Социальная политика в условиях конверсии. мировой опыт
В.В. КАЛМЫКОВ
Калмыков В.В., к.и.н., доцент,
декан факультета экономики и управления
МГФ МГУС.
Социальная политика государств
при проведении конверсии
производства
на примере США, Франции, Германии,
Великобритании, участие профсоюзов в
защите
прав рабочих и служащих
конверсионных предприятий
Успех
конверсии существенно обусловливается
психологической готовностью к ней трудовых
коллективов. Работники оборонных
предприятий воспринимали как должное
постоянно произносимые заявления
руководителей всех рангов о том, что они
выполняли важное задание правительства
Родины, это предопределяло их сознание.
С точки зрения человеческой психологии,
тяжел переход от условий государственных
заказов, льгот и дотаций, от
привилегированности отрасли в режим
конкуренции и рынка со всеми
сопутствующими последствиями - отсутствие
госзаказа, необходимость поиска рынка
сбыта и приспособление к его спросу,
безработица, отмена ведомственного влияния
в социальной сфере.
Патернализм
государства приводил к тому, что перед
работниками оборонных отраслей, начиная с
руководителей и кончая рабочими, не стояла
проблема самостоятельного выживания.
Экономическое сознание конверсируемых
предприятий раньше не было ориентировано
на экономическое использование выделяемых
ресурсов. Главная задача, которую они
должны были решать, - оптимизация времени
производства при заданных качественных
характеристиках при любых материальных
затратах. Это не говорит о прямом
расточительстве материальных средств, но
недостаточное внимание к рачительности,
экономии государственных средств
существовало. Здесь проявляются различия
советской и капиталистической систем.
Какие меры предпринимаются в развитых
западных странах при проведении конверсии
оборонных предприятий, не допускающих
серьезных социальных осложнений?
Назовем наиболее широко применявшиеся в
этих странах. Предварительное уведомление
работающих о переводе их на новое место
работы. Временная приостановка
производства с выплатой соответствующей
компенсации персоналу, преследующая цель
удержать высококвалифицированные кадры.
Переброска групп работающих с одного
производственного участка на другой в
течение продолжительного периода с
использованием программ повышения
квалификационного уровня работающих, их
переквалификации и переподготовки.
Поощрение приобретения персоналом
дополнительных технических профессий и
навыков, которые можно будет использовать
при перепрофилировании производства.
Разработка внутрифирменных программ
обучения работающих с сохранением
заработной платы на время обучения.
Постоянный поиск возможностей
диверсификации выпускаемой продукции в
сфере как военного, так и гражданского
производства.
По опыту западных стран
при организации и проведении конверсии
приоритетными направлениями деятельности
правительств являются разработка и
осуществление компенсационной политики в
целях поддержания доконверсионного уровня
спроса и занятости в экономике страны в
целом.
Советский ученый профессор В.К.
Фальцман раскрыл систему решения
социальных вопросов в связи с конверсией в
США. В соответствии с законопроектом "О
военно-экономическом приспособлении"
государство предоставляет следующие
социальные услуги: каждый трудящийся в
течение двух лет после потери работы по
военным заказам имеет право на пособия:
еженедельную компенсацию, равную 50% от
первых $20 тыс. регулярного годового
заработка и еще 50% от последующих $5 тыс.
этого заработка; накопленную им пенсию;
сохранение любой страховки, в том числе по
здравоохранению; предоставление
гражданской работы с оплатой и должностью,
приблизительно равными потерянным, оплатой
проезда к новому месту работы <*>.
--------------------------------
<*> Цит. по: Шуклин
С.И. Конверсия и профсоюзы. Библиотечка
профсоюзного активиста. 1992. N 3 - 4. М.:
Профиздат, 1992. С. 39.
В конце 1980-х годов
американские политические и военные
деятели, ученые, научно-исследовательские
организации, средства массовой информации
США выступили в печати с такими расчетами
возможного перенаправления средств из
военной в гражданскую сферу <1>. Экономия,
которая может быть получена в результате
реорганизации вооруженных сил США, по
расчетам бывшего министра ВМС Дж. Лемана,
может составить $45 млрд. <2>. По расчетам С.
Норриса, экономия за счет сокращения
масштабов ядерной гонки вооружений может
составить $43 млрд. <3>. Экономия
вследствие прекращения
научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, производства
оборонных заказов по ряду военных программ
и некоторых иных видов оборонных затрат -
$17,1 млрд. <4>. Экономия за счет сокращения
расходов по восьми статьям военных затрат -
$8,6 млрд. <5>. От ликвидации перерасхода
средств Пентагоном только в 1990 году может
быть сэкономлено $50 млрд. <6>.
--------------------------------
<1> Feldman J. Notes on orqanizing
for economic conversion // New economy. Wash., 1989. Vol. 1. N 2. P. 8.
Фелдман Дж. Заметки об организации
экономической конверсии //
Социально-экономические аспекты конверсии
военного производства: опыт стран Запада:
Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1991.С. 65.
<2>
Нью-Йорк таймс. 1989. 26 марта.
<3>
Буллетин оф зэ атомик сайнтистс. 1988. N 10.
<4> Центр военной информации (Вашингтон)
1989. Март.
<5> Бюджетное бюро Конгресса
США. 1989. Февраль.
<6> Нью-Йорк таймс. 1989.
28 апреля.
В США в штате Мичиган
увольняемый по конверсии получал страховое
пособие по безработице в течение 26 недель,
право на льготное медицинское
обслуживание, при наличии трудового стажа
от 10 лет получал 6 - 75% полагающейся пенсии, 20%
получали дополнительные пособия по
безработице <*>.
--------------------------------
<*> Расходы на оборону, конверсия военной
промышленности и занятость. М.: ИНИОН, 1992. С.
14.
В целом при проведении конверсии в США
внимание государства и общества
направлялось на максимальное сдерживание
потерь рабочих мест, предотвращение спада
или застоя в промышленности,
стимулирование применения военных
технологий в гражданских целях;
компенсацию в переходный период конверсии
возможного ущерба в пенсионном
обеспечении, медицинском страховании,
введение гарантий переобучения новым
профессиям, выделение подъемных в случае
необходимости смены места жительства.
В
Великобритании практикуется выплата
пособий по безработице, поощряется
географическая мобильность
высвобождавшихся работников,
профессиональная подготовка и
переподготовка, во все большем количестве
фирм действуют программы помощи уволенным
рабочим, которым выплачиваются деньги
пропорционально их заработной плате и
стажу работы. Одной из причин принятия
таких программ выступает желание избегнуть
появления оппозиционных настроений
переменам и в результате конверсии <*>.
--------------------------------
<*>
Социально-экономические аспекты конверсии
военного производства: опыт стран Запада.
М.: ИНИОН, 1991. С. 85.
Во всех странах мира
социальные вопросы являются одними из
труднорешаемых в процессе конверсий
военных предприятий и научных организаций.
Социальные потребности остаются
неудовлетворенными из-за нехватки средств
как на федеральном, так и на региональном
уровне. Это касается и Соединенных Штатов
Америки. Директор по программам
Национальной комиссии по экономической
конверсии и разоружению Дж. Фельдман (США)
отмечал, что военные традиционно получают
"лучший кусок бюджетного пирога", он
обращает внимание на существенный вопрос -
после конверсии военные и работники
конверсируемых предприятий и организаций
попадают в ситуацию, когда они лишаются
многих привилегий социального плана.
Работающие в военной промышленности
выступают против пацифистских организаций,
так как сокращение военных расходов
напрямую связано с их социальными благами
<*>. В конце 1980-х годов более 26 млн.
американцев в той или иной мере в
материальной, социальной сферах зависели
от военной экономики <**>.
--------------------------------
<*> Feldman J. Notes on orqanizing
for economic conversion // New economy. Wash., 1989. Vol. 1. N 2. P. 7 - 8.
Фелдман Дж. Заметки об организации
экономической конверсии //
Социально-экономические аспекты конверсии
военного производства: опыт стран Запада:
Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1991. С. 62 - 63.
<**>
Социально-экономические аспекты конверсии
военного производства: опыт стран Запада:
М.: ИНИОН, 1991. С. 63.
Исторический опыт всех
стран свидетельствует, что сокращение
военных расходов должно уравновешиваться
увеличением бюджетных ассигнований на
производство других товаров и услуг, что
может сказаться на недопущении или
снижении безработицы. На это обращает
внимание, в частности, научный сотрудник
Лондонского университета Р. Смит <*>.
--------------------------------
<*> Там же. С.
72.
Представляют интерес расчеты бюро
статистики США. В 1976 году оно опубликовало
данные о том, что на каждый $1 млрд. в
результате конверсии можно создать 75 тыс.
рабочих мест в военной сфере, 100 тыс. - в
строительстве, 112 тыс. в производстве
товаров массового потребления, 138 тыс. в
области здравоохранения и 187 тыс. - в сфере
образования <*>. Обращают на себя такие
данные: в 1971 - 1973 годах в США расходы
Министерства обороны снизились, но объем
производства возрос на 20%, а число
безработных не только не выросло, но и
сократилось на 14% <**>.
--------------------------------
<*> Петров В.П.
Социально-философские проблемы
конверсионной и военной доктрин
современной России: возможность и
действительность. Н. Новгород, 1998. С. 168.
<**> Военная мысль. 1991. N 6. С.
78.
Французское правительство придает
особое значение тому, чтобы при сокращении
рабочих мест была обеспечена социальная
защита работника военной сферы, чтобы были
разработаны меры по поддержанию занятости.
Здесь за 1980 - 1995 годы было сокращено 58,8 тыс.
человек <*>. Соглашение о неполной
занятости предусматривает оказание
государственной финансовой помощи
предприятиям, которые прибегают к этому в
целях сокращения количества увольнений,
причем финансирование соответствующих
мероприятий со стороны государства может
достигать 100%. Применяется прогрессивная,
так называемая предпенсия - работник в
возрасте до 55 лет может перейти на половину
рабочей ставки, получая при этом от
государства материальную компенсацию в
размере примерно 30%. Здесь принята
Конвенция Национального Фонда занятости об
обучении и адаптации, заключаются
конверсионные договоры, создаются ячейки
переквалификации, выплачиваются временные
депрессивные пособия и др. <**>
--------------------------------
<*> Конверсия:
российский и французский опыт. В 3 т.:
Перевод / Нижегородский государственный
лингвистический ун-т. Н. Новгород: Изд-во
Нижегородского ун-та, 1996. Т. 3. С. 120 - 121.
<**> Петров В.П. Социально-философские
проблемы конверсионной и военной доктрин
современной России: возможность и
действительность. Н. Новгород, 1998. С. 171 -
172.
В западных странах решение социальных
вопросов при проведении конверсии
инициировалось профсоюзами.
Так, в
Великобритании инициатива диверсификации
военного производства и перевода военных
заводов на изготовление гражданской
продукции принадлежала профсоюзам и
лейбористской партии. В 1985 году Конгресс
британских тред-юнионов принял резолюцию в
защиту прав рабочих и служащих
конверсируемых предприятий на сохранение
работы или на альтернативное
трудоустройство в гражданских отраслях
<*>.
--------------------------------
<*>
Расходы на оборону, конверсия военной
промышленности и занятость. М.: ИНИОН, 1992. С.
7.
Целью участия в конверсионных работах
профсоюзов Западной Европы было не столько
наполнение рынка гражданскими товарами,
сколько стремление предупредить
социальные взрывы, связанные с
возможностью массовых увольнений
работников с военных производств.
Профсоюзы исходили из того, что главная
трудность конверсии в правильном выборе
средств решения проблем занятости <*>.
--------------------------------
<*> Там
же.
Разработанный британским профсоюзом
транспортных и неквалифицированных
рабочих план конверсии военного
производства под названием "Лучшее будущее
для работников военной промышленности"
предусматривал такие цели: создание
альтернативного производства на тех
предприятиях, где есть технологические
условия и рабочая сила требуемой
квалификации; выделение на проведение
конверсии дополнительных средств,
необходимых для создания новых мощностей,
обучения рабочих и пр.; изменение не только
номенклатуры продукции, но и структуры,
объема занятости; осуществление конверсии
в рамках единой промышленной политики
путем демократического центрального и
регионального планирования при участии
правительства, профсоюзов,
предпринимателей <*>.
--------------------------------
<*> Конверсия
высоких технологий. СПб., 1993. С. 38.
В
Германии профсоюзы настаивали на
разработке для военных предприятий
"альтернативных программ производства", то
есть диверсификации выпуска продукции и
подготовке к возможной конверсии в
условиях сохранения работникам их рабочих
мест, зарплаты и других социальных проблем
<*>.
--------------------------------
<*>
Расходы на оборону, конверсия военной
промышленности и занятость. М., 1992. С.
11.
Мировой опыт свидетельствует, что
профсоюзы понимают, какие дополнительные
трудности подстерегают их на пути
разоружения, поэтому они активно участвуют
в разработке стратегии и мероприятий
конверсии, с тем чтобы гарантировать объем
и определенную структуру занятости.
Профсоюзы, исходя из заботы о работающих в
оборонной сфере, не воспринимают
разоружение в качестве главной угрозы
рабочим местам. Больше их волновало
внедрение новых систем вооружений,
базирующихся на безлюдной технологии
<*>.
--------------------------------
<*> Wellmann CH.
Abrustung und Beschaftigung - ein Zielkonflikt? Frankfurt f. M. - Hew York:
Campus, 1989. P. 28. Велльманн Х. Разоружение и
занятость - конфликт целей? //
Социально-экономические аспекты конверсии
военного производства: опыт стран Запада:
Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1991. С. 102 - 109.
Вместе с
тем существует мнение, которого, в
частности, придерживаются профсоюзы,
согласно которому сокращение производства
на военных предприятиях не следует
проводить, так как от этого в социальном
отношении страдает большое число
работников этой сферы. Генеральный
вице-президент межнационального профсоюза
рабочих авиакосмической промышленности Дж.
Поулин отмечал, что популярность идеи
процветания и полной занятости через
увеличение военных расходов вызывается
тем, что положение миллионов американцев
зависит от военно-промышленного комплекса.
"Когда заходит разговор о сокращении
расходов