Правила квалификации незаконной банковской деятельности по признаку объективной стороны преступления
ПО ПРИЗНАКУ ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ
А.П. БЕМБЕТОВ
Бембетов
А.П., кандидат юридических наук, доцент
кафедры уголовного права и криминологии
Академии экономической безопасности
МВД.
Объективная сторона преступления
представляет собой внешнее проявление
общественно опасного посягательства на
охраняемый уголовным правом объект.
Объективную сторону состава преступления
"незаконная банковская деятельность"
характеризует альтернативно одно из
следующих деяний:
а) осуществление
банковской деятельности или банковских
операций без регистрации;
б)
осуществление банковской деятельности или
банковских операций без специального
разрешения (лицензии);
в) осуществление
банковской деятельности с нарушением
условий лицензирования.
В пунктах "а" и
"б" речь идет о нарушениях порядка
образования коммерческого банка или
занятия банковской деятельностью со
стороны кредитно-финансовых учреждений
либо вопреки установленным правилам.
В
настоящее время для организации
коммерческого банка или занятия банковской
деятельностью необходимо получить
лицензию Центрального Банка РФ и
осуществить регистрацию учреждения или
вида деятельности. Невыполнение этих
условий при наличии наступления
общественно опасных (!) последствий в виде
крупного ущерба гражданам, организациям
или государству либо извлечением доходов в
крупном размере влечет уголовную
ответственность.
Например, если
кредитная организация получила лицензию на
осуществление банковских операций со
средствами в иностранной валюте. Или другой
пример: согласно установленному порядку
лицензия на привлечение на вклады средств
физических лиц в рублях может быть выдана
по истечении двух лет с даты
государственной регистрации кредитной
организации. Поэтому осуществление этой
банковской операции кредитной
организацией, имеющей лицензию только на
совершение банковских операций в рублях
(без права привлечения во вклады средств
физических лиц), будет рассматриваться как
незаконная банковская деятельность. Как
незаконная банковская деятельность будет
рассматриваться и тот случай, когда
кредитная организация (банк) работает по
отозванной лицензии.
Помимо банковских
операций, кредитные организации могут
совершать различные сделки, в частности
перечисленные в части 3 ст. 5 Закона "О банках
и банковской деятельности", но им
запрещается заниматься производственной,
торговой и страховой деятельностью. Однако
ст. 172 УК РФ предусматривает
ответственность только за незаконное
осуществление банковских операций.
Поэтому, к примеру, если кредитная
организация будет незаконно заниматься
торговой деятельностью, при наличии
необходимых признаков ответственность
может наступить только по ст. 171 УК РФ.
В
России банковские организации могут
создаваться в форме акционерных обществ и в
форме обществ с ограниченной или
дополнительной ответственностью.
Исключается возможность формирования
уставных фондов за счет средств,
находящихся в ведении федеральных органов
государственной власти, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными
законами.
В отличие от других видов
предпринимательской деятельности,
банковская деятельность может
осуществляться только после прохождения
регистрации в Банке России.
Незаконной
банковской деятельностью будет считаться
деятельность такой организации, чей
уставный капитал был сформирован (либо
оплачен) в нарушение гражданского
законодательства и Закона "О банках и
банковской деятельности". Так, ряд
организаций федерального уровня приняли
участие в формировании уставного капитала
банка "Возрождение" (Московская область).
Аналогичным образом, без разрешения
собственника, государственными унитарными
предприятиями была учреждена кредитная
организация "Уникомбанк".
Незаконным
является деятельность, когда в нарушение
ст. 55 Гражданского кодекса РФ в
учредительных документах кредитных
организаций не указываются созданные ими
представительства, филиалы и отделения. Как
правило, такие структуры и подразделения
осуществляют свою деятельность без
регистрации их в установленном порядке.
Нередки случаи нарушения банками
требования ст. 5 Федерального Закона "О
банках и банковской деятельности",
устанавливающей для банков запрет на
занятие иной, кроме банковской,
деятельностью.
Однако следует иметь в
виду, что нельзя признавать банковскими
операциями гражданско-правовые сделки, на
проведение которых не требуется выдачи
лицензии или специальной регистрации в
качестве кредитной организации. Так, не
будет считаться преступной совершение
разовых сделок и договоров займа,
купли-продажи валюты.
Учитывая то, что
норма статьи 172 УК РФ по своей сути признает
незаконным совершение банковских операций
без лицензий (разрешений), предполагается
целесообразным внести соответствующие
разъяснения в данную норму.
Банковская
деятельность является разновидностью
предпринимательской деятельности, и на нее
распространяются требования о регистрации
и лицензировании, существующие
применительно к другим видам
предпринимательства. Государственную
регистрацию кредитных организаций, выдачу
им лицензий на осуществление банковской
деятельности и отзыв лицензий осуществляет
Банк России.
Осуществление банковской
деятельности с нарушением условий
лицензирования предполагает деятельность
в населенных пунктах, не указанных в
лицензии, выход за рамки операций,
обозначенных в лицензии, нарушение порядка
деятельности, нарушение условий банковских
операций и т.п.
Обязательный признак
объективной стороны преступления -
наступление последствий в виде причинения
крупного ущерба гражданину, организации
или государству, который устанавливается
учетом конкретных обстоятельств
содеянного. Установлению подлежит
причинная связь между деянием и вредными
последствиями, необходимо выяснять и
закреплять доказательства причинения
крупного ущерба гражданам, организациям
или государству либо извлечения доходов в
крупном размере. Границы крупного размера в
законе не обозначены, поэтому суд
устанавливает его с учетом факта и значения
ущерба для вкладчика (гражданина или
организации) и государства (выраженном,
например, в размере полученного банком
кредита и т.п.). Такой размер должен
превышать двести минимальных размеров
оплаты труда.
Законодатель расширил в
диспозиции ч. 1 ст. 172 УК РФ объективную
сторону деяния за счет расширительного
понятия "лицензионные требования и
условия", что должно увеличить количество
случаев привлечения к уголовной
ответственности лиц, совершивших
преступления, предусмотренные
соответственно составами ч. 1 ст. 171 и ч. 1 ст.
172 УК РФ.
Для целей уголовно-правового
анализа рассматриваемого преступления
немалое значение имеет раскрытие таких
признаков объективной стороны, как способ и
обстановка совершения действий
(бездействия), поскольку в данном случае они
служат важным источником сведений о
преступном поведении виновного, указывают
на механизм совершения преступления и его
следы.
Способы незаконной банковской
деятельности можно подразделить на три
группы:
1) совершение банковских
операций лицом (юридическим или
физическим), не зарегистрированным Банком
России в качестве кредитной организации;
2) осуществление банковских операций при
отсутствии лицензии, предусматривающей их
проведение;
3) занятие банковской
деятельностью с нарушением условий
лицензирования, предусмотренных
банковским законодательством,
нормативными актами и предписаниями Банка
России.
Для первой группы способов
данной категории преступлений характерно
выполнение банковских операций
ненадлежащим субъектом банковской
деятельности:
а) зарегистрированным в
установленном законом порядке и фактически
функционирующим юридическим лицом (другими
словами, не кредитной организацией),
индивидуальным предпринимателем,
выполняющим банковские операции наряду с
иными видами предпринимательской
деятельности;
б) организацией, которая
зарегистрирована по подложным, найденным
либо похищенным документам;
в) не
зарегистрированной в соответствии с
действующим законодательством
организацией; анализируя подобного рода
структуры, необходимо указать, что "это
"предприятия" (берем понятие в кавычки,
поскольку это образование нельзя назвать
предприятием в собственном смысле, таковым
оно не является по закону), которые не
прошли государственную регистрацию и не
занесены в Государственный реестр
предприятий";
г) физическим лицом;
д)
кредитной организацией, в отношении
которой принято решение об аннулировании
ее государственной регистрации.
К
способам осуществления банковской
деятельности без государственной
регистрации относятся:
1) выполнение
банковских операций без обращения за
регистрацией (т.е. без представления
документов, необходимых для
государственной регистрации кредитной
организации) в Банк России;
2)
осуществление банковской деятельности
после подачи в Банк России документов,
необходимых для государственной
регистрации, но до получения
положительного решения о регистрации
данной кредитной организации;
3)
проведение банковских операций после
получения отказа Банка России в
государственной регистрации;
4)
осуществление банковской деятельности
после аннулирования решения о
государственной регистрации кредитной
организации в связи с неоплатой или
неполной оплатой уставного капитала.
Без лицензии банковские операции могут
осуществляться как ненадлежащим, так и
надлежащим субъектом банковской
деятельности. Если в первом случае речь
идет о лице, которое не зарегистрировано
ЦБР и не имеет "банковской" лицензии, то во
втором - о кредитной организации. К способам
безлицензированной банковской
деятельности относятся:
5)
осуществление банковской деятельности
лицом, не зарегистрированным в качестве
кредитной организации и не имеющим
лицензии на совершение банковских
операций;
6) выполнение кредитной
организацией банковской операции, не
предусмотренной имеющейся у нее лицензией
(лицензиями);
7) совершение банковских
операций после обращения кредитной
организации в Банк России с ходатайством о
разрешении на их проведение, но до
получения соответствующей лицензии;
8)
выполнение кредитной организацией
банковских операций после получения отказа
в выдаче лицензии, предусматривающей их
совершение;
9) проведение кредитной
организацией банковских операций с
нарушением ограничений, установленных
Банком России, для этих операций;
10)
осуществление кредитной организацией
банковских операций в случае установления
Банком России запрета на их совершение;
11) выполнение банковских операций после
отзыва Банком России лицензии на
осуществление банковских операций.
Для
третьей группы способов данной категории
преступлений характерно нарушение условий
лицензирования банковской деятельности:
12) осуществление банковских операций
лицами, не соответствующими
квалификационным требованиям,
установленным нормативно-правовыми актами,
регламентирующими выполнение данных
операций;
13) выполнение банковских
операций с нарушением требований,
предъявляемых к зданиям, сооружениям,
оборудованию и иным техническим средствам,
используемым при осуществлении данных
операций.
Анализ судебно-следственной
практики и криминалистической литературы
показывает, что наиболее распространенными
способами преступлений являются:
14)
совершение банковских операций
гражданином либо юридическим лицом,
которое не зарегистрировано Центральным
банком РФ в качестве кредитной организации
и не имеет лицензии на выполнение этих
банковских операций;
15) осуществление
кредитной организацией банковской
операции, не предусмотренной имеющимися у
нее лицензиями. При этом чаще всего
незаконно выполняются такие банковские
операции, как депозитные, кредитные и
купля-продажа иностранной валюты в
наличной форме.
Обстановка
преступления - это система различного рода
объектов, явлений и процессов,
взаимодействующих между собой до, в момент
и после совершения преступления и
определяющих возможность, условия и иные
обстоятельства совершения преступления.
Обстановка совершения незаконной
банковской деятельности, влияющая на выбор
способа достижения преступного результата,
складывается из целого ряда субъективных и
объективных факторов, в которых действует
субъект преступления.
Объективно ее
составляют уровень правовой
урегулированности банковской
деятельности, состояние экономики страны в
целом и данного сектора экономики в
частности, состояние системы контроля со
стороны государственных органов за
банковской деятельностью.
Немаловажное
значение также имеет востребованность тех
или иных банковских операций, которые
совершаются незаконно. Так, например, в
регионах с высоким уровнем безработицы и
постоянно увеличивающимся числом граждан,
оказывающихся за чертой бедности, где
предприятия постоянно задерживают
работникам выплату заработной платы,
открытие пунктов обмена иностранной
валюты, мягко говоря, бессмысленно.
Преступниками также учитываются
возможности правоохранительных органов,
наличие у них необходимых сил и средств,
компетентность и добросовестность
руководства сотрудников кредитной или иной
организации, которая используется для
совершения преступления.
Исходя из
перечисленных особенностей определяются
место, время, способ, необходимые
технические средства совершения
незаконной банковской деятельности.
Следует отметить, что объективно
существующая обстановка в сфере банковской
деятельности и в государстве в целом имеет
определяющее значение при выборе способов
подготовки, совершения и сокрытия данного
вида преступлений. Так, например,
преступники, использовавшие не вполне
точные формулировки первой редакции Закона
о банках и осуществлявшие банковские
операции от имени "другого кредитного
учреждения", вынуждены были практически
прекратить свою деятельность именно в этой
форме после принятия новой редакции
данного Закона. Аналогичная ситуация
сложилась и в отношении валютно-обменных
операций. После введения Банком России
порядка организации пунктов обмена
иностранной валюты основная масса
незаконно открытых пунктов обмена (в
помещениях магазинов, кинотеатров,
ресторанов, передвижных пунктов на
автомобилях) прекратила свою
противоправную деятельность.
Сказанное
вовсе не означает, что с изменением
обстановки (в рамках правового
регулирования банковских операций в
частности) прекратилось незаконное
осуществление банковской деятельности.
Отнюдь, но способы совершения преступления
стали более замаскированными, максимально
приближенными к законной банковской
деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
24.05.1996)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 02.12.1990 N 395-1
"О БАНКАХ И БАНКОВСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Банковское право, 2005, N 2