Координационная деятельность по борьбе с преступностью
Ф. КОБЗАРЕВ
Ф. Кобзарев, заведующий
кафедрой организации труда и управления в
органах прокуратуры Института повышения
квалификации руководящих кадров
Генеральной прокуратуры РФ.
Значительное
обновление гражданского, арбитражного,
уголовно-процессуального
законодательства, иные преобразования в
государстве повлекли существенное сужение
сфер деятельности прокуратуры, передачу
ряда полномочий другим структурам. Это
коснулось как надзорных полномочий, так и
иных функций, в том числе координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью. Речь идет не
только о корректировке круга участников
координационной деятельности, но и о
вторжении в содержание координации,
осуществляемой прокуратурой.
В
соответствии со ст. 8 Закона о прокуратуре
осуществление координации относится к
исключительной компетенции Генерального
прокурора РФ, прокуроров ее субъектов,
городов, районов и других, приравненных к
ним военных и иных специализированных
прокуроров.
Все другие полномочия, в том
числе надзорные, особенно в
уголовно-процессуальной сфере, как правило,
могут реализоваться и их заместителями.
Наделение координационными полномочиями
иных прокурорских работников в принципе
допустимо только в результате
делегирования им полномочий Генеральным
прокурором РФ. Такая передача полномочий
фактически осуществлена в отношении
заместителей Генерального прокурора РФ,
курирующих федеральные округа, по
предоставлению им права на ведение
координационной деятельности в сфере
борьбы с преступностью.
Обоснованием
подобной возможности может служить то, что
функция координации, хотя тесно и связана с
другими видами деятельности прокуратуры,
носит сугубо организационный характер и
выступает в качестве самостоятельной
функции.
К другим изменениям,
касающимся координационной деятельности
прокуратуры, необходимо отнести появление
в числе участников этой деятельности
органов Федеральной службы РФ по контролю
за оборотом наркотиков, Федеральной службы
исполнения наказаний и Федеральной службы
судебных приставов Минюста России.
Вследствие расширения перечня органов
дознания по УПК РФ в качестве членов
координационных совещаний должны
включаться первые руководители
подразделений Государственной
противопожарной службы, МЧС России,
командиры воинских частей, соединений,
начальники военных учреждений и
гарнизонов.
К сожалению, точного
перечня государственных органов, которые
следует именовать правоохранительными, на
сегодня нет. Более того, ФЗ "О системе
государственной службы Российской
Федерации" от 27 мая 2003 г. к числу
правоохранительных структур фактически
относит те органы, службы и учреждения,
которые осуществляют не только функции по
борьбе с преступностью, но и по обеспечению
безопасности, законности, правопорядка, по
защите прав и свобод человека и гражданина.
Тем самым устанавливается весьма широкий
круг таких структур, включающий
большинство органов исполнительной власти.
Причем не только федеральных, но и
субъектов РФ.
Изменения на
законодательном уровне, влияющие на
содержание координации отдельных
направлений борьбы с преступностью,
произошли и в полномочиях некоторых
участников этой деятельности. Так, органы
Федеральной службы РФ по контролю за
оборотом наркотиков теперь наделены
полномочиями по координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов
РФ по противодействию незаконному обороту
наркотических средств и психотропных
веществ.
На органы ФСБ России возложены
обязанности по осуществлению координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих на
Государственной границе все виды контроля
за соблюдением ее режима, в том числе, надо
понимать, и по противодействию
контрабанде.
Подобное пресечение
компетенции прокуратуры по осуществлению
координационной деятельности произошло и
по другим направлениям борьбы с
преступностью.
В соответствии со ст. 6 ФЗ
от 20 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом"
координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти, ведущих
борьбу с терроризмом, возложена на
Федеральную антитеррористическую комиссию
и подобные региональные
антитеррористические комиссии. Согласно
Положению о Федеральной
антитеррористической комиссии в ее
компетенцию входит координация
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
борьбу с терроризмом, в целях достижения
согласованности их действий по
предупреждению, выявлению и пресечению
террористических акций, а также выявлению и
устранению причин и условий,
способствующих подготовке и реализации
террористических акций.
Например,
согласно распоряжению Президента РФ от 13
сентября 2004 г. на Комиссию по координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти в Южном федеральном
округе возложена задача обеспечения
координации действий всех органов власти в
целях предупреждения и пресечения
террористических акций, а также выявление и
устранение причин и условий,
способствующих их подготовке и
проведению.
Указом Президента РФ от 24
ноября 2003 г. в целях совершенствования
государственной политики по
противодействию коррупции, искоренению и
пресечению преступлений с использованием
должностного положения при Президенте РФ
образован Совет по борьбе с коррупцией, а
при нем - комиссия по противодействию
коррупции. В состав Совета вошли
руководители всех ветвей государственной
власти, в том числе Председатели
Конституционного Суда РФ, Верховного Суда
РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Возникает вопрос о месте прокурорской
координации как в общей организации борьбы
с преступностью, так и по отдельным
направлениям противодействия преступным
проявлениям, а также определении в целом
идеологии координационной деятельности.
На наш взгляд, одно из главных направлений
координации, осуществляемой прокуратурой, -
согласованность и объединение усилий по
обеспечению уголовного преследования лиц,
совершивших преступления. Это и должно быть
в первую очередь предметом координационной
деятельности прокуратуры.
Во-первых,
именно прокурор выступает в роли
ответственного субъекта от имени
государства за законность и обоснованность
уголовного преследования и на него,
пожалуй, единственного из участников
уголовно-процессуальной деятельности,
возложены обязанности по реализации
ответственности и наказания за совершенное
преступное деяние.
Во-вторых, уголовное
преследование - это та сфера отношений, в
которой безусловным "хозяином" выступает
прокурор и в которую невозможно "вторжение"
иных государственных и тем более
общественных структур.
В-третьих,
координация деятельности
правоохранительных структур по уголовному
преследованию не только включает в себя
согласованные действия по изобличению
лица, совершившего преступление, но и
неразрывно связана с обнаружением этого
лица, пресечением его преступных действий,
а также содействие суду по осуждению
виновного и применению к нему наказания,
устранение причин и условий,
способствующих совершению преступления.
Таким образом, речь идет о
скоординированности не только
уголовно-процессуальной, но и
оперативно-розыскной деятельности
правоохранительных органов.
Соответственно, в качестве задач
координационной деятельности прокуроров
должны рассматриваться:
- объединение
усилий правоохранительных органов по
обнаружению лиц, совершивших
преступления;
- устранение дублирования
и параллелизма в деятельности
правоохранительных структур;
-
выработка единообразного подхода к
применению законов по изобличению лиц в
совершении преступлений;
- формирование
стабильной правоприменительной
практики.
Изложенное позволяет
высказать соображения о приоритетах в
координационной деятельности, которые
должны состоять в координировании
прокуратурой действий правоохранительных
органов по уголовному преследованию по
конкретным уголовным делам, по обнаружению
лиц, совершивших преступления определенной
направленности и на определенной
территории.
Формами координации
деятельности по конкретным уголовным делам
могут быть создание совместных
следственных и следственно-оперативных
групп; проведение оперативных совещаний,
совместных целевых мероприятий для
выявления и пресечения преступлений;
заслушивание отчетов о ходе расследования
уголовного дела на координационном
совещании; реализация совместных
мероприятий по оказанию помощи суду в
организации и проведении разбирательства
по делу и др.
В качестве внутренней
координации в органах прокуратуры следует
рассматривать практику закрепления за
дознавателем, следователем прокурорского
работника, осуществляющего надзор за
законностью процессуальной деятельности
по тому или иному уголовному делу и в
последующем поддерживающего по нему
государственное обвинение. В этом случае
прокурор-руководитель или его заместитель
выступает в качестве координатора
уголовного преследования по конкретному
уголовному делу.
Что касается
предупреждения преступлений, то
координация деятельности
правоохранительных органов в этой сфере
отношений должна быть составной частью
общей профилактики преступности,
осуществляемой органами государственной
власти и местного самоуправления, и
реализовываться на основе тесного
взаимодействия прокуратуры с этими
структурами.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.2003 N 58-ФЗ
"О
СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
25.04.2003)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 25.07.1998 N 130-ФЗ
"О БОРЬБЕ С
ТЕРРОРИЗМОМ"
(принят ГД ФС РФ
03.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.1992 N 2202-1
"О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
РАСПОРЯЖЕНИЕ Президента РФ от
13.09.2004 N 421-рп
"ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИССИИ ПО
ВОПРОСАМ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ"
УКАЗ
Президента РФ от 24.11.2003 N 1384
"О СОВЕТЕ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО БОРЬБЕ
С КОРРУПЦИЕЙ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Правительства РФ от 10.12.2002 N 880
"ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ"
Законность, 2005, N 4