Государственная посредническая деятельность как объективное проявление государственной монополии в области военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами

КАК ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ
А.В. АЛЕШИН
Алешин Алексей Владиславович - заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Рособоронэкспорт".
Военно-техническое сотрудничество - это деятельность в области международных отношений, в рамках которых реализуются прежде всего государственные интересы, связанные с обеспечением национальной безопасности и геополитических приоритетов России.
Указанная область охватывает как межгосударственные отношения в области поставок продукции военного назначения, в которых участвуют Российская Федерация и иностранные государства, так и экономические (внешнеторговые) отношения между хозяйствующими субъектами различных государств по вопросам поставок ПВН, наделенные специальной правоспособностью по осуществлению названной деятельности.
Особенностью сферы военно-технического сотрудничества от иных социальных сфер российского общества является введение в ней государственной монополии, обусловленной спецификой объекта такого сотрудничества, в качестве которого выступает продукция военного назначения. Как отмечается в фундаментальном исследовании по вопросам военно-технического сотрудничества, "торговля вооружениями и система ВТС есть прежде всего инструмент внешней политики государства, который призван обеспечить присутствие государства в той или иной стране и регионе, обеспечивать формирование с этой страной партнерских взаимоотношений и выгодной конфигурации регионального баланса сил" <*>.
--------------------------------
<*> Кузык Б., Новичков Н., Шварев В., Кенжатаев М., Симаков А. Россия на мировом рынке оружия. М.: Военный парад, 2001. С. 17.
Два обстоятельства - специфичность потребительских свойств продукции военного назначения и необходимость обеспечения суверенных государственных интересов - определяют объективность введения государственной монополии в области военно-технического сотрудничества.
Специфичность потребительских свойств продукции военного назначения заключается в их способности удовлетворять особенные, наиболее существенные потребности одного из ключевых элементов гражданского общества, в качестве которого выступает государство. Прежде всего речь идет о таких потребностях, как обеспечение суверенитета и независимости "в сохранении его как такового" <*>. Осознанные указанные потребности институализируются в государственные интересы, создающие состояние защищенности государства, общества и личности от возмущающих воздействий внешней среды на сформировавшуюся систему внутригосударственных отношений. "Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства" <**>.
--------------------------------
<*> Фатеев К.В. Глава 3. Правовые основы военной безопасности Российской Федерации // Военное право: Учебник. Серия "Право в Вооруженных Силах - консультант". М.: За права военнослужащих, 2004. С. 57.
<**> См.: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.
Конкретные формы указанной защищенности различаются в зависимости от сферы социальных отношений.
Так, обеспечение безопасности государства в военной области обеспечивается военно-техническими достижениями, оснащением войск современным вооружением, военной техникой, количеством и качеством личного состава, а также своевременным реформированием Вооруженных Сил, исходя из требований военно-политической и военно-стратегической обстановки <*>.
--------------------------------
<*> См.: Возженников А.В. Национальная безопасность России: методология комплексного исследования и политика обеспечения. М.: РАГС, 2002. С. 248 - 249.
В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами безопасность государства обеспечивается прежде всего введением в этой сфере государственной монополии.
Природа и сущность государственной монополии в области военно-технического сотрудничества были исследованы В.В. Кудашкиным, который отмечает: "Природа государственной монополии состоит в том, что она является правовым механизмом, обеспечивающим управляющие воздействия со стороны государства на все отношения, связанные с внешнеторговым оборотом продукции военного назначения, в целях обеспечения ее национальных интересов и соблюдения международных обязательств. Сущность государственной монополии заключается в обеспечении защищенности интересов государства при осуществлении военно-технического сотрудничества" <*>.
--------------------------------
<*> Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. С. 279.
Указанные теоретические посылки создают основу для изучения государственной монополии в области военно-технического сотрудничества в различных взаимосвязанных аспектах, прежде всего в социальном, правовом и организационном <*>.
--------------------------------
<*> См. также: Усенко Е.Т. Сущность и формы социалистической монополии внешней торговли // Внешняя торговля. 1967. N 4; Кувшинов Е.С. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РАГС, 1998. С. 12; Пресняков В.Ю. Экспортный контроль в России и за рубежом. М.: ВАВТ, 1993; Пресняков В., Соколов В. Экспортный контроль и интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 1992. N 11; Кожевников Б.О. Экспортный контроль и его гражданско-правовые последствия по праву США: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГИМО, 1984.
Как явление социальное государственная монополия направлена на удовлетворение потребностей государства в формировании состояния подконтрольности для государства всех значимых процессов, происходящих в сфере сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами по поставкам им продукции военного назначения. При этом государство осуществляет не тотальный контроль за всем происходящим в этой сфере, а за наиболее значимыми процессами и действиями хозяйствующих субъектов, получивших право внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения.
Государственная монополия в современных условиях претерпела значительные изменения по сравнению с советским периодом и отличается как по своему объему, так и содержанию. В настоящее время она охватывает не всю сферу внешней торговли Российской Федерации, а локальную, конкретно определенную сферу военно-технического сотрудничества. В Советском Союзе существовала государственная монополия внешней торговли. В области экспорта ПВН ее проявление заключалось в том, что внешнеторговую деятельность в отношении ПВН непосредственно осуществляло государство в лице государственных органов ГИУ, ГТУ и ГУСК. В условиях, когда основной целью экспортных поставок ПВН была реализация геополитических интересов СССР, а сами поставки осуществлялись практически на безвозмездной основе, такая система была оправдана <*>.
--------------------------------
<*> См. более подробно: Симаков А.И. Экспорт оружия: организация и техника исполнения: Конспект лекций. М.: Центр неравновесных системы и технологии, 2003. С. 15 - 28; Экспортный контроль в России: политика и практика: Сборник статей. М.: ПИР-Центр, 2000.
В условиях рыночной экономики, когда одной из основных целей экспорта ПВН является получение финансовых средств для поддержки ОПК страны, а экспорт осуществляется на коммерческой основе, старый механизм не мог обеспечить оперативность в реагировании на конъюнктуру мирового рынка ВВТ и гибкий подход в реализации интересов государственной безопасности. В этих целях государство предусмотрело введение государственной монополии не на всю внешнюю торговлю, а в отдельной сфере внешнеторговой деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интересы государственной безопасности. Данный интерес появляется не сам по себе, а предопределен свойствами ПВН, а именно ее способностью удовлетворять специфические потребности государств в сохранении своей независимости и суверенитета <*>.
--------------------------------
<*> На целесообразность введения государственной монополии в сфере экспорта оружия обращалось внимание в специальных исследованиях. Так, по мнению В.П. Оболенского, во внешней торговле оружием и боеприпасами целесообразно сохранить государственную монополию. См.: Оболенский В.П. Трансформация механизма государственного регулирования внешней торговли в ходе формирования в России открытой экономики: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М.: РАГС, 1995. С. 259.
Именно поэтому Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" введена государственная монополия в области экспорта ПВН, одной из главных целей которого является укрепление военно-политических интересов России (ст. 3 Закона о ВТС).
Механизм реализации государственной монополии заключается, во-первых, в том, что все существенные аспекты военно-технического сотрудничества определяются непосредственно Президентом Российской Федерации, а также в существовании института государственного посредника, призванного в условиях отсутствия опыта внешнеторговой деятельности производителей ВВТ представлять их интересы на внешнем рынке, эффективно отслеживая при этом соблюдение государственных интересов.
Во-вторых, в силу огосударствления экономики все поставки вооружения и военной техники в советский период рассматривались как поставки для государственных нужд и осуществлялись государственными органами в объеме запланированных бюджетных средств. В настоящее время ситуация изменилась кардинально. Так, экспортная часть государственного оборонного заказа, т.е. для государственных нужд, по линии государственного посредника, а это более 90% всех поставок ПВН в иностранные государства, составляет менее 10%, в том числе финансируется за счет средств федерального бюджета менее 5% всех поставок ПВН в иностранные государства.
Государственная монополия, охватывая все уровни осуществления военно-технического сотрудничества, не меняет его экономической природы. Указанное сотрудничество, несмотря на то что непосредственно затрагивает его национальную безопасность, носит рыночный характер, как и вся экономика России в целом, и это только подтверждает всю глубину концептуальной перестройки экономики современной России.
Действующая система осуществления внешнеторговой деятельности в отношении ПВН соответствует принципам рыночной экономики и основана на рыночных механизмах. В настоящее время основные поставки осуществляются в рамках коммерческих контрактов, в т.ч. во исполнение международных обязательств Российской Федерации.
К преимуществам рыночного характера введенной государственной монополии в области военно-технического сотрудничества можно отнести:
- минимизацию расходов федерального бюджета на осуществление поставок вооружения и военной техники в иностранные государства;
- получение средств организациями ОПК, вырученных от экспорта ВВТ, работ и услуг военного назначения, которые в нынешних условиях являются для них основным источником финансовых поступлений, и, как следствие, заинтересованность предприятий ОПК в участии в военно-техническом сотрудничестве для планомерной адаптации к рыночной среде в условиях недостаточного финансирования внутреннего государственного оборонного заказа;
- создание условий для равноправного положения оборонно-промышленного комплекса государства с остальной частью его экономики и конкурентоспособности этой сферы как на внутреннем, так и внешнем рынках;
- получаемые организациями ОПК доходы от экспортных поставок ПВН обеспечивают восстановление оборотных средств и позволяют аккумулировать и инвестировать собственные ресурсы в модернизацию основной продукции, развитие производственной базы.
Правовой аспект государственной монополии состоит в установлении юридических общих запретов <*>, обязываний и ограничений в области военно-технического сотрудничества, формирующих ее правовую основу. Наиболее значимыми с точки зрения сущности государственной монополии являются общие запреты, формирующие разрешительный порядок регулирования отношений в области военно-технического сотрудничества. К ним относятся общие запреты:
--------------------------------
<*> См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 104.
- на экспорт и импорт продукции военного назначения (п. 2 ст. 4 Закона о ВТС);
- на деятельность в области военно-технического сотрудничества, под которой понимается внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения (ст. 5);
- на продукцию военного назначения, которую разрешается передавать в иностранные государства, которая включается в список N 1 <*> (п. 1 ст. 6 Закона о ВТС);
--------------------------------
<*> Список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам (список N 1).
- в отношении иностранных государств, в которые разрешается передавать продукцию военного назначения <*> (п. 2 ст. 6 Закона о ВТС).
--------------------------------
<*> Список иностранных государств, в которые разрешается поставка продукции военного назначения (список N 2).
При этом следует учитывать, что установление указанных общих запретов различается по своим последствиям <*>.
--------------------------------
<*> См. более подробно: Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета // Государство и право. 1999. N 5. С. 46 - 54; Кудашкин В.В. Правовые аспекты института лицензирования хозяйственной деятельности // Журнал российского права. 1999. N 1. С. 131 - 135.
В одних случаях указанные запреты носят абсолютный характер, т.е. не устанавливаются исключения из общего правила о запрете совершения каких-либо действий в сфере их действия. Таковым является запрет на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Законом о ВТС (п. 4 ст. 6) установлен абсолютный запрет на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения российскими организациями, не получившими в установленном порядке прав на осуществление этой деятельности, а также российскими физическими лицами. При этом законодательством не предусмотрено исключение из этого строго императивного правила, т.е. не предусмотрен механизм осуществления

К вопросу о роли коллизионного и материального методов регулирования в мчп  »
Комментарии к законам »
Читайте также