О лицензировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции(и.б. королева)

АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 8 апреля 2005 года
И.Б. КОРОЛЕВА
Королева И.Б., Фонд системного анализа и социально-экономического проектирования.
Основным условием для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации является наличие у организации соответствующей лицензии.
Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) и принятым на его основе Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727 (далее - Положение). Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяет свое действие на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его нормы могут применяться лишь в случае отсутствия специальных правил поведения, установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 Положения лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.
Таким образом, лицензия представляет собой документ, подтверждающий наличие у юридического лица (индивидуального предпринимателя) реальных возможностей для осуществления производства, закупок (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С другой стороны, лицензия как специальное разрешение является инструментом государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который осуществляется в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции и повышения ее качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
экспорт алкогольной продукции;
импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;
розничная продажа алкогольной продукции.
Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции.
Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах четвертом - восьмом пункта 2 статьи 18 Закона выдаются отдельно на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию.
Нередко изложенные положения Закона вызывают сложности в правоприменительной практике. В целях исключения указанной ситуации Министерство Российской Федерации в письме "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности" от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ сообщило следующее.
Хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом должны лицензироваться.
Подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся собственностью данной организации, например:
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, изъятых из незаконного оборота,
хранение алкогольной продукции, связанное с оказанием услуг по наклеиванию региональных идентификационных марок,
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции на таможенных складах временного хранения,
хранение на аптечных складах этилового спирта, закупленного организациями системы здравоохранения для своих нужд в соответствии с установленной квотой.
Наличие у организаций лицензий на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта,
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,
производство, хранение и поставки произведенного вина,
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,
импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, -
не дает право этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.
В целях получения лицензии на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация должна представить в лицензирующий орган пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 19 Закона. При подаче документов организациям необходимо учитывать, что одним из основных условий получения лицензии является отсутствие у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 18.08.99 N ВБ-6-31/653@ обращает внимание, что одновременно с пакетом документов в лицензирующий орган должны представляться сведения о выполнении организацией текущих платежей и утвержденных графиков погашения задолженности в бюджеты всех уровней.
В соответствии с пунктом 14 Положения наличие задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов представляет собой одно из лицензионных требований (условий). Выполнение его юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) является обязательным не только на стадии получения лицензии, но и в процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Наличие задолженности по уплате налогов и сборов влечет приостановление либо аннулирование действия лицензии в порядке, установленном законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Некоторые организации возражают против данного положения, поясняя, что Закон прямо не предусматривает в качестве лицензионного требования (условия) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку отсутствие у организации задолженности по уплате налогов и сборов упоминается в Законе только по отношению к представляемым для получения лицензии документам, отнесение налоговым органом необходимости отсутствия задолженности по налогам и сборам к условиям действия лицензии абсолютно безосновательно и незаконно.
Представляется, что с указанным доводом нельзя согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона одним из обязательных условий выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, отсутствие у юридического лица (индивидуального предпринимателя) просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований (условий), установленных Законом.
Кроме того, согласно пункту 3 Положения лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Таким образом, деятельность лицензиата в течение срока действия лицензии должна соответствовать требованиям, подтверждаемым документами, перечисленными в пункте 1 статьи 19 Закона. В случае нарушения указанных требований к лицензиату могут быть применены меры правового воздействия, в числе которых - приостановление действия лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
Согласно пункту 21 Положения Госналогслужба России приостанавливает действие лицензии в случае наличия задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более трех месяцев (по представлению территориальных органов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является в том числе невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
Таким образом, если организация не выполнит предписание лицензирующего органа о погашении задолженности по уплате налогов и сборов, действие ее лицензии будет приостановлено (аннулировано) в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Изложенная позиция находит подтверждение в судебно-арбитражной практике. В частности, Арбитражный суд г. Москвы в решении от 23.07.2003 по делу N А40-15493/03-125-122 признал отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов лицензионным требованием. При этом арбитражный суд исходил из того, что в силу статьи 19 Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией в лицензирующий орган наряду с другими документами представляется и справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку Законом не предусмотрено иное, ссылка налогового органа на необходимость представления такой справки и в случае продления срока действия лицензии действующему законодательству не противоречит. У общества на момент обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган имелась задолженность по уплате налогов и сборов, что заявителем не отрицалось. С учетом этого обстоятельства в просьбе заявителя о продлении срока действия лицензии налоговым органом было отказано правомерно.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.10.2003 N КА-А40/8431-03 признал вышеуказанное судебное решение принятым с соблюдением норм материального и процессуального права, отказав в удовлетворении кассационной жалобы.
Безусловно, невыполнение предписания лицензирующего органа о погашении задолженности по уплате налогов и сборов не является единственным основанием приостановления действия лицензии.
Случаи приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены в пункте 1 статьи 20 Закона, а также пункте 21 Положения. В числе их:
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности;
несоблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию;
использование технологического оборудования и спиртохранилищ в организации, производящей из пищевого сырья этиловый спирт, для производства и хранения продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства алкогольной продукции в целях производства продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, не оснащенного спиртоизмеряющими приборами;
использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При этом лицензирующий орган в предписании об устранении нарушений условий действия лицензии вправе не указывать срок, на который действие лицензии приостанавливается. В этом случае срок для устранения нарушений признается равным шести месяцам.
Нередко действие лицензии организации приостанавливается в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии. Необходимость переоформления лицензии возникает в случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 8 статьи 19 Закона заявление о переоформлении лицензии подается организацией в пятнадцатидневный срок.
Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае ее утраты новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, и заявления об утрате лицензии.

О презумпции добросовестности налогоплательщика при исполнении обязанности по уплате налога(и.б. королева)  »
Комментарии к законам »
Читайте также