Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции
НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ
А. БЕССОНОВ
А.
Бессонов, начальник отдела по надзору за
процессуальной деятельностью органов
следствия, дознания и ОРД следственного
управления прокуратуры Астраханской
области, кандидат юридических наук.
Из
года в год на территорию Астраханской
области въезжает все больше граждан из
стран Азии. В основном из Узбекистана и
Таджикистана, а также Афганистана и Ирана.
Не все из них соблюдают установленный
порядок въезда, регистрации и пребывания на
территории Российской Федерации.
Основная цель въезда граждан азиатских
стран на территорию России -
трудоустройство, как правило, на сезонные
полевые работы либо в строительные бригады.
Если в 2002 г. на территорию России через
Астраханскую область въехало 264356
иностранцев, то к началу 2005 г. их число
возросло до 354499, т.е. миграционный поток
увеличился на 25%. За 1-е полугодие с.г. через
Астраханскую область в Россию въехал уже
222721 иностранец.
Вместе с тем из более 200
тыс. въехавших на территорию области
иностранцев сотрудниками поста
иммиграционного контроля УВД области
проверено только 19 тыс. человек, что
составляет лишь 8,5%.
Неконтролируемый
миграционный поток вносит серьезный
дисбаланс в безопасность нашего
государства. Увеличение числа мигрантов
обуславливает рост контрабанды, прежде
всего, наркотиков и товаров китайского
производства, а также насильственных
преступлений, совершаемых на территории
Российской Федерации. К примеру, в текущем
году иностранными гражданами на территории
Астраханской области в два раза больше
совершено преступлений, связанных с
причинением тяжкого вреда здоровью со
смертельным исходом, изнасилований и
разбоев, в полтора раза больше грабежей.
За 6 месяцев с.г. пограничной службой к
административной ответственности за
нарушение порядка въезда на территорию
России в Астраханской области привлечено 656
иностранцев, органами внутренних дел за
нарушение порядка пребывания и регистрации
к административной ответственности
привлечено 4790 человек.
В то же время
привлечение незаконно прибывших в Россию
иностранных граждан к административной
ответственности в виде штрафа зачастую
неэффективно, так как большинство из них не
имеет возможности для оплаты
административного взыскания.
Одна из
основных причин, побуждающих иностранных
граждан нарушать иммиграционное
законодательство России, - отсутствие
консульских учреждений республик
Узбекистан и Таджикистан на территории
Астраханской области. Оформление
необходимых документов гражданами этих
государств возможно только в Москве.
Организация незаконной миграции зачастую
носит характер хорошо организованного
преступного бизнеса, к которому причастны
как преступные группы, так и должностные
лица государственных органов. В этой связи
сложно переоценить важность деятельности
правоохранительных органов в борьбе с
незаконной миграцией и ее организаторами.
Огромная роль в проведении такой работы
принадлежит органам прокуратуры, как
координатору деятельности всех
правоохранительных органов по борьбе с
преступностью.
Введенная в действие с 30
января 2005 г. ст. 322.1 УК РФ "Организация
незаконной миграции" позволила привлекать
к уголовной ответственности лиц,
организующих незаконную миграцию. За
первое полугодие текущего года органами
расследования Астраханской области по этой
статье возбуждено 29 уголовных дел, 6 из
которых направлено в суд.
Складывающаяся на территории области
практика применения ст. 322.1 УК позволяет
проанализировать особенности этого
состава преступления.
Ее ч. 1
предусматривает уголовную ответственность
за организацию незаконного въезда в
Российскую Федерацию иностранных граждан
или лиц без гражданства, их незаконного
пребывания в Российской Федерации или
незаконного транзитного проезда через
территорию Российской Федерации.
Непосредственный объект преступления -
общественные отношения, обеспечивающие
соблюдение установленного действующим
законодательством порядка въезда и выезда
иностранных граждан и лиц без гражданства
на территорию Российской Федерации.
Объективная сторона выражается в форме
действий, направленных на организацию
въезда, пребывания в Российской Федерации
или транзитного проезда через территорию
Российской Федерации иностранных граждан и
лиц без гражданства в нарушение
установленного порядка.
Таким образом,
признаками данного преступления
являются:
1) организация незаконного
въезда в Российскую Федерацию иностранных
граждан или лиц без гражданства;
2)
организация незаконного пребывания
иностранных граждан или лиц без
гражданства в Российской Федерации;
3)
организация незаконного транзитного
проезда через территорию Российской
Федерации иностранных граждан или лиц без
гражданства.
Часть 2 анализируемой
статьи предусматривает совершение
указанного преступления: а) организованной
группой; б) в целях совершения преступления
на территории Российской Федерации.
В
связи с тем, что диспозиция ст. 322.1
бланкетная, для привлечения лица к
уголовной ответственности необходимо
установить, какие нормы закона в сфере
миграционных правоотношений,
регламентирующих порядок въезда, выезда и
нахождения в Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства,
нарушены.
Порядок въезда, выезда и
нахождения в Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства
определяется Конституцией Российской
Федерации, ее международными договорами,
Федеральными законами "О гражданстве
Российской Федерации", "О правовом
положении иностранных граждан в Российской
Федерации", Законом РФ "О Государственной
границе Российской Федерации", а также
принятыми на основании данных федеральных
законов постановлениями Правительства
РФ.
Таким образом, организация
незаконного въезда в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без гражданства
либо их транзитного проезда через
территорию России состоит в совершении
действий, непосредственно направленных на
оказание помощи в пересечении
Государственной границы России указанными
лицами в целях проживания, временного
нахождения либо проезда через территорию
Российской Федерации.
Въезд в
Российскую Федерацию заключается в
пересечении ее Государственной границы по
суше путем международного
железнодорожного, автомобильного
сообщения либо в местах, определяемых
международными договорами Российской
Федерации или решениями Правительства
РФ.
Незаконный въезд состоит в
пересечении Государственной границы
России с нарушением установленного порядка
въезда либо в неустановленном для этого
месте.
При этом действия по организации
незаконного въезда на территорию России и
транзитного проезда через нее могут
состоять в оказании содействия в
пересечении границы, перевозе через нее,
провозе через территорию России,
предоставлении необходимых документов, в
том числе поддельных, и т.д.
Что касается
организации незаконного пребывания
иностранных граждан и лиц без гражданства в
Российской Федерации, то она состоит в
совершении действий, направленных на
трудоустройство, предоставление жилья,
материальных средств на территории России
и т.д.
Представляется, что состав
данного преступления окончен с момента
совершения хотя бы одного из перечисленных
действий. К примеру, приговором мирового
судьи Советского района Астрахани признан
виновным в совершении преступления,
предусмотренного ч. 1 ст. 322.1, С., который в
период с 1 февраля по 3 марта 2005 г., являясь
частным предпринимателем, заведомо зная,
что граждане Республики Узбекистан Т. и Д.
пребывают на территории Российской
Федерации незаконно, в целях оказания
содействия в дальнейшем нахождении на
территории России, предоставил им для
проживания подвальное помещение дома по ул.
Богдана Хмельницкого, где он вел
строительно-монтажные работы, а также
трудоустроил их в качестве строителей без
оформления документов.
Для привлечения
к уголовной ответственности за совершение
действий, перечисленных в ч. 1
рассматриваемой статьи УК, организованной
преступной группой необходимо установить,
что эти действия совершены устойчивой
группой лиц, заранее объединившихся для
совершения одного или нескольких таких
преступлений (ч. 3 ст. 35 УК).
Субъектом
преступления является вменяемое лицо,
достигшее 16-летнего возраста. При этом оно
может быть как гражданином Российской
Федерации, так и иностранным гражданином
либо лицом без гражданства.
Преступление, предусмотренное ст. 322.1 УК,
может быть совершено как с прямым, так и с
косвенным умыслом. При этом лицо,
совершающее действия, перечисленные в ч. 1
статьи, должно осознавать, что иностранный
гражданин либо лицо без гражданства
въезжает в Россию, пребывает на ее
территории или осуществляет транзитный
проезд незаконно, в нарушение
установленного действующим
законодательством порядка.
Чтобы
квалифицировать действия виновного по п. "а"
ч. 2 ст. 322.1 УК, необходимо установить, что
лицо осознавало, что действует в составе
организованной преступной группы. Для
квалификации действий лица по п. "б" ч. 2 ст.
322.1 имеет значение установление цели въезда
- совершение лицом, чей въезд, пребывание
либо транзитный проезд организуется,
преступления на территории Российской
Федерации.
Наряду с другими
предоставленными законом методами борьбы с
незаконной миграцией привлечение лиц,
организующих незаконную миграцию, к
уголовной ответственности - эффективное
средство предупреждения как этого вида
преступлений, так и самой незаконной
миграции.
Законность, 2005, N 12