Распределение, перераспределение дел в многосоставных судах
Н.А. КОЛОКОЛОВ
Никита Александрович
Колоколов, судья Верховного Суда РФ, к.ю.н.,
доцент.
В настоящее время решения и
действия по распределению,
перераспределению дел, материалов и других
обязанностей между судьями и судебными
составами никак не урегулированы
законодательством. Председатели судов, их
заместители, а также председатели судебных
коллегий и составов поступают в данном
случае по своему усмотрению, и механизма
обжалования их поступков практически не
существует. Причин, приведших к этому
отечественную юриспруденцию, немало.
Институт судебного контроля за решениями и
действиями (бездействием) органов
государственной власти, должностных лиц,
особенно когда его предметом становится
деятельность высоких чиновников либо
правоохранительных структур, все еще
пребывает в стадии становления. Однако с
уверенностью можно констатировать:
механизм обжалования административных и
процессуальных решений, действий
(бездействия) успешно совершенствуется и
становится лучше год от года.
Вместе с
тем в рамках самой судебной системы
должностными лицами - председателями судов,
их заместителями, председателями судебных
коллегий, составов (в дальнейшем -
председатели судов) - ежегодно принимаются
миллионы решений, осуществляются миллионы
действий, механизма обжалования которых
практически не существует, если не считать,
конечно, что в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ
сама ст. 46 Основного закона имеет прямое
действие.
В то же время анализ
действующего законодательства однозначно
свидетельствует, что отсутствие механизма
обжалования решений и действий
(бездействия) должностных лиц -
председателей судов по распределению и
перераспределению дел, материалов и других
обязанностей между судьями вовсе не просто
некая лакуна в процессуальном праве, а
следствие целой цепочки своевременно не
разрешенных проблем.
Препятствия
В
силу ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может
быть лишен права на рассмотрение его дела в
том суде и тем судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом, вместе с тем
механизма, детально регламентирующего на
соответствующем законодательном уровне
распределение, перераспределение дел,
материалов и других обязанностей между
судьями в многосоставных судах, в России
нет!
Данный пробел как в
законодательстве по судоустройству, так и в
процессуальных кодексах каждый из
практиков - председателей судов заполняет
по своему разумению. А если это так, то
оспорить законность, обоснованность и,
наконец, справедливость решений, действий
(бездействия) председателя суда по
распределению не в состоянии ни стороны, ни
третьи лица, ни сами судьи.
Степень
научной разработанности данной темы в
России равна нулю. Главная из причин
заключается в том, что российские ученые
пока еще не определились, какой характер
носит указанная деятельность председателя
суда - административный или
процессуальный.
Вторая причина -
отсутствие объективных критериев, которые
бы позволили исключить субъективный фактор
в столь важном деле, как подбор судьи,
состава суда, заменив его, например, методом
случайной выборки или жеребьевки, как это
предусмотрено процессуальными правилами
некоторых государств.
Кроме того, с
изъятием из компетенции председателя суда
права распределения неизбежно будет
ликвидирован один из последних рычагов
воздействия на правосудие в
административном порядке.
Вопросы
подсудности
В нормах процессуального
права можно найти правила, на основании
которых нетрудно уяснить, какому именно
суду, а в определенных случаях - даже судье
будут подсудны то или иное дело,
материал.
Например, если по роду
деликта, предмету спора видно, что дело
подсудно мировому судье, то в данном случае
спора о том, кому персонально его предстоит
рассматривать, нет и быть не может,
поскольку юрисдикция мирового судьи в
соответствии с судоустройственными
законами распространяется только на
обслуживаемый им участок. Пожалуй, в
определении подсудности это идеальный
случай, когда нормы и судоустройственные, и
процессуальные полностью соответствуют ч. 1
ст. 47 Конституции РФ. Но без коллизий даже в
таком простом с виду деле, как отнесение дел
к подсудности конкретного мирового судьи,
не обойтись. Вместе с тем в России пока нет
законодательства, которое бы в полном
объеме или хотя бы последовательно
регламентировало порядок
перераспределения дел, подсудных
конкретным мировым судьям, по другим
мировым участкам, если обозначенный в
судоустройственном законе мировой судья
заболел, пребывает в отпуске или вовсе не
назначен (избран).
Как и кому следует
поступать в этих случаях? Согласно
процессуальному законодательству
распределение и перераспределение дел,
подсудных конкретному мировому судье, если
последний по каким-либо причинам не в
состоянии исполнять свои обязанности,
отдано на откуп председателям судов
субъектов Федерации либо их заместителям
(ст. 33 ГПК РФ, ч. 3 ст. 35 УПК РФ). Данный способ
имеет массу недостатков:
- принимаемые
председателями судов субъектов РФ или их
заместителями процессуальные решения
субъективны, ибо, осуществляя данные особые
полномочия, они руководствуются
исключительно личным усмотрением;
- по
закону председатель суда субъекта
Федерации обязан принять решение о
перераспределении каждого дела в
отдельности. Если учесть, что мировые судьи
в месяц рассматривают их порой тысячами, а
проблемы с перераспределением дел в
регионах возникают ежемесячно, получается,
что законодатель навязал руководителям
судов субъектов Федерации явно непосильную
задачу;
- налицо распространение ничем
не ограниченной дискреционной власти
отдельных руководителей федеральной
судебной системы на организацию правосудия
на региональном уровне, поскольку мировая
юстиция - это одна из форм реализации
властных функций субъектами Федерации.
В многосоставных судах проблеме
перераспределения предшествует проблема
распределения дел, материалов и других
обязанностей между судьями и судебными
составами. В данном случае процессуальный
закон явно несовершенен, ибо вообще не
содержит указаний на то, кто именно из судей
многосоставного суда будет рассматривать
поступившее в него дело (материал).
Отдельные регламентации частного
характера мы найдем в Конституции РФ. В силу
ее ст. 93 действующий Президент РФ может быть
отрешен от должности Советом Федерации на
основании выдвинутого Государственной
Думой обвинения в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ
признаков преступления и заключением
Конституционного Суда РФ о соблюдении
установленного порядка обвинения.
Российская история не содержит примеров
привлечения к уголовной ответственности
действующих Президентов. Поэтому у нас и
нет эмпирической базы, которая бы
раскрывала мысль законодателя, что он имел
в виду под понятием "Верховный Суд РФ". Всех
судей Верховного Суда РФ, то есть Пленум
Верховного Суда РФ? Если именно так, то
почему в Основном законе написано
по-другому? Если только их часть, то
какую?
На этом спорные вопросы не
иссякли. Например, вправе ли действующий
Президент в соответствии со ст. 19 УПК РФ
обжаловать решение первой инстанции,
пришедшей к выводу о наличии в его
действиях состава преступления, в
апелляционном, кассационном и надзорном
порядке? Поскольку принципы уголовного
судопроизводства для всех едины, то почему
вышеперечисленных прав лишен глава
государства? В случае если мы подобным
образом выстроим иерархическую пирамиду
процесса, то подскажите, кто персонально и в
какой форме (процессуальной,
непроцессуальной) расставит судей сначала
в первую, затем во вторую (кассационная
коллегия Верховного Суда РФ) и, наконец,
надзорные инстанции (судья Верховного Суда
РФ, заместитель Председателя Верховного
Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ -
Президиум Верховного Суда РФ)?
Ответы на
все вышеперечисленные вопросы
законодательство страны должно
содержать.
Исключить
воздействие
Вернемся к существующей
законодательной базе.
Механизма
распределения и перераспределения
гражданских дел среди судей в
многосоставных судах в федеральном законе
(например ГПК РФ) вы не найдете. В судебной
практике он есть, только действует не на
основе закона.
Это утвержденная
Судебным департаментом при Верховном Суде
РФ 29.04.2003 Инструкция по судебному
делопроизводству в районном суде. В п. 3.4
названной Инструкции читаем: "...в порядке,
определяемом председателем суда, не
позднее следующего рабочего дня
поступившие по почте дела, материалы,
исковые заявления, жалобы, ходатайства
передаются под расписку в указанном
журнале судьям в соответствии с
обслуживаемыми зонами или
рассматриваемыми категориями дел".
Путеводное начало все-таки имеется, ибо
судьи в многосоставных судах обычно
закрепляются за определенными зонами или
рассматриваемыми категориями дел.
В ст.
18 АПК РФ впервые в отечественном процессе
зашла речь о формировании конкретного
состава суда.
Остановимся на такой
важнейшей категории, как "исключение
влияния на формирование состава по
конкретному делу лиц, заинтересованных в
его исходе", ибо это не что иное, как
своеобразное изложение принципа о
независимости суда.
Наличие данной
новеллы в АПК РФ значимо уже само по себе.
Раз законодатель счел необходимым
закрепить анализируемый принцип в
процессуальном законе, то тем самым он
признал возможность реального
существования в России лиц, оказывающих
влияние на правосудие.
Провозгласив
принцип исключения воздействия на
независимость судей (ч. 1 ст. 120 Конституции
РФ), законодатель, как всегда, умалчивает о
механизме его реализации. По смыслу ч. 1 ст. 18
АПК РФ это вменяется тому, кто, реализуя
свои сугубо дискреционные полномочия,
формирует судебный состав по конкретному
делу. Кто же это? Ответ на данный вопрос
нетрудно найти в Федеральном
конституционном законе "Об арбитражных
судах в РФ". Формирование судебных составов
по конкретным делам, а следовательно, и
ограждение их членов от влияния
заинтересованных в исходе дела лиц, как и
прежде, функция председателей судов,
коллегий, судебных составов. Законодатель
твердо уверен в том, что вышеперечисленные
должностные лица объектом этого самого
негативного влияния быть не могут.
Иными словами: возможность влияния на судей
законодатель признает, а на руководителей
судов, судебных подразделений, обладающих
дискреционной властью, - нет.
Что же
касается ч. 2 ст. 18 АПК РФ, то вызывает
недоумение, почему аналогичных норм нет в
ГПК РФ и УПК РФ.
От содержания к форме
В
какой же все-таки форме распределяются и
перераспределяются дела, материалы, иные
обязанности? Примерно в 98% случаев
распределение, куда реже перераспределение
дел, материалов осуществляется путем
начертания руководителем суда, коллегии
соответствующей резолюции либо на
сопроводительном письме, либо в книге учета
входящей информации. Резолюция может быть
предельно краткой, состоящей лишь из одной
фамилии исполнителя. Реже она дополняется
подписью руководителя и датой принятия им
решения.
Можно ли подобную резолюцию
назвать процессуальным решением? Тем более
таким, которое могут обжаловать
заинтересованные лица. Скорее нет, ибо
резолюция, во-первых, не обладает
необходимой для процессуального решения
формой. Во-вторых, о принятом решении до
вынесения первого процессуального решения
судьей знают лишь руководитель,
исполнитель и технические работники суда.
Нельзя резолюцию отнести и к
процессуальным действиям, поскольку
существо последних подлежит отражению в
процессуальных документах.
Существуют
и иные формы распределения процессуальных
обязанностей между судьями, например, путем
издания председателем суда приказов,
согласно которым судьи рассматривают дела
(материалы), поступившие в суд в
определенные дни, либо с определенных
территорий, либо определенных категорий.
Однако данная деятельность председателей
судов, на наш взгляд, к процессу никакого
отношения не имеет и соответственно в
процессуальном порядке обжалована быть не
может.
Рекомендации
На законодательном
уровне должны быть разработаны:
-
механизм распределения, перераспределения
дел, материалов и других обязанностей между
судьями, формирования судебных составов из
профессиональных судей по конкретным
делам, полностью исключающий возможность
влияния субъективных факторов на данный
процесс;
- механизм обжалования
вышеперечисленных решений и действий
сторонами в процессе и иными
заинтересованными лицами, если они будут
приниматься субъектами
судопроизводства.
Для того чтобы
привести отраслевое законодательство в
соответствие с конституционными нормами (ч.
1 ст. 47, ч. 2 ст. 46 Конституции РФ), нужно более
полно раскрыть закрепленное в Основном
законе понятие "подсудность", чтобы понятие
"суд" в процессуальных предписаниях
полностью соответствовало бы понятию
"состав суда по конкретному делу";
-
путем выработки соответствующих
законодательных, а не ведомственных
регламентаций необходимо упорядочить
внутрисудебное движение дел и материалов,
провести четкую грань между рутинным
делопроизводством по их приему,
регистрации, подшивке и отправлению,
осуществляемому техническим персоналом
судов, и процессуально значимыми
поручениями по их распределению, что в
условиях российской действительности
является исключительной прерогативой
председателей судов;
- создать механизм
обжалования процессуальных решений и
действий должностных лиц по распределению
и т.д. сторонами в процессе, иными
заинтересованными лицами.
ЭЖ-Юрист, 2005, N
13