. 3 ст.
55 Конституции предусмотрено, что такие
ограничения могут устанавливаться только
федеральным законом и лишь в целях защиты
основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства. Таким
образом, конституционные нормы,
закрепляющие права и свободы человека и
гражданина, составляют основу
общегражданского статуса осужденного, в
том числе к лишению свободы, с
ограничениями, предусмотренными
международными актами, Конституцией РФ и
федеральными законами <*>.
--------------------------------
<*> См.: Селиверстов
В.И. Развитие правового статуса осужденных
на основе норм Конституции РФ // Человек:
преступление и наказание. 2000. N 1. С.
21.
Одним из важнейших естественных прав
человека является право на частную
собственность, которое нашло свое
закрепление в международных нормативных
правовых актах, таких, как Всеобщая
декларация прав человека и гражданина,
статья 17 которой устанавливает, что каждый
человек имеет право владеть имуществом как
единолично, так и совместно с другими. Эта
же статья запрещает произвольное лишение
человека его имущества. Конституция
Российской Федерации содержит аналогичные
положения в главе 2.
Речь идет о ст. ст. 34
и 35, в главе 2 они занимают особое место, т.к.
нормы этих статей являются высшей формой
юридического закрепления отношений
собственности, экономической базы
государства, общества и частной жизни
людей, на основе которой и для обеспечения
которой создается вся политическая система
и государственная власть со всеми ее
политическими институтами и органами
управления. Согласно нормам статьи 34 каждый
имеет право на свободное использование
своего имущества в предпринимательской или
иной не запрещенной законом экономической
деятельности. Это положение в совокупности
с гарантиями охраны государством права
частной собственности (п. п. 1, 2 ст. 35
Конституции) и правомочий собственника по
владению, пользованию и распоряжению своим
имуществом создает прочную
конституционную основу для реализации
осужденными своих имущественных прав и
обязанностей в пределах, установленных
уголовно-исполнительным
законодательством. Так, Гражданский кодекс
РФ (ГК) воспроизводит положения Конституции
о недопустимости ограничения гражданских
прав иначе как на основании федерального
закона и только в той мере, в какой это
необходимо в целях защиты основ
конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других
лиц, обеспечения обороны страны и
безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК). Таким
образом, гражданское законодательство
регулирует основу имущественного
положения осужденного к лишению свободы.
Исходя из ч. 3 ст. 55 Конституции и п. 2 ст. 1 ГК
можно сделать вывод, что имущественный
статус осужденных к лишению свободы
аналогичен общегражданскому статусу с
исключениями и ограничениями,
предусмотренными уголовно-исполнительным
законодательством. Причем нормы последнего
по отношению к нормам гражданского
законодательства являются специальными и
применяются, если существует противоречие
с общими нормами гражданского
законодательства.
Ограничения в
правовом статусе осужденных касаются всех
сфер их жизни, в том числе и сферы
имущественных отношений. В частности,
наказание в виде лишения свободы
значительно сужает возможности
осужденного собственника фактически
владеть, пользоваться и в некоторых случаях
распоряжаться своим имуществом. Это
является неизбежным следствием физической
изоляции лица от общества, а также
необходимости соблюдения режима
исполнения наказания в исправительном
учреждении.
Несмотря на положение
Конституции о непосредственном действии
прав и свобод (ст. 18), они нуждаются в
конкретизации на уровне федеральных
законов и иных нормативных актов. Среди
федеральных законов имущественные права
осужденных преимущественно
регламентируются уголовно-исполнительным
и гражданским законодательством, которые
согласно п. "о" ст. 71 Конституции относятся к
исключительному ведению Российской
Федерации. Вместе с тем большое количество
норм, так или иначе касающихся
имущественного положения осужденных,
содержится в нормативных актах различных
отраслей права (например, трудового,
семейного и т.д.). Не составляют исключения
ведомственные акты и нормативные акты
субъектов РФ.
Однако в данном случае
возникает вопрос о соответствии
региональных и ведомственных актов
федеральному законодательству. В общей
теории права установлен принцип, согласно
которому нижестоящий закон должен
соответствовать вышестоящему, т.е. должна
соблюдаться иерархия законов. В
Конституции сформулировано иное положение.
Согласно п. 6 ст. 76 в случае противоречия
между федеральным законом и иными
нормативно-правовыми актами по вопросам, не
относящимся к ведению Российской Федерации
и совместного ведения РФ и ее субъектов,
действуют иные нормативные акты. Такое
положение порой порождает серьезные
проблемы, связанные с коллизией
федерального, регионального и местного
законодательства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Шмаров И.В.
Конституция РФ и формирование
уголовно-исполнительного законодательства
// Совершенствование законодательства и
практики учреждений, исполняющих
наказания, на основе Конституции РФ / Под
ред. Г.А. Туманова М.: ВНИИ МВД России,
1995.
Вот почему законодателю
целесообразно учитывать высказываемое в
науке мнение о необходимости объединения в
главе 2 Уголовно-исполнительного кодекса
всех норм, касающихся правового положения
осужденных, которые содержатся в различных
отраслях российского законодательства
<*>. В значительной степени это касается
имущественных прав осужденных, т.к. ст. 12 УИК
регламентирует права осужденных
исключительно как субъектов
уголовно-исполнительных правоотношений и
не содержит норм, определяющих границы
гражданской правосубъектности осужденных.
Эта мера способствовала бы правильному
пониманию своих прав и обязанностей
осужденными, предупреждению произвольного
применения законов, неоправданному
ущемлению прав и возложению излишних
обязанностей, а также единству
правоприменительной практики и, как
следствие, повышению уровня правовой
защищенности осужденных к лишению свободы
в сфере имущественных отношений.
--------------------------------
<*> См.: Там же.
В
1998 г. Россия ратифицировала Европейскую
конвенцию о защите прав человека и основных
свобод от 4 ноября 1950 г. со всеми
дополнительными протоколами к ней. В нашей
стране значение этой Конвенции ранее во
многом недооценивалось, что было связано с
общей недооценкой международно-правовых
актов в системе источников уголовного и
уголовно-исполнительного права. Сейчас же
согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ
общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. В
области охраны прав и свобод осужденных
можно назвать Минимальные стандартные
правила обращения с заключенными от 30
августа 1955 года, пункт 61 которых обязывает
государства "принимать меры для того, чтобы
заключенные могли сохранять за собой
максимум совместимых с законом и условиями
их приговора прав в области их гражданских
интересов, социального обеспечения и
других социальных льгот".
Важным
направлением развития имущественных прав
осужденных, исходя из положений
Конституции РФ, является усиление средств
его охраны и защиты, к которым относятся
средства, предусмотренные ст. 46 Конституции
РФ, такие, как судебная защита нарушенных
прав и обращение в международные органы по
защите прав и свобод человека. В
зависимости от характера нарушаемого права
защита может осуществляться в порядке
уголовного, административного,
гражданского и конституционного
судопроизводства. Именно эти виды
судопроизводства, через которые
реализуется судебная власть в России,
закреплены в ст. 118 Конституции.
Анализ
действующего законодательства показывает,
что одной из тенденций его развития
является расширение сферы судебной
деятельности, в том числе судебного
контроля за законностью решений и действий
должностных лиц, государственных органов,
общественных объединений. И это не
случайно, ибо применение судебного, а не
административного порядка обжалования
действий и решений должностных лиц и
государственных органов в большей степени
гарантирует соблюдение интересов
гражданина, а в особенности если дело
касается осужденных к лишению свободы как
одной из наименее защищенных на
сегодняшний день категорий населения.
Таким образом, Конституция РФ
устанавливает основу правового статуса
лиц, отбывающих наказание в местах лишения
свободы, гарантирующую им возможность
максимально полно осуществлять
принадлежащие им имущественные права в
условиях исполнения уголовного наказания.
Вместе с тем не всегда конституционные
нормы достигают своей цели, а остаются лишь
декларацией, сталкиваясь с противоречивым
и непоследовательным применением
федеральных законов и ведомственных актов.
Поэтому реформирование
уголовно-исполнительной системы,
совершенствование правотворческой и
правоприменительной практики, приведение
ее в соответствие с международными
нормативными правовыми актами являются
приоритетными задачами государства в сфере
пенитенциарной политики.
ССЫЛКИ НА
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята
всенародным голосованием
12.12.1993)
"УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 08.01.1997 N 1-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 18.12.1996)
"ГРАЖДАНСКИЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
21.10.1994)
"МИНИМАЛЬНЫЕ СТАНДАРТНЫЕ ПРАВИЛА
ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ"
(Приняты в г.
Женеве 30.08.1955)
"КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД"
(Заключена в
г. Риме 04.11.1950)
(вместе с "ПРОТОКОЛОМ [N 1]"
(Подписан в г. Париже 20.03.1952),
"ПРОТОКОЛОМ
N 4 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПОМИМО ТЕХ, КОТОРЫЕ УЖЕ ВКЛЮЧЕНЫ В
КОНВЕНЦИЮ И ПЕРВЫЙ ПРОТОКОЛ К НЕЙ"
(Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963),
"ПРОТОКОЛОМ N 7" (Подписан в г. Страсбурге
22.11.1984))
"ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ
ЧЕЛОВЕКА"
(Принята 10.12.1948 Генеральной
Ассамблеей ООН)
Уголовно-исполнительная система: право,
экономика, управление, 2004, N 2