О зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества
НА ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
А.П.
ФОКОВ
По мнению М.В. Ломоносова, русские
юристы должны собрать все то, что подлежит
до российских и новых древних прав и для их
объяснения, и приводить в систематическое
расположение для пользы при сочинении прав
российских; паче же всего должно юристу, яко
знающему философию, всяческому
юридическому термину изобретать и
составлять дефиниции". Выработанные
определения, "подлежащие к одной материи",
должны объединяться и ложиться в основу
научных работ по вопросам юриспруденции.
Таким образом, по мнению ученого,
юридические определения должны
создаваться на основе конкретных фактов и
проверяться жизнью, а теория должна
сочетаться с практикой <*>.
--------------------------------
<*> Материалы для
биографии М.В. Ломоносова. СПб., 1865. С. 660 -
661.
Думается, что в этом отношении уже
проделана немалая работа, и отрадно
сознавать, что на полках наших библиотек
рядом с замечательными трудами О.С. Иоффе,
Г.Ф. Шершеневича, И.А. Покровского, Ю.К.
Толстого и других ученых будут стоять книги
нового поколения цивилистов - поколения
начала ХХI в.
В то же время заметим, что
некоторые аспекты применения отдельных
гражданско-правовых норм на практике
нуждаются не только в осмыслении, но и
соответствующей корректировке на
ведомственном уровне.
В настоящее время
все граждане России стали потенциальными
обладателями права собственности на самые
разнообразные материальные объекты,
количество и стоимость которых не
ограничивается, за исключением случаев,
прямо установленных Законом (п. 1, 2 ст. 213 ГК
РФ). Появление частной собственности в
российском законодательстве, вовлечение в
гражданский оборот земли, зданий,
сооружений и другого недвижимого имущества
вызывает в практической деятельности
немало вопросов.
Ранее в своих научных
трудах мы обращали внимание на то, что
необходим зарубежный опыт <*> о
закреплении прав собственности на объекты
недвижимого имущества в Конституции,
регламентация возникновения их
вещно-правовых связей <**>; уточнение и
развитие указанных положений <***>. При
этом мы все понимаем, что приобретение
объектов недвижимости совершается по
основаниям, предусмотренным законом, с тем
чтобы у приобретателя не было повода
сомневаться в "чистоте" своего права
собственности.
--------------------------------
<*> Фоков А.П. Объекты прав собственности
в Конституциях зарубежных стран //
Законность. 2004. N 3. С. 52 - 53.
<**> Фоков
А.П. Собственность и право собственности /
Рецензия на монографии В.А. Тархова, В.А.
Рыбакова (М.: Юрист, 2002) // Государство и
право. 2003. N 7. С. 116 - 118.
<***> Фоков А.П.
Рецензия на книгу Л.А. Новоселовой. Вексель
в хозяйственном обороте (М.: Статут, 2003. С. 287)
// Государство и право. 2004. N 2. С. 118 - 120.
В то
же время на практике довольно часто
возникали трудности по многим вопросам,
связанным с применением некоторых
положений ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" <*>. Исследуя вопросы
применения данного законодательного акта
на практике, мы убедились, что судьи
неоднократно обращали внимание на
отсутствие разработок Высшего
Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, а
также Правительства РФ на уровне
руководящих разъяснений по делам,
связанным с оспариванием регистрации прав
на объекты недвижимого имущества <**>.
--------------------------------
<*> Федеральный
закон РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (с измен. от 05.03.2001 N
20-ФЗ; от 12.04.2001 N 36-ФЗ; от 11.04.2002 N 36-ФЗ "О
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок" и ФЗ N 69-ФЗ РФ
от 09.06.2003 "О внесении изменений и дополнений"
// Российская газета. 2003. 17 июня.
<**>
Фоков А.П. Судебный контроль за
регистрацией недвижимости в Российской
Федерации // Российский судья. 2003. N 7. С. 2 -
3.
Следует отметить, что Постановлением
Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773 в
соответствии со ст. 11 ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" утверждены Правила
осуществления платы за предоставление
информации о зарегистрированных правах,
выдачу копий договоров и иных документов,
выражающих содержание односторонних
сделок, совершенных в простой письменной
форме <*>. Данный документ опубликован 22
декабря 2004 г. и вступает в силу с 1 января 2005
г. Таким образом, настоящие Правила
регламентировали и закрепили определенный
порядок предоставления информации на
объекты недвижимости, определили размер
платы за предоставление информации о
зарегистрированных правах, выдачу
правообладателям копий договоров и иных
документов, выражающих содержание
односторонних сделок, совершенных в
простой письменной форме, а также порядок
ее осуществления.
--------------------------------
<*> Российская газета. 2004. 22
декабря.
Согласно п. 2 Правил размер платы
за предоставление информации о
зарегистрированных правах на объект
недвижимого имущества (за исключением
информации о зарегистрированных правах на
предприятие как имущественный комплекс), а
также за выдачу копий договоров и иных
документов, выражающих содержание
односторонних сделок (за исключением
сделок с предприятием как имущественным
комплексом), совершенных в простой
письменной форме, составляет:
- для
физических лиц - 100 рублей;
- для
юридических лиц - 300 рублей.
Размер платы
за предоставление информации о
зарегистрированных правах на предприятие
как имущественный комплекс, а также за
выдачу копий договоров и иных документов,
выражающих содержание односторонних
сделок с предприятием как имущественным
комплексом, совершенных в простой
письменной форме, составляет 600 рублей.
Плата за предоставление информации о
зарегистрированных правах на объект
недвижимого имущества, выдачу копий
договоров и иных документов, выражающих
содержание односторонних сделок,
совершенных в простой письменной форме
(далее - плата), вносится плательщиком через
банк, иную кредитную организацию путем
наличного или безналичного расчета и
зачисляется в доход федерального
бюджета.
Внесение платы в безналичном
порядке подтверждается копией платежного
поручения с отметкой банка, иной кредитной
организации о его исполнении. Внесение
платы наличными средствами подтверждается
квитанцией установленной формы (п. 3).
Документ, подтверждающий внесение платы,
представляется в орган, осуществляющий
государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, вместе
с заявлением о предоставлении информации о
зарегистрированных правах на объект
недвижимого имущества, выдаче копий
договоров и иных документов, выражающих
содержание односторонних сделок,
совершенных в простой письменной форме.
Представленный заявителем документ,
подтверждающий внесение платы, с отметкой
"Погашено", проставленной органом,
осуществляющим государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, подлежит возврату
плательщику. Копия документа,
подтверждающего внесение платы, остается в
указанном органе (п. 4).
При отказе
органа, осуществляющего государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, по основаниям,
предусмотренным законодательством
Российской Федерации, в представлении
информации о зарегистрированных правах на
объект недвижимого имущества, выдаче копий
договоров и иных документов, выражающих
содержание односторонних сделок,
совершенных в простой письменной форме,
внесенная заявителем плата возврату не
подлежит (п. 5).
Плата, зачисленная в
доход федерального бюджета, подлежит
возврату в следующих случаях:
1)
внесение платы в большем размере, чем это
предусмотрено настоящим Постановлением,
при этом возврату подлежат средства в
размере, превышающем размер установленной
платы;
2) отказ заявителя от запроса
информации о зарегистрированных правах на
объект недвижимого имущества, копий
договоров и иных документов, выражающих
содержание односторонних сделок,
совершенных в простой письменной форме, до
подписания государственным регистратором
документов, содержащих запрошенную
информацию или отказ в ее предоставлении, а
также до выдачи копий указанных договоров и
документов или подписания государственным
регистратором сообщения об отказе в их
выдаче. При этом возврату подлежит половина
средств, внесенных заявителем (п. 6).
Возврат указанных в пункте 6 настоящего
Постановления средств осуществляется на
основании заявления плательщика в
письменной форме, поданного в орган,
осуществляющий государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним (п. 7).
Заявление о возврате
излишне уплаченной суммы может быть подано
в течение одного месяца со дня, когда
плательщику стало известно о факте
переплаты, но в срок, не превышающий 3 лет со
дня ее внесения (п. 8).
Орган,
осуществляющий государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, в течение 2 недель со дня
регистрации заявления плательщика
принимает решение о возврате платы,
оформляет платежный документ в
соответствии с правилами, установленными
Министерством финансов Российской
Федерации, и представляет его в
соответствующий орган Федерального
казначейства (п. 9).
Возврат платы
осуществляется органами Федерального
казначейства в порядке, установленном
Министерством финансов Российской
Федерации (п. 10).
Значение документа,
принятого Правительством Российской
Федерации, трудно недооценить или,
наоборот, переоценить. Представляется, что
обеспечение осуществления платы за
предоставление информации о
зарегистрированных правах будет
эффективным и действенным в условиях
рыночных отношений, стимулирующих
дальнейшее развитие этого института в
области вещных прав.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N
122-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С
НИМ"
(принят ГД ФС РФ
17.06.1997)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 14.12.2004 N 773
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРАВАХ, ВЫДАЧУ КОПИЙ
ДОГОВОРОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВЫРАЖАЮЩИХ
СОДЕРЖАНИЕ ОДНОСТОРОННИХ СДЕЛОК,
СОВЕРШЕННЫХ В ПРОСТОЙ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ"
Арбитражный и гражданский процесс, 2005, N 2