Стремление к совершенству
В.В. КУЗНЕЦОВ
Одной из важнейших
составляющих эффективности работы
судебной системы является наличие
внутреннего контроля за процедурой отбора
кандидатов на должности судей и за уровнем
их профессиональной подготовки со стороны
квалификационных коллегий судей. Выступая
на Всероссийском съезде судей,
Председатель Высшей квалификационной
коллегии судей Валентин Васильевич
Кузнецов отметил наиболее существенные
аспекты практики коллегий, а также обратил
внимание на те нормы законодательства о
статусе судей, которые нуждаются в
совершенствовании.
Не останавливаясь
подробно на гарантиях независимости судей,
следует сказать, что одной из таких
гарантий является система органов
судейского сообщества, в которую входят
Высшая квалификационная коллегия судей и
квалификационные коллегии судей субъектов
Российской Федерации.
Определенным
фактором обеспечения самостоятельности и
независимости самих квалификационных
коллегий стала законодательно
закрепленная неподотчетность органам, их
избравшим, за принятые решения.
Контроль деятельности квалификационных
коллегий осуществляется путем включения в
их состав представителей общественности.
Назначенные в состав Высшей
квалификационной коллегии судей Советом
Федерации, а в другие квалификационные
коллегии судей - законодательными
(представительными) органами субъектов
Российской Федерации представители
общественности расширяют горизонты
видения вопросов и проблем, повышают
степень открытости коллегий. По их же
собственным оценкам, работа в составе
органов судейского сообщества убедила их в
том, что судьи - члены квалификационных
коллегий принципиально относятся к решению
всех вопросов и не стремятся во что бы то ни
стало защищать честь мундира.
Одну
треть состава квалификационных коллегий
судей составляют представители
общественности. Это обязывает
законодателей осуществлять качественный
отбор и своевременное их назначение.
Задержки с назначением или назначение
представителями общественности тех, кто не
отвечает требованиям федерального закона,
создают проблемы функционирования
некоторых квалификационных коллегий судей.
Поэтому не случайно ряд руководителей
органов судейского сообщества и судов
выступает за законодательное закрепление
единого порядка и единых критериев отбора
представителей общественности в составы
квалификационных коллегий судей, за учет
судейских мнений по их кандидатурам.
В
этой связи не будет лишним законодательно
закрепить гарантии независимости и самих
квалификационных коллегий судей, в
частности, наложив безусловный запрет на
чье-либо вмешательство в их
деятельность.
Особый контроль
Отбору
кандидатов на вакантные судейские
должности уделяется особое внимание.
Первыми с потенциальными судьями на их пути
в судебную власть встречаются
экзаменационные комиссии. Экзаменационные
комиссии в основном выполняют свое
предназначение. Хотя работают и не без
недостатков.
Время от времени
высказывается мнение не проводить проверку
в отношении действующих судей и судей в
отставке, претендующих на замещение
судейских вакансий. Это якобы ускорит их
назначение. Однако предусмотренная законом
проверка достоверности представленных
претендентом документов и сведений не
содержит изъятия в отношении судей, и
проверка, только позже, однозначно будет
проведена перед принятием окончательного
решения по кандидату. Вместе с тем
полноценному выполнению именно этой части
задач квалификационных коллегий судей
мешает отсутствие
организационно-правового механизма отбора
кандидатов на судейские должности по
морально-этическим и психофизическим
критериям, а также проведения проверки
наличия препятствующих назначению
обстоятельств, в том числе
компрометирующих.
Изложенное позволяет
сделать вывод о целесообразности детальной
разработки правового регламента по отбору
кандидатов на должности судей, в котором
следует закрепить параметры всесторонних
проверок кандидата на наличие
обстоятельств, препятствующих наделению
его судейскими полномочиями.
В сложной
работе квалификационных коллегий по отбору
кандидатов на должности судей возникали и
проблемные вопросы, связанные с
применением законодательства. В частности,
исчисление стажа работы, дающего право на
замещение вакантной должности судьи.
Президиум Верховного Суда Российской
Федерации согласился с позицией
квалификационных коллегий: такой стаж
должен исчисляться с момента наступления
двух условий - получения претендентом
юридического образования и занятия
должности, требующей наличия такого
образования.
В соответствии с законом в
случае несогласия с решением
квалификационной коллегии судей о
рекомендации гражданина на должность судьи
председатель соответствующего суда
возвращает его для повторного рассмотрения
в ту же коллегию. Если она двумя третями
голосов подтверждает первоначальное
решение, то председатель суда обязан внести
представление о назначение рекомендуемого
лица на должность судьи.
Только за 9
месяцев 2004 года в коллегии поступило 26
представлений от председателей
соответствующих судов о пересмотре ранее
данных заключений.
Представляется, что
право требовать пересмотра решений с
учетом и на основе точных фактических
данных целесообразно предоставить также
председателю соответствующего
федерального суда субъекта Российской
Федерации, федерального арбитражного суда
округа, окружного (флотского) военного суда.
Разумно, когда квалификационные коллегии
судей извещают руководителей судов,
соответствующих или вышестоящих, о том,
заявления каких кандидатов на судейские
должности подлежат рассмотрению. В таком
случае руководители судов имеют
возможность высказать свое мотивированное
мнение о том или ином кандидате.
Опыт
показывает, что квалификационные коллегии
судей не должны ограничиваться
требованиями о проверке соответствующими
органами представленных претендентом
данных, тем более что результаты этих
проверок не всегда полны и достаточны.
Признаем, что квалификационные коллегии
судей не используют весь арсенал средств и
методов изучения кандидатур на должности
судей, их способности вершить правосудие
именем Российской Федерации.
Об этом
свидетельствуют результаты работы
Комиссии при Президенте России по
предварительному рассмотрению кандидатур
на должности судей федеральных судов. Среди
причин, в силу которых Комиссия
рекомендовала Президенту отклонить
представленные кандидатуры, - наличие
дискредитирующих данных, полученных в
результате дополнительных проверок
кандидатов.
Очевидно, что всеми
необходимыми сведениями о претенденте
должны располагать именно
квалификационные коллегии судей, чтобы
убежденно и обоснованно давать
рекомендации тем из них, кто в полной мере
отвечает требованиям, предъявляемым к
российскому судье. А органы, осуществляющие
такие проверки, должны более ответственно,
профессионально и своевременно решать
поставленные перед ними задачи.
Рассчитываем, что участие в составе
квалификационных коллегий судей
представителей Президента Российской
Федерации позволит получить более полную и
тщательно выверенную информацию о каждом
претенденте для оценки всех "за" и
"против".
ЭЖ-Юрист, 2005, N 5