Встречная-поперечная

И. АЛЕЩЕВ
Илья Алещев, эксперт "ЭЖ-Юрист".
В наш адрес пришел запрос от ИМНС другого субъекта РФ (Краснодарский край) с требованием о представлении документов в рамках встречной проверки. Правомерно ли предъявление такого требования налоговым органом, к территории ведения которого мы не относимся?
О. Тимонов, г. Москва
В соответствии с ч. 2 ст. 87 НК РФ встречная проверка определена как истребование у лица налоговым органом документов, относящихся к деятельности налогоплательщика, проверяемого налоговым органом в рамках камеральной или выездной налоговой проверки. При этом порядок проведения встречной проверки законодательством не установлен. Исходя из буквального толкования данной нормы следует прийти к выводу о том, что ею не ограничен круг лиц, в отношении которых налоговый орган вправе проводить встречную проверку, ни по территориальному, ни по какому-либо иному признаку. Законодательством установлены лишь два условия проведения встречной проверки - связь деятельности проверяемого налогоплательщика с лицом, в отношении которого проводится встречная проверка, и наличие у этого лица документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Указанное толкование рассматриваемой нормы дается и в сложившейся арбитражно-судебной практике. Например, в Постановлении ФАС МО от 01.10.2004 N КА-А40/8815-04 суд указал, что нормой ч. 2 ст. 87 НК РФ установлен круг субъектов, в отношении которых допускается проведение встречной проверки, - любые лица, с которыми у проверяемого лица имеются какие-либо отношения, и предмет такой проверки - необходимые для налогового контроля документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Аналогичную позицию занимают и налоговые органы. В письме УМНС по г. Москве от 29.10.2003 N 11-14/60594 указано, что ст. 87 НК РФ не ограничен круг лиц, у которых могут быть истребованы документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, в рамках проведения встречных проверок, также не ограничен перечень истребуемых документов, необходимых для проведения налоговых проверок. В письме же УМНС по г. Москве от 26.06.2003 N 11-14/34252 подчеркивается, что НК РФ не содержит императивной нормы, предусматривающей проведение встречной проверки конкретным налоговым органом, а следовательно, проведение встречной проверки вправе осуществлять как налоговый орган, на территории которого стоит на учете лицо, в отношении которого проводится данная проверка (в порядке исполнения поручения налогового органа, осуществляющего проверку налогоплательщика), так и непосредственно налоговый орган, осуществляющий проверку налогоплательщика.
Таким образом, истребование документов в рамках встречной проверки налоговым органом иного субъекта Федерации следует признать правомерным. Попутно необходимо отметить, что ни в ст. 126 НК РФ, ни в ст. 15.6 КоАП РФ, устанавливающих ответственность за непредставление сведений и документов налоговому органу, не сделано оговорки о том, что она применяется лишь за непредставление документов только какому-либо определенному налоговому органу. Представляется, что в описанной ситуации непредставление документов может повлечь применение административной ответственности как к организации, так и к ее должностному лицу.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 7

Комментарии к законам »
Читайте также