Гонки с препятствиями
В. СТРЕЛЬНИКОВ, С. ТРЕТЬЯКОВ
Вадим
Стрельников, Воронежский госуниверситет,
к.ю.н.
Сергей Третьяков, адвокат, филиал
ВОКА "Адвокатская контора Третьякова".
Не
спешит региональный законодатель
реализовывать свои права по установлению и
введению региональных налогов. Но на его
неорганизованность не часто обращают
внимание налогоплательщики и платят
налоги, не действующие в регионе. А в вашем
субъекте законно взимаются региональные
налоги?
Налоговая система
федеративного государства предполагает
распределение налоговых полномочий между
центром, регионами и муниципалитетами.
Согласно ст. 56 БК РФ в бюджеты субъектов РФ
подлежат зачислению налоговые доходы от
следующих региональных налогов: налога на
имущество организаций, налога на игорный
бизнес, транспортного налога <*>. В свою
очередь, НК РФ закрепляет те же налоги в
качестве региональных (ст. 14) и определяет
порядок их установления и введения в
действие (ст. 12 НК РФ) <**>.
------------------------
<*> В ред. ФЗ от 20.08.2004 N
120-ФЗ, вступ. в силу с 01.01.2005.
<**> В ред.
ФЗ от 29.07.2004 N 95-ФЗ, вступ. в силу с 01.01.2005.
В
отличие от федеральных налогов
региональные устанавливаются в два этапа -
одна "часть" определяется НК РФ, другая
(налоговые ставки, порядок и сроки уплаты) -
законом субъекта Федерации.
Конституционный Суд РФ неоднократно в
своих решениях отмечал, что "установление
налога субъектом РФ всегда носит
производный характер и является выражением
его права самостоятельно решать, вводить
или не вводить на своей территории
соответствующий налог, а также
конкретизировать общие правовые положения
федеральных законов..." <*>. Таким образом,
установление и введение региональных
налогов - это не обязанность, а право
регионального законодателя, которое должно
осуществляться с соблюдением общих
положений законодательства о налогах и
сборах, касающихся в том числе действия
нормативных актов во времени (ст. 5 НК РФ).
------------------------
<*> Определение КС РФ от
10.07.2003 N 342-О.
Вступление в силу
Согласно
абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ: "Акты законодательства о
налогах вступают в силу не ранее чем по
истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее 1-го
числа очередного налогового периода по
соответствующему налогу, за исключением
случаев, предусмотренных настоящей
статьей".
НК РФ по-разному определяет
момент вступления в силу актов
законодательства о налогах и сборах в
зависимости от того, изменяют они
действующие налоги либо вводят новые.
В
соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 5 НК РФ: "Акты
законодательства о налогах и сборах
субъектов РФ и акты представительных
органов местного самоуправления, вводящие
новые налоги и (или) сборы, вступают в силу
не ранее 1 января года, следующего за годом
их принятия, но не ранее одного месяца со
дня их официального опубликования". Здесь
ничего не говорится о налоговом периоде, и
на первый взгляд может показаться, что
введение нового налога не "привязано" к
началу налогового периода. Однако это не
так, и вот почему.
Абзац 3 п. 1 ст. 5 НК РФ не
исключает, а дополняет положение абзаца 1 п.
1 той же статьи, поскольку предусматривает
дополнительные гарантии для
налогоплательщиков на случай введения
нового налога.
В пункте 3 Постановления
Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 указано, что при
решении вопроса о моменте вступления в силу
конкретного акта законодательства о
налогах следует исходить из того, что на
основании п. 1 ст. 5 НК РФ такой акт вступает в
силу с 1-го числа очередного налогового
периода по соответствующему налогу, после
окончания месячного срока со дня
официального опубликования данного акта.
Данное разъяснение касается порядка
применения всего п. 1 ст. 5 НК РФ без
конкретизации по абзацам, т.е.
безотносительно того, вводится новый налог
или изменяется уже действующий.
Очевидно, что при толковании указанных
положений НК РФ Высший Арбитражный Суд РФ
исходил из единства воли законодателя,
направленной на обеспечение интересов
налогоплательщиков. Иное толкование
привело бы к парадоксальному выводу -
налогоплательщик оказался бы в худшей
ситуации при введении нового налога, чем
при изменении уже действующего.
Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом
понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется
налоговая база и исчисляется сумма налога,
подлежащая уплате. В этой же статье
исчерпывающим образом указан порядок
определения налогового периода при
создании и ликвидации (реорганизации)
организации, приобретении (отчуждении)
имущества и не предусмотрены варианты
"сокращенного" налогового периода в случае
введения нового налога. Таким образом,
новый налог должен вводиться только с
начала налогового периода. Ошибка
регионального законодателя не должна
приводить к уплате налога "с середины
года".
Наконец, на совокупное толкование
абзацев 1 и 3 п. 1 ст. 5 НК РФ неоднократно
указывалось в специальной литературе
<*>.
------------------------
<*> См.:
Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.:
Юристъ, 2004. С. 222; Проваленко О. Основной
налог // Главная книга. 2003. N 24.
Итак,
действительной целью законодательного
регулирования вступления в силу актов
налогового законодательства является, в
частности, предоставление
налогоплательщику и иным лицам (налоговому
агенту и др.) большего по продолжительности
времени перед введением нового налога по
сравнению с изменением ранее введенных
налогов. Поэтому закон субъекта РФ о
введении регионального налога вступит в
силу не ранее наиболее поздней из следующих
дат: а) 1 января года, следующего за годом
принятия; б) 1-го числа налогового периода,
наступающего после окончания месячного
срока со дня официального опубликования
данного акта. Например, опубликованный
15.12.2004 закон о введении нового налога сможет
вступить в силу не ранее 1 января 2006 г.
Следовательно, для того чтобы ввести новый
налог на своей территории на очередной
финансовый год, региональному законодателю
необходимо не позднее 30 ноября текущего
года принять и опубликовать закон о данном
налоге.
"Опаздывающие" законы
Проблема
установления и введения региональных
налогов выглядит совсем не безобидной,
учитывая то, что далеко не во всех субъектах
РФ своевременно принимаются налоговые
законы. Достаточно прокомментировать
ситуацию по транспортному налогу. На 30
ноября 2002 г. (последний день, когда
опубликованный закон мог действовать в 2003
году) в 10 регионах, в том числе в Воронежской
и Пермской областях, республиках Дагестан,
Адыгея, Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия,
транспортный налог установлен не был <*>.
Соответственно, для его уплаты в этих
регионах в 2003 году не было законных
оснований.
------------------------
<*>
Данилин П. Ставки сделаны. Регионы
определились с транспортным налогом //
Двойная запись. 2003. N 1.
Закон Воронежской
области "О введении в действие
транспортного налога на территории
Воронежской области" от 27.12.2002 был
официально опубликован 31.12.2002. Данным
законом в течение 2003 года
руководствовались налоговые и иные
правоприменительные органы, в результате
чего десятки тысяч "налогоплательщиков"
получили налоговые уведомления либо подали
декларацию и заплатили "налог". Несмотря на
то что транспортный налог не был введен в
действие в 2003 году, далеко не все из
уплативших его обратились в суд в защиту
своих прав. Эти случаи единичны. В
соответствии с диспозитивным началом
гражданского и арбитражного процесса право
на иск в материально-правовом смысле, т.е.
наличие нарушенного субъективного права,
еще не означает автоматическую защиту
этого права.
Необходимо отметить, что
ситуация с "опаздывающим" введением
региональных налогов из года в год
повторяется. Налоговые органы на этот счет
уже избрали тактику напоминания или,
скорее, предупреждения законодателей в
субъектах РФ о необходимости скорейшего
принятия и опубликования региональных
законов.
Накануне вступления в силу
главы 28 НК РФ МНС РФ издало письмо, в котором
информировало о том, что "для введения
транспортного налога с 1 января 2003 года
закон субъекта РФ должен быть принят и
официально опубликован до 1 декабря 2002 года"
<*>.
------------------------
<*> См.: письмо
МНС РФ "О транспортном налоге" от 06.11.2002 N
НА-6-21/1704.
Вышеописанная ситуация может
иметь еще большую актуальность, когда
представительным органам муниципальных
образований необходимо будет установить и
ввести в действие земельный налог в
соответствии с ФЗ от 29.11.2004 N 141-ФЗ. По
сравнению с 89 субъектами Федерации
введение местных налогов в десятках
тысячах муниципальных образований может
обернуться настоящим бедствием для местных
бюджетов.
ЭЖ-Юрист, 2005, N 11