Уклонение от уплаты таможенных платежей
В.И. ТЮНИН
Тюнин В.И., доктор юридических
наук, профессор, Санкт-Петербургский
университет МВД РФ.
Федеральным законом
РФ, принятым 21 ноября 2003 г. <*>, норма ст. 194
УК была изменена. Из нее исключено два
отягчающих обстоятельства совершения
преступления: лицом, ранее судимым за
совершение преступлений, предусмотренных
ст. 194, 198 и 199 УК РФ, и лицом, совершившим
преступление неоднократно. Законодатель
отказался от измерения штрафа в
минимальных размерах оплаты труда и
одновременно увеличил период времени, за
который заработная плата или иной доход
виновного могут быть в виде штрафа обращены
в доход государства.
--------------------------------
<*> См.: Российская
газета. 2000. 16 декабря.
Кроме того, в
примечании к статье в твердых суммах
определены размеры крупного и особо
крупного ущерба: свыше пятисот тысяч рублей
и свыше одного миллиона пятисот тысяч
рублей. Внесение изменений в текст ст. 194 УК
РФ вкупе с принятием нового Таможенного
кодекса Российской Федерации <*> требует
обращения к анализу юридических признаков
уклонения от уплаты таможенных платежей,
взимаемых с организации или юридического
лица.
--------------------------------
<*> Введен
в действие с 1 января 2004 г.
В литературе до
настоящего времени нет единого подхода в
отнесении преступления к той или иной
группе преступлений исходя из видового
объекта. Существует две позиции: согласно
одной преступление относится к налоговым
преступлениям <1>, согласно другой - к
преступлениям таможенным <2>. С одной
стороны, уклонение от уплаты таможенных
платежей посягает на отношения,
складывающиеся в сфере финансовой
деятельности государства по поводу
регулятивной части бюджета <3>, а с другой
- на законодательно урегулированную
деятельность таможенных органов <4>.
--------------------------------
<1> См.: Кучеров И.И.
Налоговые преступления. М., 1997. С. 57.
<2>
См.: Волженкин Б.В. Преступления в сфере
экономической деятельности (экономические
преступления). СПб., 2002.
<3> См.:
Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные
преступления. Н. Новгород, 2000. С. 77.
<4>
См.: Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные
преступления в новом УК РФ // Государство и
право. 1998. N 11. С. 43.
В предложенной нами
классификации преступлений в сфере
экономической деятельности
рассматриваемое преступление было
отнесено к таможенным преступлениям <*>.
В пункте 3 ст. 10 НК РФ сказано, что по делам о
нарушениях законодательства о налогах и
сборах в связи с перемещением товаров через
таможенную границу РФ производство ведется
в порядке, установленном ТК РФ. Действующий
УПК РФ (ст. 151) наделяет правом производства
дознания по делам данной категории
дознавателей таможенных органов
Российской Федерации.
--------------------------------
<*> См.: Тюнин В.И.
Уголовное законодательство и
экономическая деятельность. СПб., 2000. С.
204.
Объектом уклонения от уплаты
таможенных платежей являются отношения,
складывающиеся в сфере таможенного
регулирования экономической деятельности
по поводу перемещения товаров и уплаты
таможенных платежей.
Предметом
преступления являются денежные средства,
поступающие в виде таможенных платежей
<*>.
--------------------------------
<*> Не
следует путать предмет преступления с
объектами обложения таможенными пошлинами
и налогами, в качестве которых выступают
товары, перемещаемые через таможенную
границу (ст. 322 ТК РФ).
В настоящее время
согласно ст. 318 ТК РФ видами таможенных
платежей являются: ввозная таможенная
пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог
на добавленную стоимость, взимаемый при
ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
акциз, взимаемый при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ; таможенные сборы
<1>. Базовыми законами, определяющими вид
таможенного платежа и порядок расчета его
величины, являются Закон РФ "О таможенном
тарифе" <2>, Налоговый кодекс РФ <3>,
Таможенный кодекс РФ <4>.
--------------------------------
<1> В соответствии
со ст. 13 НК РФ перечисленные таможенные
платежи отнесены к федеральным налогам и
сборам.
<2> Принят 21 мая 1993 г.
<3>
Часть первая НК РФ принята 16 июля 1998 г.,
часть вторая принята 19 июля 2000 года.
<4> Принят 25 апреля 2003 г.
Порядок уплаты
ввозных и вывозных пошлин регламентируется
в Таможенном кодексе РФ, порядок уплаты
акцизов и налога на добавленную стоимость -
в Налоговом кодексе РФ. Помимо названных
видов таможенных платежей могут
уплачиваться и иные их виды, в частности
разновидности таможенных сборов. В отличие
от Таможенного кодекса РФ 1993 года, где в ст.
110 были предусмотрены сборы за таможенное
оформление, хранение товаров и таможенное
сопровождение товаров, действующий Кодекс
не называет виды таможенных сборов. В ч. 2 ст.
318 ТК РФ говорится, что таможенные платежи
взимаются, если они установлены в
законодательстве РФ. Часть 3 статьи 87 ТК РФ
содержит положение, согласно которому за
таможенное сопровождение взимается
таможенный сбор, предусмотренный
законодательством о налогах и сборах <*>.
ТК РФ не содержит нормы о таможенном сборе
за временное хранение товаров. В ч. 4 ст. 115 ТК
РФ сказано, что хранение товаров на складе,
принадлежащем таможенному органу, является
безвозмездным. Лицо, поместившее товары,
возмещает необходимые расходы за хранение
в соответствии с п. 2 ст. 897 части 2 ГК РФ.
Согласно п. 2 статьи 25 ТК РФ
консультирование таможенными органами
осуществляется бесплатно.
--------------------------------
<*> Действующая
редакция НК РФ не содержит перечня
конкретных видов таможенных сборов и
порядка их взимания.
Таможенные платежи
взимаются в случаях, прямо предусмотренных
ТК РФ, взимание таможенных платежей либо
освобождение от их уплаты зависит от вида
таможенного режима, под который помещается
товар. Виды таможенных режимов,
определенные в ст. 155 ТК РФ, делятся на
четыре группы: основные таможенные режимы;
экономические таможенные режимы;
завершающие таможенные режимы и
специальные таможенные режимы. Обязанность
уплачивать таможенные платежи возникает в
зависимости от избранного вида таможенного
режима. Так, например, выпуск товаров для
внутреннего обращения требует
предварительной уплаты таможенных
платежей и налогов. При экспорте товаров
возможно освобождение от уплаты, возврат
или возмещение внутренних налогов в
соответствии с законодательством РФ о
налогах и сборах <*>. При вывозе товаров в
соответствии с таможенным режимом
переработки вне таможенной территории
уплачиваются таможенные платежи и налоги. В
режиме таможенного склада ввезенные товары
находятся под таможенным контролем без
уплаты таможенных пошлин и налогов.
Особенности налогообложения подакцизных
товаров при перемещении их через
таможенную границу РФ предусмотрены в ст. 185
НК РФ, а особенности налогообложения (НДС) в
ст. 151 НК РФ.
--------------------------------
<*>
Согласно ст. 184 НК РФ налогоплательщик
освобождается от уплаты акциза в случае
реализации произведенных им подакцизных
товаров (за исключением
нефтепродуктов).
При ввозе товаров
таможенные пошлины и налоги уплачиваются
не позднее 15 дней со дня предъявления
товаров в таможенный орган по месту их
прибытия на таможенную территорию
Российской Федерации либо не позднее 15 дней
со дня завершения внутреннего таможенного
транзита в случае, если декларирование
производится не в месте прибытия товаров
<*>. При вывозе товаров таможенные
пошлины по общему правилу должны быть
уплачены не позднее дня подачи декларации.
Таможенные пошлины, налоги при перемещении
товаров физическими лицами уплачиваются
при декларировании в письменной форме на
основании таможенного приходного ордера
(ст. 287 ТК РФ). При использовании условно
выпущенных товаров в иных целях, нежели те,
в связи с которыми представлялись льготы,
сроком уплаты таможенных платежей
считается день нарушения условий
пользования или распоряжения товарами (ст.
329 ТК РФ).
--------------------------------
<*> См.:
Статья 329 ТК РФ.
Таможенным
законодательством предусмотрены
особенности уплаты таможенных платежей,
связанные с характером товаров,
перемещаемых через таможенную границу РФ, и
субъектами, осуществляющими перемещение
товаров (ст. ст. 312, 314 и др.).
Законом
предусмотрена возможность отсрочки или
рассрочки уплаты таможенных пошлин и
налогов на срок от одного до шести месяцев
при условии обеспечения уплаты таможенных
платежей (ст. 333 ТК РФ).
Судебная и
следственная практика свидетельствует, что
уголовные дела возбуждаются в связи с
уклонением от уплаты ввозной или вывозной
таможенных пошлин, от уплаты акциза или
налога на добавленную стоимость при ввозе
товаров на территорию РФ и вывозе с
территории РФ. Статья 194 УК РФ практически
не применялась при уклонении от уплаты
таможенных сборов, не связанных с
перемещением товаров через таможенную
границу <*>.
--------------------------------
<*> Не случайно А. Чучаев и С. Иванова
предлагали законодательно определить виды
платежей, уклонение от уплаты которых
должно влечь ответственность по ст. 194 УК РФ.
См.: Проблемы ответственности за уклонение
от уплаты таможенных платежей // Уголовное
право. 1998. N 2. С. 18.
Объективная сторона
преступления в статье 194 УК РФ определена
как уклонение от уплаты таможенных
платежей.
В уголовно-правовой
литературе понятие "уклонение" и его
содержательная сторона определялись хотя и
не всегда одинаково, но смысл понятия
передавался однозначно. "Уклонение, - пишет
Т.В. Пинкевич, - это невыполнение требования
таможенного органа об уплате таможенных
платежей в сроки, определенные таможенным
законодательством..." <*>. Совершая
преступление, виновный не выполняет
правовую обязанность, закрепленную в
таможенном и налоговом законодательстве.
При этом применяются активные способы
поведения, направленные на избежание
уплаты таможенных платежей. А.П. Кузнецов
относит к уклонению от уплаты таможенных
платежей совершение действий, направленных
на неправомерное освобождение от
таможенных платежей или их занижение либо
направленных на необоснованный возврат
уплаченных таможенных платежей, а равно
неуплату таможенных платежей в
установленные сроки при реальной
возможности их уплаты.
--------------------------------
<*> Пинкевич Т.В.
Преступления в сфере экономической
деятельности. Уголовно-правовая
характеристика, система, особенности
квалификации. Ставрополь, 2000. С. 190.
<**>
Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные
преступления. Учебное пособие. Н. Новгород,
2000. С. 81.
В период действия Таможенного
кодекса 1993 г. при описании видов уклонения
от уплаты таможенных платежей ссылались на
ст. ст. 282, 283 и 284. Б.В. Волженкин пишет:
"Уклонение от уплаты таможенных платежей
может выражаться в заявлении в таможенной
декларации и иных документах, необходимых
для таможенных целей, недостоверных
сведений о таможенном режиме, таможенной
стоимости, стране происхождения товаров и
транспортных средств, или в заявлении иных
недостоверных сведений, дающих основание
для освобождения или занижения их размера"
<*>.
--------------------------------
<*>
Волженкин Б.В. Преступления в сфере
экономической деятельности (экономические
преступления). СПб., 2002. С. 431.
В настоящее
время представление о видах уклонения от
уплаты таможенных платежей дает обращение
к ст. ст. 16.1, 16.2, 16.20, 16.21, 16.22 Кодекса
Российской Федерации "Об административных
правонарушениях" <*>. Результатом
уклонения от уплаты таможенных платежей
должно быть неисполнение обязанности по
уплате платежей к установленному сроку и в
размере, указанном в примечании к ст. 194 УК
РФ.
--------------------------------
<*>
Российская газета. 2001. 31 декабря.
В период
действия старого Таможенного кодекса РФ
высказывалось мнение о том, что по ст. 194 УК
РФ следует квалифицировать действия лиц,
направленные на возврат уплаченных
платежей, получение выплат и иных
возмещений <*>.
--------------------------------
<*> Михайлов В.И., Федоров А.В. Таможенные
преступления. СПб., 1999. С. 111.
Речь идет
главным образом о возмещении акциза и
налога на добавленную стоимость в связи с
перемещением товаров через таможенную
границу в таможенном режиме экспорта.
Таможенный кодекс РФ не предусматривает
уплату акцизов и налога на добавленную
стоимость, если товар перемещается в режиме
экспорта (ст. 318). Законодательство о налогах
и сборах предусматривает возврат или зачет
сумм, уплаченных в виде акциза или НДС,
исходя из наличия либо отсутствия у
налогоплательщиков недоимок и пени, а также
цели самих налогоплательщиков, если
таковых задолженностей нет. Поэтому, как
верно замечают А.А. Сапожков и В.Ф. Шепельков
<*>, в случае если цель состоит в
получении налоговых послаблений, то
содеянное следует квалифицировать по ст. 199
или 198 УК РФ. Если же умысел лиц направлен на
получение из бюджета денежных средств, то
содеянное следует квалифицировать по ст. 159
УК РФ.
--------------------------------
<*> См.:
Данилова Н.А., Скачкова А.Е. и др.
Методические рекомендации по
противодействию незаконному возмещению
экспортерам налога на добавленную
стоимость. СПб., 2002. С. 25 - 26.
Квалификация
по ст. 194 УК РФ возможна, если
налогоплательщик, уплативший акциз при
ввозе товара на территорию РФ, представляет
в налоговый орган недостоверные данные,
свидетельствующие о возможности
применения вычетов, и эти вычеты
зачитываются в счет последующих платежей
по акцизу. Если вычеты по акцизу относятся
на расходы, принимаемые при исчислении
налога на прибыль (п. 1 ст. 199 НК РФ), то
правильнее применить ст. 199 УК РФ, поскольку
налог на прибыль не является таможенным
платежом. Статья 194 УК РФ может быть
применена, если неправомерные действия
привели к зачету по налогам, пени и
налоговым санкциям за счет вычета сумм
налога на добавленную стоимость,
уплаченных налогоплательщиком при ввозе
товаров на таможенную территорию (ст. 171 НК
РФ).
Если виновное лицо незаконно
возвращает уплаченные в связи с
перемещением на таможенную территорию
суммы акцизов или НДС, то есть основания
квалифицировать такие действия как хищение
по ст. 159 УК РФ, поскольку средства
возвращаются из бюджета и, следовательно,
являются собственностью государства. Таким
образом, квалификация незаконных действий,
направленных на уклонение от уплаты
таможенных платежей или возмещение сумм,
уплаченных в виде таких платежей, возможна
по различным статьям УК РФ в зависимости от
ряда обстоятельств. Назовем наиболее
существенные: уплачивались ли реально
такие платежи; происходит ли реальный
возврат сумм или уплаченные суммы,
подлежащие налоговым вычетам, зачитываются
в счет последующих платежей либо идут на
погашение задолженности перед бюджетом;