Государственная посредническая деятельность как объективное проявление государственной монополии в области военно-технического сотрудничества российской федерации с иностранными государствами
КАК ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОНОПОЛИИ В ОБЛАСТИ
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ИНОСТРАННЫМИ
ГОСУДАРСТВАМИ
А.В. АЛЕШИН
Алешин
Алексей Владиславович - заместитель
генерального директора федерального
государственного унитарного предприятия
"Рособоронэкспорт".
Военно-техническое
сотрудничество - это деятельность в области
международных отношений, в рамках которых
реализуются прежде всего государственные
интересы, связанные с обеспечением
национальной безопасности и
геополитических приоритетов России.
Указанная область охватывает как
межгосударственные отношения в области
поставок продукции военного назначения, в
которых участвуют Российская Федерация и
иностранные государства, так и
экономические (внешнеторговые) отношения
между хозяйствующими субъектами различных
государств по вопросам поставок ПВН,
наделенные специальной правоспособностью
по осуществлению названной
деятельности.
Особенностью сферы
военно-технического сотрудничества от иных
социальных сфер российского общества
является введение в ней государственной
монополии, обусловленной спецификой
объекта такого сотрудничества, в качестве
которого выступает продукция военного
назначения. Как отмечается в
фундаментальном исследовании по вопросам
военно-технического сотрудничества,
"торговля вооружениями и система ВТС есть
прежде всего инструмент внешней политики
государства, который призван обеспечить
присутствие государства в той или иной
стране и регионе, обеспечивать
формирование с этой страной партнерских
взаимоотношений и выгодной конфигурации
регионального баланса сил" <*>.
--------------------------------
<*> Кузык Б.,
Новичков Н., Шварев В., Кенжатаев М., Симаков
А. Россия на мировом рынке оружия. М.:
Военный парад, 2001. С. 17.
Два обстоятельства
- специфичность потребительских свойств
продукции военного назначения и
необходимость обеспечения суверенных
государственных интересов - определяют
объективность введения государственной
монополии в области военно-технического
сотрудничества.
Специфичность
потребительских свойств продукции
военного назначения заключается в их
способности удовлетворять особенные,
наиболее существенные потребности одного
из ключевых элементов гражданского
общества, в качестве которого выступает
государство. Прежде всего речь идет о таких
потребностях, как обеспечение суверенитета
и независимости "в сохранении его как
такового" <*>. Осознанные указанные
потребности институализируются в
государственные интересы, создающие
состояние защищенности государства,
общества и личности от возмущающих
воздействий внешней среды на
сформировавшуюся систему
внутригосударственных отношений.
"Национальные интересы России в военной
сфере заключаются в защите ее
независимости, суверенитета,
государственной и территориальной
целостности, в предотвращении военной
агрессии против России и ее союзников, в
обеспечении условий для мирного,
демократического развития государства"
<**>.
--------------------------------
<*>
Фатеев К.В. Глава 3. Правовые основы военной
безопасности Российской Федерации //
Военное право: Учебник. Серия "Право в
Вооруженных Силах - консультант". М.: За
права военнослужащих, 2004. С. 57.
<**> См.:
Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 "О
концепции национальной безопасности
Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст.
170.
Конкретные формы указанной
защищенности различаются в зависимости от
сферы социальных отношений.
Так,
обеспечение безопасности государства в
военной области обеспечивается
военно-техническими достижениями,
оснащением войск современным вооружением,
военной техникой, количеством и качеством
личного состава, а также своевременным
реформированием Вооруженных Сил, исходя из
требований военно-политической и
военно-стратегической обстановки <*>.
--------------------------------
<*> См.: Возженников
А.В. Национальная безопасность России:
методология комплексного исследования и
политика обеспечения. М.: РАГС, 2002. С. 248 -
249.
В области военно-технического
сотрудничества Российской Федерации с
иностранными государствами безопасность
государства обеспечивается прежде всего
введением в этой сфере государственной
монополии.
Природа и сущность
государственной монополии в области
военно-технического сотрудничества были
исследованы В.В. Кудашкиным, который
отмечает: "Природа государственной
монополии состоит в том, что она является
правовым механизмом, обеспечивающим
управляющие воздействия со стороны
государства на все отношения, связанные с
внешнеторговым оборотом продукции
военного назначения, в целях обеспечения ее
национальных интересов и соблюдения
международных обязательств. Сущность
государственной монополии заключается в
обеспечении защищенности интересов
государства при осуществлении
военно-технического сотрудничества"
<*>.
--------------------------------
<*>
Кудашкин В.В. Государственное
регулирование торговли продукцией
военного назначения с иностранными
государствами. С. 279.
Указанные
теоретические посылки создают основу для
изучения государственной монополии в
области военно-технического
сотрудничества в различных
взаимосвязанных аспектах, прежде всего в
социальном, правовом и организационном
<*>.
--------------------------------
<*> См.
также: Усенко Е.Т. Сущность и формы
социалистической монополии внешней
торговли // Внешняя торговля. 1967. N 4; Кувшинов
Е.С. Государственное регулирование
внешнеторговой деятельности в Российской
Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.
М.: РАГС, 1998. С. 12; Пресняков В.Ю. Экспортный
контроль в России и за рубежом. М.: ВАВТ, 1993;
Пресняков В., Соколов В. Экспортный контроль
и интересы России // Мировая экономика и
международные отношения. 1992. N 11; Кожевников
Б.О. Экспортный контроль и его
гражданско-правовые последствия по праву
США: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.:
МГИМО, 1984.
Как явление социальное
государственная монополия направлена на
удовлетворение потребностей государства в
формировании состояния подконтрольности
для государства всех значимых процессов,
происходящих в сфере сотрудничества
Российской Федерации с иностранными
государствами по поставкам им продукции
военного назначения. При этом государство
осуществляет не тотальный контроль за всем
происходящим в этой сфере, а за наиболее
значимыми процессами и действиями
хозяйствующих субъектов, получивших право
внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения.
Государственная монополия в современных
условиях претерпела значительные
изменения по сравнению с советским
периодом и отличается как по своему объему,
так и содержанию. В настоящее время она
охватывает не всю сферу внешней торговли
Российской Федерации, а локальную,
конкретно определенную сферу
военно-технического сотрудничества. В
Советском Союзе существовала
государственная монополия внешней
торговли. В области экспорта ПВН ее
проявление заключалось в том, что
внешнеторговую деятельность в отношении
ПВН непосредственно осуществляло
государство в лице государственных органов
ГИУ, ГТУ и ГУСК. В условиях, когда основной
целью экспортных поставок ПВН была
реализация геополитических интересов СССР,
а сами поставки осуществлялись практически
на безвозмездной основе, такая система была
оправдана <*>.
--------------------------------
<*> См. более подробно: Симаков А.И.
Экспорт оружия: организация и техника
исполнения: Конспект лекций. М.: Центр
неравновесных системы и технологии, 2003. С. 15
- 28; Экспортный контроль в России: политика и
практика: Сборник статей. М.: ПИР-Центр,
2000.
В условиях рыночной экономики, когда
одной из основных целей экспорта ПВН
является получение финансовых средств для
поддержки ОПК страны, а экспорт
осуществляется на коммерческой основе,
старый механизм не мог обеспечить
оперативность в реагировании на
конъюнктуру мирового рынка ВВТ и гибкий
подход в реализации интересов
государственной безопасности. В этих целях
государство предусмотрело введение
государственной монополии не на всю
внешнюю торговлю, а в отдельной сфере
внешнеторговой деятельности, в которой
наиболее ярко проявляются интересы
государственной безопасности. Данный
интерес появляется не сам по себе, а
предопределен свойствами ПВН, а именно ее
способностью удовлетворять специфические
потребности государств в сохранении своей
независимости и суверенитета <*>.
--------------------------------
<*> На
целесообразность введения государственной
монополии в сфере экспорта оружия
обращалось внимание в специальных
исследованиях. Так, по мнению В.П.
Оболенского, во внешней торговле оружием и
боеприпасами целесообразно сохранить
государственную монополию. См.: Оболенский
В.П. Трансформация механизма
государственного регулирования внешней
торговли в ходе формирования в России
открытой экономики: Автореф. дис. ... докт.
экон. наук. М.: РАГС, 1995. С. 259.
Именно
поэтому Федеральным законом "О
военно-техническом сотрудничестве
Российской Федерации с иностранными
государствами" введена государственная
монополия в области экспорта ПВН, одной из
главных целей которого является укрепление
военно-политических интересов России (ст. 3
Закона о ВТС).
Механизм реализации
государственной монополии заключается,
во-первых, в том, что все существенные
аспекты военно-технического
сотрудничества определяются
непосредственно Президентом Российской
Федерации, а также в существовании
института государственного посредника,
призванного в условиях отсутствия опыта
внешнеторговой деятельности
производителей ВВТ представлять их
интересы на внешнем рынке, эффективно
отслеживая при этом соблюдение
государственных интересов.
Во-вторых, в
силу огосударствления экономики все
поставки вооружения и военной техники в
советский период рассматривались как
поставки для государственных нужд и
осуществлялись государственными органами
в объеме запланированных бюджетных
средств. В настоящее время ситуация
изменилась кардинально. Так, экспортная
часть государственного оборонного заказа,
т.е. для государственных нужд, по линии
государственного посредника, а это более 90%
всех поставок ПВН в иностранные
государства, составляет менее 10%, в том
числе финансируется за счет средств
федерального бюджета менее 5% всех поставок
ПВН в иностранные государства.
Государственная монополия, охватывая все
уровни осуществления военно-технического
сотрудничества, не меняет его
экономической природы. Указанное
сотрудничество, несмотря на то что
непосредственно затрагивает его
национальную безопасность, носит рыночный
характер, как и вся экономика России в
целом, и это только подтверждает всю
глубину концептуальной перестройки
экономики современной России.
Действующая система осуществления
внешнеторговой деятельности в отношении
ПВН соответствует принципам рыночной
экономики и основана на рыночных
механизмах. В настоящее время основные
поставки осуществляются в рамках
коммерческих контрактов, в т.ч. во
исполнение международных обязательств
Российской Федерации.
К преимуществам
рыночного характера введенной
государственной монополии в области
военно-технического сотрудничества можно
отнести:
- минимизацию расходов
федерального бюджета на осуществление
поставок вооружения и военной техники в
иностранные государства;
- получение
средств организациями ОПК, вырученных от
экспорта ВВТ, работ и услуг военного
назначения, которые в нынешних условиях
являются для них основным источником
финансовых поступлений, и, как следствие,
заинтересованность предприятий ОПК в
участии в военно-техническом
сотрудничестве для планомерной адаптации к
рыночной среде в условиях недостаточного
финансирования внутреннего
государственного оборонного заказа;
-
создание условий для равноправного
положения оборонно-промышленного
комплекса государства с остальной частью
его экономики и конкурентоспособности этой
сферы как на внутреннем, так и внешнем
рынках;
- получаемые организациями ОПК
доходы от экспортных поставок ПВН
обеспечивают восстановление оборотных
средств и позволяют аккумулировать и
инвестировать собственные ресурсы в
модернизацию основной продукции, развитие
производственной базы.
Правовой аспект
государственной монополии состоит в
установлении юридических общих запретов
<*>, обязываний и ограничений в области
военно-технического сотрудничества,
формирующих ее правовую основу. Наиболее
значимыми с точки зрения сущности
государственной монополии являются общие
запреты, формирующие разрешительный
порядок регулирования отношений в области
военно-технического сотрудничества. К ним
относятся общие запреты:
--------------------------------
<*> См.: Алексеев С.С.
Общие дозволения и общие запреты в
советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. С. 104.
- на
экспорт и импорт продукции военного
назначения (п. 2 ст. 4 Закона о ВТС);
- на
деятельность в области военно-технического
сотрудничества, под которой понимается
внешнеторговая деятельность в отношении
продукции военного назначения (ст. 5);
-
на продукцию военного назначения, которую
разрешается передавать в иностранные
государства, которая включается в список N 1
<*> (п. 1 ст. 6 Закона о ВТС);
--------------------------------
<*> Список
продукции военного назначения, разрешенной
к передаче иностранным заказчикам (список N
1).
- в отношении иностранных государств, в
которые разрешается передавать продукцию
военного назначения <*> (п. 2 ст. 6 Закона о
ВТС).
--------------------------------
<*> Список
иностранных государств, в которые
разрешается поставка продукции военного
назначения (список N 2).
При этом следует
учитывать, что установление указанных
общих запретов различается по своим
последствиям <*>.
--------------------------------
<*> См. более подробно: Кудашкин В.В.
Специальная правоспособность субъектов
гражданского права в сфере действия общего
запрета // Государство и право. 1999. N 5. С. 46 - 54;
Кудашкин В.В. Правовые аспекты института
лицензирования хозяйственной деятельности
// Журнал российского права. 1999. N 1. С. 131 -
135.
В одних случаях указанные запреты
носят абсолютный характер, т.е. не
устанавливаются исключения из общего
правила о запрете совершения каких-либо
действий в сфере их действия. Таковым
является запрет на осуществление
внешнеторговой деятельности в отношении
продукции военного назначения. Законом о
ВТС (п. 4 ст. 6) установлен абсолютный запрет
на осуществление внешнеторговой
деятельности в отношении продукции
военного назначения российскими
организациями, не получившими в
установленном порядке прав на
осуществление этой деятельности, а также
российскими физическими лицами. При этом
законодательством не предусмотрено
исключение из этого строго императивного
правила, т.е. не предусмотрен механизм
осуществления