В закон об адвокатской деятельности внесены изменения
Л.Н. БАРДИН
Бардин Л.Н., адвокат, кандидат
юридических наук, заместитель заведующего
кафедрой адвокатуры и нотариата Российской
академии адвокатуры.
23 декабря 2004 г.
вступил в силу Федеральный закон "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об
адвокатской деятельности и адвокатуре в
Российской Федерации".
Вниманию коллег
предлагаются комментарии внесенных
изменений.
Изменена редакция п. 1 ст. 2
Федерального закона "Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской
Федерации" (далее по тексту - Закон). В
частности, слова "адвокат является
независимым советником по правовым
вопросам" заменены словами "адвокат
является независимым ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ
(выделено мной. - Авт.) советником по
правовым вопросам", т.е. добавлено слово
"профессиональным". Закрепление в Законе
статуса адвоката как независимого
советника подчеркивает его независимый
статус в отношениях с гражданами и
организациями, обращающимися за
юридической помощью, и выделяет адвоката по
сравнению с корпоративным юристом,
зависимым от работодателя. Но, на наш
взгляд, добавление слова "профессиональный"
вряд ли что дает. Сомнительно, что это
добавление станет новым побудительным
мотивом для адвокатов быть более
профессиональными в своей деятельности. В
Законе уже имеются нормы, обязывающие
адвоката быть профессионалом. Это и ст. 7,
обязывающая адвоката постоянно
совершенствовать свои знания и повышать
свою квалификацию, а также соблюдать Кодекс
профессиональной этики адвоката. Это и
предусмотренная ст. 13 Закона присяга
адвоката. Это также и предусмотренная ст. 19
Закона обязанность адвоката осуществлять
страхование риска своей профессиональной
имущественной ответственности. Очень четко
о профессионализме говорит и Кодекс
профессиональной этики адвоката. Лицу,
получающему высшее юридическое
образование, присваивается квалификация
"юрист" по специальности "юриспруденция". В
соответствии со ст. 48 Конституции
Российской Федерации каждому
гарантируется право на получение
квалифицированной юридической помощи. Для
того чтобы подчеркнуть соответствие
адвокатов этому требованию Конституции РФ,
лучше было бы вместо слов "профессиональным
советником по правовым вопросам" записать
"квалифицированным советником по правовым
вопросам".
В п. 1 ст. 2 Закона теперь более
подробно говорится о том, в каких случаях
адвокат вправе помимо осуществления
адвокатской деятельности вступать в
трудовые отношения в качестве работника:
научная, преподавательская и иная
творческая деятельность. Адвокат не вправе
занимать государственные должности РФ,
субъектов РФ, должности государственной
службы и муниципальные должности. В
соответствии с новой редакцией Закона
адвокат вправе совмещать адвокатскую
деятельность с работой в качестве
руководителя адвокатского образования, а
также с работой на выборных должностях в
адвокатских палатах, общероссийских и
международных общественных объединениях
адвокатов.
Примечательно, что Закон не
затрагивает вопросы возможного участия
адвокатов в качестве исполнителей,
подрядчиков и т.п. в гражданско-правовых
договорах. В Законе упоминаются только
общероссийские и международные
общественные объединения адвокатов. Но
законодательство РФ об общественных
объединениях предусматривает, что в РФ
создаются и действуют общероссийские,
межрегиональные, региональные и местные
общественные объединения. По смыслу ст. 39
Закона адвокаты могут создавать любые
общественные объединения, предусмотренные
законодательством РФ. Изменения Закона в
этой части повлекли ничем не объяснимые
ограничения.
В ст. 4 Закона добавлен п. 2,
предусматривающий, что "принятый в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным
законом, Кодекс профессиональной этики
адвоката устанавливает обязательные для
каждого адвоката правила поведения при
осуществлении адвокатской деятельности, а
также основания и порядок привлечения
адвоката к ответственности". Относительно
содержания этого добавленного пункта
возражений нет. Но представляется
некорректным включение его в статью,
озаглавленную "Законодательство об
адвокатской деятельности и адвокатуре".
Очевидно, что внутрикорпоративные правила
поведения не могут быть отнесены к
законодательству, распространяющемуся на
неопределенный круг лиц и принимаемому
законодательным органом в установленном
Законом порядке.
Вполне оправданно
уточнение, сделанное в ст. 5 Закона о том, что
право использования слов "адвокатская
деятельность", "адвокатура", "адвокат" и т.п.
принадлежит не только адвокатам и
адвокатским образованиям, но и другим
организациям, созданным адвокатами в
установленном порядке: адвокатским палатам
и общественным объединениям адвокатов. В то
же время нельзя не согласиться с
высказываемыми коллегами ранее опасениями,
что вне рамок этой статьи остались,
например, предприниматели без образования
юридического лица, оказывающие юридические
услуги. Кроме того, как уже раньше
отмечалось, ни в Законе, ни в каких-либо иных
актах законодательства РФ ничего не
говорится о санкциях, которые могут быть
применены к лицам, незаконно использующим
слова "адвокат", "адвокатура".
В подп. 1 п. 3
ст. 6 Закона добавлена обязанность органов и
организаций выдавать адвокату запрошенные
им документы или их заверенные копии не
позднее чем в месячный срок со дня
получения запроса адвоката. На первый
взгляд такое уточнение нельзя не одобрить.
Но очевидно, что обязанность какого-либо
субъекта, не подкрепленная законодательно
конкретной ответственностью за
невыполнение этой обязанности, остается
юридически правильной декларацией. Что и
происходит сейчас с адвокатскими
запросами.
В подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона
внесены изменения, в соответствии с
которыми вместо ранее упоминаемого
законодательства РФ адвокат обязан
оказывать юридическую помощь гражданам РФ
бесплатно "в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом".
Применительно к этому изменению Закона
хотелось бы обратить внимание на то
обстоятельство, что адвокатура отнесена к
совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Федерации. Таким образом, субъект
РФ вправе в соответствии со своей
компетенцией принимать законы, относящиеся
к деятельности адвокатуры. И
соответственно адвокат, включенный в
реестр определенного субъекта РФ, обязан
исполнять требования закона этого
субъекта, регулирующего, в частности, и
возможное бесплатное оказание юридической
помощи.
В подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона теперь
уточняется, что адвокат обязан исполнять
решения органов адвокатских палат,
принятые в пределах их компетенции. Закон
дополнен очевидной для профессиональных
юристов (каковыми являются адвокаты)
аксиомой.
В Закон внесено уточнение
(подп. 5 п. 1 ст. 7), что средства на общие нужды
адвокатской палаты, а также на содержание
соответствующего адвокатского образования
адвокат должен отчислять ежемесячно. При
этом без изменений осталось требование
Закона, что отчисление должно
производиться за счет получаемого
вознаграждения. В результате вполне
возможна ситуация, когда адвокат не
отчисляет вышеуказанные средства,
поскольку у него в это время не было
получаемого вознаграждения.
Представляется, что обязательные
отчисления должны осуществляться каждым
адвокатом вне зависимости от наличия или
отсутствия вознаграждения. И такое
уточнение следовало бы включить в Закон.
Пункт 1 ст. 9 Закона дополнен абзацем: "У лиц,
высшее юридическое образование которых
является впервые полученным высшим
профессиональным образованием, стаж работы
по юридической специальности исчисляется
не ранее чем с момента окончания
соответствующего образовательного
учреждения". Следует отметить, что в
соответствии с подп. 10 п. 4 ст. 9 Закона в стаж
работы по юридической специальности,
необходимый для приобретения статуса
адвоката, в частности, включается работа в
качестве помощника адвоката. Такая
формулировка Закона позволяла, например,
студентам юридических вузов устраиваться
на работу в адвокатские образования в
качестве помощников адвоката. В результате
не исключалась ситуация, когда к моменту
получения диплома о высшем юридическом
образовании такой помощник адвоката уже
имел необходимый двухлетний стаж работы по
юридической специальности, чтобы сдавать
квалификационный экзамен для получения
статуса адвоката. Нередко для студента стаж
работы по юридической специальности
становился как бы самоцелью. Фактически
никакой помощи адвокату он не оказывал,
никаких знаний не получал, работой по
юридической специальности не занимался. В
результате внесенных в вышеуказанную
статью дополнений такое как бы
"помощничество" потеряло какой-либо
смысл.
К сожалению, без изменений
остался п. 1 ст. 9 Закона, предусматривающий,
что статус адвоката в Российской Федерации
вправе приобрести лицо, которое имеет
высшее юридическое образование, полученное
в имеющем государственную аккредитацию
образовательном учреждении высшего
профессионального образования, либо ученую
степень по юридической специальности.
Формулировки в Законе образовательных
условий приобретения статуса адвоката
представляются небезупречными и
нуждающимися в изменении и уточнении.
В
первую очередь вызывает возражение
приравнивание законодателем к высшему
юридическому образованию ученой степени
кандидата или доктора юридических наук,
полученной лицами, не имеющими базового
высшего юридического образования.
В
отличие от выпускника юридического высшего
учебного заведения, обязанного для
получения диплома успешно сдать экзамены и
зачеты по нескольким десяткам дисциплин,
охватывающим все отрасли права, диссертант
без базового юридического образования
должен продемонстрировать углубленные
знания избранной им темы из одной отрасли
права, а также знания еще по двум - трем
отраслям права. Очевидно, что уровень их
знаний права никак не может быть признан
равнозначным. Объем правовой информации
настолько огромен, что невозможно
требовать от каждого юриста универсальных
знаний всего этого массива. В то же время, не
ставя под сомнение высокий научный уровень
большинства диссертаций на правовые темы
ученых-неюристов, не следует ударяться в
другую крайность и идти на уравниловку для
целей практической адвокатской
деятельности. Для обеспечения оказания
адвокатами гарантированной Конституцией
России квалифицированной юридической
помощи базовое высшее юридическое
образование должно быть безусловным и
безальтернативным основанием.
Закон
требует от соискателя статуса адвоката
наличие высшего юридического образования.
С одной стороны, достаточно жестким
является указание Закона на признание
диплома, полученного только в
образовательном учреждении высшего
профессионального образования, имеющем
государственную аккредитацию. Это
означает, что не могут признаваться дипломы
образовательных учреждений, существующих
менее пяти лет, а также дипломы юридических
техникумов и колледжей. И такие ограничения
следует признать необходимыми и
оправданными.
С другой стороны, что
понимать под дипломом высшего юридического
образования? Дело в том, что в настоящее
время параллельно существуют дипломы и
специалистов, и бакалавров, и магистров. А с
присоединением России к Болонской
конвенции система "бакалавр-магистр"
становится у нас в стране уже обязательной.
В этом случае к соискателям статуса
адвоката как элиты юридического сообщества
вполне должны предъявляться самые высокие
образовательные требования, т.е. наличие
диплома магистра.
Гражданин России,
захотевший стать юристом, должен прежде
всего получить аттестат о среднем
образовании. При этом возможно получение
аттестата экстерном. Затем сразу же
юридический факультет университета,
академии или института. Возможен вариант,
когда после девятого класса школы
поступление в юридический колледж, после
трехлетнего обучения в котором принимают
сразу на третий курс юридического вуза. В
результате юридическую профессию получает
20-летнее лицо без достаточного общего
образования и элементарного жизненного
опыта. А потом этот молодой специалист
сталкивается с ситуацией, когда много куда
требуются юристы, но со стажем работы не
менее пяти лет либо когда возможность
трудоустройства помощником или стажером
адвоката затрудняется условиями,
прописанными в Законе об адвокатской
деятельности. А для последующего допуска к
экзамену на статус адвоката необходимо
иметь стаж работы по юридической
специальности не менее двух лет либо пройти
стажировку в адвокатском образовании от
одного года до двух лет.
Представляется,
что и юридическое образование, и
последующее получение статуса адвоката
должно иметь достаточно серьезную базу как
в смысле образования, так и жизненного
опыта. Как представитель публичной
профессии, адвокат наряду с серьезной
профессиональной подготовкой должен
демонстрировать мастерство публичного
выступления и грамотность своих текстов.
Все это требует серьезного изменения
существующей системы юридического
образования в России, но принесет
несомненную пользу в деле обеспечения
конституционного права на
квалифицированную юридическую помощь.
В любом случае предоставление кандидатам и
докторам юридических наук, не имеющим
базового юридического образования, права
на приобретение статуса адвоката является
ничем не обоснованной льготой.
Целый
ряд изменений внесен в ст. 15 Закона. Часть
этих изменений уточняет процедуру внесения
сведений об адвокате в региональный реестр.
Совершенно правильно получение статуса
адвоката заменено на присвоение статуса (п.
6). В соответствии с этим же пунктом теперь
от адвоката требуется, чтобы он уведомил
совет адвокатской палаты в течение не
шести, а трех месяцев со дня наступления
указанных обстоятельств. В ранее
действующей редакции п. 8 ст. 15 Закона
изменение адвокатом членства в адвокатской
палате не допускалось в течение первых двух
лет со дня присвоения ему статуса адвоката,
за исключением случая переезда на
территорию другого субъекта РФ в связи с
изменением места жительства. Теперь п. 8
изложен в новой редакции: "Порядок
изменения адвокатом членства в адвокатской
палате одного субъекта Российской
Федерации на членство в адвокатской палате
другого субъекта Российской Федерации
определяется Советом Федеральной палаты
адвокатов". Старая редакция этого пункта
фактически делила адвокатов на имеющих
соответствующий статус более или менее
двух лет, т.е. закрепляла определенное
неравенство. Представляется, что теперь
Совет Федеральной палаты адвокатов при
определении порядка изменения адвокатом
членства в адвокатской палате не будет
вводить какие-либо дискриминационные
ограничения.
Внесены изменения и в ст. 16
Закона. Наряду с изменениями, уточняющими
формулировки Закона, в эту статью добавлен
п. 3.1: "Лицо, статус адвоката которого
приостановлен, не вправе осуществлять
адвокатскую деятельность, а также занимать
выборные должности в органах адвокатской
палаты или Федеральной палаты адвокатов.
Нарушение положений настоящего пункта
влечет за собой прекращение статуса
адвоката". Данное дополнение
представляется логичным. Приостановление
статуса адвоката должно приостанавливать и
все отношения лица с адвокатской
деятельностью.