Встречная-поперечная
И. АЛЕЩЕВ
Илья Алещев, эксперт
"ЭЖ-Юрист".
В наш адрес пришел запрос от
ИМНС другого субъекта РФ (Краснодарский
край) с требованием о представлении
документов в рамках встречной проверки.
Правомерно ли предъявление такого
требования налоговым органом, к территории
ведения которого мы не относимся?
О.
Тимонов, г. Москва
В соответствии с ч. 2 ст.
87 НК РФ встречная проверка определена как
истребование у лица налоговым органом
документов, относящихся к деятельности
налогоплательщика, проверяемого налоговым
органом в рамках камеральной или выездной
налоговой проверки. При этом порядок
проведения встречной проверки
законодательством не установлен. Исходя из
буквального толкования данной нормы
следует прийти к выводу о том, что ею не
ограничен круг лиц, в отношении которых
налоговый орган вправе проводить встречную
проверку, ни по территориальному, ни по
какому-либо иному признаку.
Законодательством установлены лишь два
условия проведения встречной проверки -
связь деятельности проверяемого
налогоплательщика с лицом, в отношении
которого проводится встречная проверка, и
наличие у этого лица документов,
относящихся к деятельности проверяемого
налогоплательщика.
Указанное
толкование рассматриваемой нормы дается и
в сложившейся арбитражно-судебной
практике. Например, в Постановлении ФАС МО
от 01.10.2004 N КА-А40/8815-04 суд указал, что нормой ч.
2 ст. 87 НК РФ установлен круг субъектов, в
отношении которых допускается проведение
встречной проверки, - любые лица, с которыми
у проверяемого лица имеются какие-либо
отношения, и предмет такой проверки -
необходимые для налогового контроля
документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика.
Аналогичную позицию занимают и налоговые
органы. В письме УМНС по г. Москве от 29.10.2003 N
11-14/60594 указано, что ст. 87 НК РФ не ограничен
круг лиц, у которых могут быть истребованы
документы, относящиеся к деятельности
проверяемого налогоплательщика, в рамках
проведения встречных проверок, также не
ограничен перечень истребуемых документов,
необходимых для проведения налоговых
проверок. В письме же УМНС по г. Москве от
26.06.2003 N 11-14/34252 подчеркивается, что НК РФ не
содержит императивной нормы,
предусматривающей проведение встречной
проверки конкретным налоговым органом, а
следовательно, проведение встречной
проверки вправе осуществлять как налоговый
орган, на территории которого стоит на
учете лицо, в отношении которого проводится
данная проверка (в порядке исполнения
поручения налогового органа,
осуществляющего проверку
налогоплательщика), так и непосредственно
налоговый орган, осуществляющий проверку
налогоплательщика.
Таким образом,
истребование документов в рамках встречной
проверки налоговым органом иного субъекта
Федерации следует признать правомерным.
Попутно необходимо отметить, что ни в ст. 126
НК РФ, ни в ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающих
ответственность за непредставление
сведений и документов налоговому органу, не
сделано оговорки о том, что она применяется
лишь за непредставление документов только
какому-либо определенному налоговому
органу. Представляется, что в описанной
ситуации непредставление документов может
повлечь применение административной
ответственности как к организации, так и к
ее должностному лицу.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 7