Военные суды... нужны ли они россии
А.А. АБРАМОВ
Абрамов А.А., майор юстиции,
помощник начальника Военного университета
войсковой ПВО ВС РФ по правовой работе -
старший преподаватель.
На первый взгляд
кажется странным, что за обсуждение данной
проблемы берется офицер юридической
службы, а не представители судебного
корпуса. Но это только на первый взгляд, так
как в Вооруженных силах именно помощникам
командиров по правовой работе чаще других
приходится сталкиваться с работой третьей
ветви власти - судебной властью.
Предметом данной статьи является внесенное
группой депутатов от фракции "Яблоко"
(Игорем Артемьевым, Алексеем Арбатовым и
Сергеем Иваненко) предложение об отмене
органов военной юстиции, с тем чтобы все
правонарушения военнослужащих
рассматривались гражданскими судами.
Основным аргументом данных парламентариев,
как это следует из пояснительной записки к
проекту Федерального закона "Об изменении
подследственности и подсудности уголовных
дел о преступлениях, совершенных
военнослужащими и гражданами, проходящими
военные сборы, административных дел о
правонарушениях, совершенных
военнослужащими, и гражданских дел о защите
нарушенных или оспариваемых прав, свобод и
охраняемых законов интересов
военнослужащих", является то, что "военные
суды и военная прокуратура, будучи
формально независимы от органов военного
управления и командования воинских частей
и соединений, на самом деле находятся от них
в реальной довольно жесткой зависимости,
поскольку обеспечение социальных гарантий
военных судей, прокуроров и следователей,
присвоение им высших воинских званий,
обеспечение их жильем напрямую зависит от
Министерства обороны. Военные судьи,
военные прокуроры и военные следователи -
часть офицерского корпуса. Это
обстоятельство нередко служит поводом для
подозрений (причем нередко основательных) в
необъективности судей, прокуроров и
следователей в разрешении конфликтов между
офицерами и солдатами, между военными и
гражданскими лицами (и физическими, и
юридическими)". Кроме того, по мнению
депутатов от фракции "Яблоко", военные суды
есть не что иное, как "...завуалированное
создание чрезвычайных судов и, строго
говоря, противоречит части 1 статьи 47
Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой никто не может быть
лишен права на рассмотрение его дела в том
суде и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом".
Анализируя данную
записку, нельзя не согласиться с мнением
одного из участников обсуждения
законопроекта на сайте Фонда развития
парламентаризма в России Letter to Admin: "Данный
проект носит чисто академический характер,
не имеющий практической основы под собой".
Внося на обсуждение какой-либо
законопроект, надо хотя бы знать те
правоотношения, которые должны этим
законопроектом регулироваться. А здесь
наши депутаты проявили полную
некомпетентность, говоря о том, что военные
судьи зависят от органов военного
управления по присвоению очередных
воинских званий и обеспечению жилыми
помещениями.
Должность военных судей
действительно предусматривает наличие
воинского звания, но это не значит, что
присвоение очередного воинского звания
зависит от воли воинского начальника.
Согласно п. 1 ст. 22 Положения о порядке
прохождения военной службы очередное
воинское звание присваивается
военнослужащему в день истечения срока его
военной службы в предыдущем воинском
звании, если он занимает воинскую должность
(должность), для которой штатом
предусмотрено воинское звание, равное или
более высокое, чем воинское звание,
присваиваемое военнослужащему. Как видно
из данной нормы, даже над военнослужащим
Министерства обороны власть командира по
присвоению очередного воинского звания
сильно ограничена, и единственной
возможностью влиять на присвоение
воинского звания является перемещение его
по службе. Что же касается военных судей, то
такая возможность у военной администрации
вообще отсутствует, так как назначение
военных судей на должности производится
Указами Президента Российской
Федерации.
Что же касается квартирного
обеспечения, то и здесь "наши" депутаты дали
промашку, так как не учли, что военные судьи
сами вправе определять порядок и способ
обеспечения себя жилыми помещениями.
Кстати, в последнее время стали не редки
случаи обеспечения военных судей жилыми
помещениями именно по линии Судебных
департаментов субъектов Федерации, в
которых жилое помещение получить можно
раньше, чем от Министерства обороны РФ.
Остальные доводы "яблочников" вообще
вызывают недоумение.
Говоря о
неконституционности создания военных
судов, депутатам, видимо, не было известно,
что в 1992 году вопрос легитимности военных
судов оценивался комиссией Совета Европы в
связи с одним из дел. Комиссия сделала
вывод, что военные суды законны, если судьи
назначаются на должности на определенный
срок и не могут быть отстранены от
должности командиром. Деятельность наших
военных судов, по мнению руководства
Европейского Суда по правам человека,
полностью соответствует мировой судебной
практике, прежде всего в плане
независимости суда.
В соответствии со
ст. 1 Федерального конституционного закона
"О военных судах РФ", принятого в 1999 году,
военные суды Российской Федерации входят в
судебную систему Российской Федерации,
являются федеральными судами общей
юрисдикции и осуществляют судебную власть
в Вооруженных Силах Российской Федерации,
других войсках, воинских формированиях и
федеральных органах исполнительной власти,
в которых федеральным законом
предусмотрена военная служба (далее также -
органы). Военные суды создаются по
территориальному принципу по месту
дислокации воинских частей и учреждений
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов, в открытых для свободного доступа
местах.
Военные суды осуществляют
правосудие самостоятельно, подчиняясь
только Конституции Российской Федерации,
федеральным конституционным законам и
федеральным законам. Судьи военных судов
независимы и в своей деятельности по
осуществлению правосудия никому не
подотчетны. Всякое вмешательство в
деятельность судей военных судов по
осуществлению правосудия недопустимо и
влечет ответственность, предусмотренную
федеральным законом. Гарантии
независимости судей, установленные
Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и
федеральными законами, не могут быть
отменены или снижены в отношении судей
военных судов.
Что же касается создания
специализированных судов, то именно сейчас
об их создании и идут бурные дебаты.
Непонятна позиция депутатов, которые
говорят, что специализированные суды в лице
военных судов - это плохо, а создание
специализированных административных судов
с особым процессуальным производством -
хорошо. И уже статья 25 только что принятого
Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации гласит, что в
отдельных случаях, предусмотренных
федеральным конституционным законом,
рассмотрение гражданских дел производится
военными и иными специализированными
судами.
О простоте военного
законодательства могут говорить лишь люди,
не сведущие в данной отрасли права. Военное
законодательство - это комплексная отрасль
законодательства, включающая в себя нормы
государственного, административного,
финансового, земельного, уголовного и
других отраслей права, которые регулируют
сферу военного строительства,
специфическую жизнедеятельность
вооруженных сил государства. Уже в
большинстве районных судов мы видим, что
председатели судов для более качественного
и быстрого рассмотрения дел идут по пути
закрепления за судьями рассмотрения
определенных категорий дел. Поэтому
говорить в пояснительной записке к проекту
вышеуказанного Закона о том, что "специфика
военной службы доступна
восемнадцатилетним юношам, призываемым на
военную службу, а тем более взрослым судьям,
имеющим высшее юридическое образование",
вообще нельзя.
Интересен тот факт, что
наличие военных судов в системе судебной
власти - не какая-то обособленная специфика
России. Военные суды существуют в 35 странах
мира, в том числе в США, Англии, Испании,
Израиле, Франции и других <*>.
Показательно, что, по словам Трапезникова,
известного правозащитника, президента
Академии духовного единства народов мира,
вряд ли они удовлетворили бы взыскательным
требованиям Европейского Суда, так как в
абсолютном большинстве стран военные суды
созданы в системе министерства обороны.
Так, например, в США, стране, считающей себя
эталоном демократии, нет постоянно
действующих военных судов первой
инстанции. Такие суды создаются
соответствующим командованием по каждому
возникшему уголовному делу, а по
необходимости и по другим видам
правонарушений. В каждом виде Вооруженных
сил (сухопутных войсках, военно-морских и
военно-воздушных силах) могут быть созданы:
общие военные суды (Верховные военные
трибуналы), специальные военные суды
(Специальные военные трибуналы) и
дисциплинарные военные суды. После
рассмотрения дела в одном из указанных
судов дело передается на "окончательное"
утверждение в надзорную инстанцию. В состав
военных судов по первой инстанции входят
"примерные строевые офицеры" и военные
юристы. То есть все правонарушения, за
исключением тяжких (убийства,
изнасилования, государственная измена),
рассматриваются не представителями
третьей ветви власти, а фактически самим
военным командованием.
--------------------------------
<*> Мухин В. Нужно ли
отменять военные суды. Опубликовано на
сайте: Страна.RU. 14.02.03.
Поэтому мы не должны
терять передовые позиции, достигнутые в
области судоустройства. В настоящее время
во многом именно благодаря военным судам
удается обеспечивать высокую
боеготовность войск и законные интересы и
права военнослужащих. В данной ситуации
хотелось бы напомнить "нашим" избранникам
слова первого президента США Джорджа
Вашингтона, что оглядываться назад нам
следует только ради извлечения уроков из
прошлых ошибок и пользы из дорого
купленного опыта. Ведь еще в недавнем
времени можно было прочитать в решении
районного суда, рассматривающего иск
бывшего военнослужащего о восстановлении
на службе, что командование нарушило
порядок расторжения контракта,
установленный Кодексом законов о труде
Российской Федерации.
За свою 300-летнюю
историю военные суды, возникшие по Указу
Петра I в 1716 году наряду с созданием
регулярной армии, зарекомендовали себя как
важный и необходимый государственный
институт. В своем послании от 18 апреля 2002
года Президент Российской Федерации
заявил, что "при становлении армии нового
типа - мобильной и компактной - необходимо
создать достойные социальные условия для
военнослужащих и их семей". Одним из таких
условий является право на судебную защиту.
Более 85% поданных жалоб военные суды
признали обоснованными и удовлетворили
законные требования военнослужащих. Эти
результаты свидетельствуют о том, что в
войсках допускается значительное
количество нарушений законодательства,
ущемляющих законные права и интересы
военнослужащих. За восстановлением
нарушенных прав обращаются все категории
военнослужащих - от генерала до рядового.
Военные суды стали эффективным правовым
институтом в армии и на флоте, гарантом
защиты прав российских воинов.
Военные
судьи сегодня - это
высококвалифицированные офицеры-юристы, с
хорошими теоретическими знаниями и
жизненным опытом, прошедшие школу
армейской или флотской службы, знающие
жизнь армии и флота не по конспектам, а по
собственной практической работе, имеющие
значительный опыт судебной работы. Около 40%
судей имеют стаж судебной работы от 10 до 20
лет, 31 офицер удостоен почетного звания
"Заслуженный юрист Российской Федерации".
Может быть, поэтому сроки рассмотрения
уголовных дел, поданных жалоб и исков
военнослужащих соответствуют требованиям
закона, что в практике районных судов редко
встречается. Быстрое и квалифицированное
разрешение обращений военнослужащих
соответствует специфике военной службы,
связанной с постоянным перемещением
личного состава. Среднестатистическое
время рассмотрения дел в районных судах
фактически лишит военнослужащих права на
судебную защиту, и это даже без учета той
ситуации, указанной депутатами, когда судье
придется назначать экспертизу с поручением
ее производства специалисту в области
военного дела. Говоря об экспертах,
законопроектчики противоречат сами себе.
Так, по их мнению, военные судьи зависят от
командования, а специалист в области
военного права, который может взяться лишь
в том же министерстве обороны, не будет
заинтересован в исходе того или иного
дела.
Непонятна и ссылка законодателей
на то, что многие военнослужащие не
доверяют судьям в военных погонах. Недавно
проведенный опрос о необходимости военных
судов в Военном университете войсковой
противовоздушной обороны Российской
Федерации показал, что 87% военнослужащих
считают необходимым наличие военных судов.
Жалобы и иски данных военнослужащих
составляют наибольшую долю в работе
Смоленского гарнизонного военного суда, и
около 90% из них судом удовлетворяется,
причем с соблюдением процессуальных
сроков.
Лишь отрицательное мнение о
законопроекте можно отметить и у
посетителей сайта http://www.legislature.ru, на котором
можно принять участие в обсуждении данного
законопроекта.
В качестве обобщающего
вывода следует подчеркнуть, что
законопроект не учитывает реалий нашего
времени и может лишить наше государство
хорошо отлаженного и необходимого армии
механизма, в конечном счете влечет к
нарушению прав военнослужащих на судебную
защиту, да и государства в целом. И опять
хочу привести слова одного из участников
диспута по данной теме: "Осторожно! Не надо
разваливать то, что хорошо работает.
Посмотрите на качество, сроки производства
дел в военных судах. Военный человек
наконец-то получил доступное и оперативное
правосудие, а его хотят лишить этого.
Большое заблуждение то, что реализация
проекта ничего не будет стоить".
Действительно, в ходе предвыборной гонки
проблемы военных судов поднимались не раз и
не только в России. Так, судьба военных
судов решалась на территории почти всех
государств бывшего СССР. Однако в настоящее
время данные вопросы с повестки уже сняты
<*>. Считаю, что Россия не должна стать
примером, недостойным для подражания, а
государственные интересы возьмут верх над
чьими-то политическими амбициями.
--------------------------------
<*> Александр
Золотников. Военные суды... Нужны ли они
Украине. Юридическая практика. М., 2000. N 25
(131).
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием
12.12.1993)
"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 14.11.2002 N
138-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
23.10.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
от 23.06.1999 N 1-ФКЗ
"О ВОЕННЫХ СУДАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ
09.06.1999)
"КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(утв. ВС РСФСР
09.12.1971)
ПОСЛАНИЕ Президента РФ
Федеральному Собранию
"РОССИИ НАДО БЫТЬ
СИЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ"
УКАЗ
Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
"ВОПРОСЫ
ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
(вместе с
"ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ")
Закон и армия, 2005, N 2