КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Е.Г. ЧУГАНОВ
Чуганов Е.Г., государственный советник юстиции 2 класса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основополагающим принципом государственного устройства России является единство государственной власти, осуществляемой на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Основные положения теории разделения государственной власти следующие:
- разделение власти закрепляется Конституцией;
- согласно Конституции законодательная, исполнительная и судебная ветви власти предоставляются различным органам и людям;
- никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
- судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.
Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (п. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации). В то же время ст. 127 Конституции выделяет еще и такой вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация ее производства обеспечивает беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.
Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 13. Ст. 1447.
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.
Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Кандидатуры на должность судей Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации согласно пункту "е" ст. 83 Конституции Российской Федерации представляет Совету Федерации Президент Российской Федерации. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности. Что же касается судей названных выше судов, то порядок их смещения Конституция Российской Федерации не предусматривает. В соответствии со статьей 121 Конституции порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным законом.
Кроме этого, Президент Российской Федерации также назначает на должность судей других федеральных судов.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи высших судебных органов Российской Федерации (Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других федеральных судов - непосредственно Президентом Российской Федерации.
Судебной власти присущи все атрибуты государственной власти. Система ее специальных учреждений - судов реализуется в рамках нормативно установленного регламента властными актами (решениями, приговорами, постановлениями, определениями), воздействуя на конфликтные общественные отношения. Автономные от других органов и учреждений государства суды наделены государственной властью, представляя собой необходимый организационный и регулирующий фактор социальной действительности. Судебная власть призвана обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных обязанностей, защищая тем самым как интересы граждан, организаций, так и общественный правопорядок. Судебная власть - основное цивилизованное средство социально-правового регулирования возникающих конфликтов. Осуществление судебной власти есть особая государственная функция налаживания согласованного поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие ее связано с рядом факторов, прежде всего с тем, что носителями ее выступает множество учреждений различных уровней (Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, городские, районные, а также арбитражные суды, расположенные на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны Конституционный Суд Российской Федерации и другие суды. Согласно действующему законодательству властными полномочиями наделены многие тысячи судей. Все это придает особую актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и обеспечением единства судебной политики в России. Отчасти эта проблема решается посредством законодательного установления режима осуществления судебной власти. Речь идет о процессуальной форме судебной деятельности, она же гарантирует и законность осуществления правосудия по делам. Процессуальная форма - специфическая черта судебной власти; вне или с нарушением ее установлений суды не вправе осуществлять властные полномочия.
Характерная особенность судебной власти состоит и в ее связи с юридическими нормами. Правоприменение - суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает содержание и направленность судебной власти, которая всегда проявляется при отправлении правосудия. Судебная власть покоится на ряде законодательных источников. Это, прежде всего, Основной закон государства. На конституционном уровне закреплены не только место судов в государственной системе России, но и основные их полномочия, независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Все это дает суду право выносить решения именем суверенного государства; присутствующие в зале суда граждане демонстрируют подчеркнутое уважение к судьям - встают при входе их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя выслушивают решение суда. Законом установлена ответственность за неуважение к суду как носителю государственной власти. Суды занимают особое положение в системе Российской юстиции. Федеральные суды контролируют законность и обоснованность третейского суда, санкционируя законность их принудительного исполнения. Судьи контролируют правильность и своевременность принудительной реализации решений правоприменительных органов. Судебная власть распространяется на всех граждан, органы и организации, к которым обращены судебные решения, определения и постановления, независимо от их участия в судебном деле. Подчиняться судебной власти обязаны субъекты, участвующие в деле и содействующие отправлению правосудия, граждане, присутствующие в зале суда, а также лица, исполняющие акты суда на всей территории России. Используя властные полномочия, судья управляет поведением конфликтующих лиц, иных участников судопроизводства. Из этого можно сделать вывод: внешнее выражение судебной власти - судебное управление. Режим судебной власти предполагает должное поведение ее носителей, обусловленное исполнением разноплановых обязанностей. Судьи в первую очередь обязаны должным образом, справедливо и своевременно рассматривать споры о праве. Без этого правосудие немыслимо. Итак, непосредственно в судопроизводстве судебная власть гарантирована реализацией совокупности процессуальных прав и обязанностей. За его пределами она обеспечивается главным образом реализацией особой процессуальной конструкции законной силой решений, определений и постановлений.
Законная сила являет собой всеобщую и полную обязательность актов судебной власти на всей территории Российской Федерации. Решения, определения и постановления, будучи актами судебной власти, обязательны для любых должностных и иных лиц, учреждений законодательной и исполнительной власти.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г. "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства". Конституционный Суд, безусловно, относится к числу высших органов власти в Российской Федерации <*>.
--------------------------------
<*> Яшникова Т.А. Конституционный Суд в системе высших органов Российской Федерации. М., 1994.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и указанным выше Федеральным конституционным законом. Конституция Российской Федерации в главе 7 "Судебная власть" посвящает непосредственно Конституционному Суду статью 125, в которой устанавливаются основные полномочия (компетенция) этого органа <*>. В ряде других статей Конституции, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Конституция Российской Федерации. М., 1993.
В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. Как показывает практика, это наиболее употребляемое полномочие Конституционного Суда;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это полномочие является одним из наиважнейших, учитывая федеративный характер Российского государства и проблемы стихийной суверенизации, имевшей место войны законов, сепаратизма;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. На практике такие споры в республиках в составе Российской Федерации решаются уже местными конституционными судами.
3. Разрешает дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это правомочие является примером конкретного конституционного контроля, в целом не характерного для нашей конституционной системы.
Дело в том, что количество обращений в Конституционный Суд частных лиц насчитывает более тысячи в месяц и не может быть в установленные сроки изучено ограниченным количеством членов Суда. Такая работа требует большого аппарата специалистов, но даже самый универсальный аппарат, в свою очередь, не может подменять собой Суд: если обращение гражданина соответствует всем требованиям, предъявляемым законом к индивидуальной жалобе, решение по нему может быть принято только Конституционным Судом. С подобной проблемой сталкивается не только российское судопроизводство. В частности, в США для решения соответствующих вопросов правом конституционного контроля наделены все суды, что позволяет "отсеивать" большой процент необоснованных жалоб на ранних стадиях.
Так что проблема обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту пока еще не нашла адекватного решения.
4. Дает толкование Конституции Российской Федерации. Эта функция была впервые закреплена за Конституционным Судом Российской Федерации с принятием Конституции 1993 г. Практика показала, что это было сделано не напрасно. В Конституционный Суд уже поступали запросы о толковании, например, положений Конституции, касающихся вступления в силу федеральных конституционных законов Российской Федерации. Правда, Суд не воспользовался своими полномочиями, предложив депутатам самим принять соответствующий закон. Как и все другие решения этого органа, толкование Конституционного Суда имеет официальный и обязательный для всех органов государственной власти характер.
С запросом о толковании Конституции согласно тексту закона в Суд могут обращаться исключительно: Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Федерации.
Согласно ст. 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" толкование, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это совершенно новое полномочие Конституционного Суда, которого не было по прежней Конституции. Это полномочие является также примером формального конституционного контроля.

Приговор - итог осуществления правосудия  »
Комментарии к законам »
Читайте также