Механизм принятия решений субъектами региональной уголовной политики
СУБЪЕКТАМИ РЕГИОНАЛЬНОЙ УГОЛОВНОЙ
ПОЛИТИКИ
Я.Г. СТАХОВ
Стахов Я.Г.,
докторант Академии управления МВД
России.
Следует обратить внимание на
весьма сложное организационно-правовое
образование, которое представляет собой
уголовная политика. С одной стороны, как
известно, это специально организованная
правоохранительная деятельность системы
органов государственной власти и
общественных организаций, с другой -
совокупность концептуальных идей,
реализация которых призвана
способствовать эффективному решению
стоящих перед обществом задач
криминологической безопасности
населения.
В то же время, говоря об
управленческих аспектах в механизме
принятия решений со стороны субъектов
уголовной политики в регионе, следует
обратить внимание на то, что данный вопрос
концентрирует в себе большинство сегментов
всей сферы региональных проблем борьбы с
преступностью. Очевидно, именно в контексте
рассмотрения указанной выше проблематики
весь круг вопросов, анализируемых в
настоящем исследовании, приобретает
упорядоченность и в определенном смысле
законченный характер.
Можно выделить
следующие основные элементы механизма
управления, адаптированные к нуждам
региональной уголовной политики:
информационный, экономический, социальный,
правовой и административный. Каждый из них
имеет свою специфику и средства
воздействия на объект управления (если это
касается органов юстиции) или специфику
коррекции (если это касается криминогенной
ситуации в регионе).
Информационный
(планово-информационный) элемент механизма
управления действует на основе
использования средств сбора, передачи и
переработки данных об управляемом или
корректируемом объекте; анализа прямых и
обратных связей входов и выходов
организационных систем; построения
информационных систем, ориентированных на
процесс принятия уголовно-политических
решений (если конечные цели совпадают с
возможностями управленческого воздействия
и контроля). На современном этапе главным
информационным преобразователем
криминологической ситуации в регионе
выступает система планирования. В
указанных условиях планово-информационный
механизм приобретает наиболее
всесторонний организационно-правовой
характер, выступает как центральное звено
руководства субъектами уголовной политики
и коррекцией социально-экономического
развития региона.
Экономический
элемент механизма действует через
совокупность экономических регуляторов -
договорные связи, материальное
стимулирование, финансово-кредитные
рычаги, экономические нормативы,
таможенные платежи, налоговые ставки,
акцизы и т.д., направленных на создание
такого механизма (прежде всего это касается
преступлений экономической
направленности), который бы позволил
создать гарантии соблюдения прав и
законных интересов хозяйствующих
субъектов. Все эти средства в их
взаимодействии представляют экономическую
мотивационную систему, реализующую
общественные, коллективные и личные
интересы и стимулирующую их
согласование.
Социальный элемент
механизма включает в себя методы и
структуры комплексного воспитательного,
идейно-политического,
культурно-просветительного,
социально-бытового, морального,
социально-психологического воздействия на
социальные процессы, системы социальных
интересов, ценностей, установок, ориентаций
в направлении стимулирования
законопослушного поведения граждан,
сознательности широких слоев населения и
формирования их целостного
мировоззрения.
Правовой элемент
механизма регулирует экономическое и
социальное развитие и функционирование на
основе введения юридических нормативных
актов, организующих деятельность органов
управления и хозяйственных систем, а также
непосредственно людей и отношений между
ними.
Административный
(организационно-структурный) элемент
механизма воздействует на
социально-экономические процессы в регионе
средствами деятельности правоохранных
ведомств различных уровней (федерального,
субъекта Федерации либо местного
самоуправления) на основе
организационно-структурного распределения
и согласования задач и ответственности
различных ведомств и организаций.
Отмеченные элементы механизма управления
субъектов региональной уголовной политики
представляют не изолированные (внешние по
отношению друг к другу) процессы, а
целостную систему. Это, конечно, не
исключает нарушений целостности действия
механизма в практике управления. Известны,
например, многочисленные случаи
отрицательных последствий применения
уголовно-правовых и административных
средств без их необходимой увязки с
экономическими, социальными, правовыми,
информационными элементами механизма.
Рассогласованный характер действий
указанного механизма (как следствие
отставания в развитии хотя бы одного из
входящих в него элементов) неизбежно
выражается в нарушении функционирования
общей организационно-правовой системы.
Далее следует отметить, что элементы
механизма управления и коррекции
организационно-правовой системы региона
могут быть исследованы на разных
уровнях.
На уровне философской
методологии системный анализ механизма
управления тесно связан с диалектическим
единством объективного и субъективного, с
логикой поглощения противоречий как основы
процесса целостного развития региона.
Формирование эффективно действующих
механизмов управления (коррекции) требует
все более глубокого научного познания и
сознательного использования объективных
законов общественного функционирования и
развития.
Широко используемое в теории
и практике региональной уголовной политики
понятие организационно-правового
механизма фактически отражает
интегральный характер всех без исключения
элементов механизма управления.
На
уровне общенаучных методологических
принципов и форм исследования механизмов
управления системой субъектов уголовной
политики в регионе встает сложная задача
сочетания организационно-правовых основ
уголовной политики с логикой научного
познания современных проблем развития и
функционирования региональных
социально-экономических систем.
На
уровне конкретно-научной методологии, где
используются принципы и методы специальных
научных дисциплин, элементы механизма
управления организационно-правовыми
системами предстают как единый предмет
исследования права, социологии, экономики,
психологии, политологии, истории и ряда
других наук. Современные концепции
региональной уголовной политики строятся
на указанной междисциплинарной основе.
Именно на этом уровне происходит
формирование основных принципов
построения и проектирования элементов
механизма управления, вырабатываются
характеристики функционирования элементов
механизма в оптимальном режиме с полным
учетом криминологических,
социально-политических, этнических,
религиозных, экономических,
культурно-исторических и других
особенностей конкретного региона.
Наконец, на уровне методики и техники
научных исследований конструируются и
анализируются элементы механизма
управления системой субъектов уголовной
политики с использованием широкой группы
неформализованных и формализованных
методов и процедур, обследований, сбора и
обработки статистической и экспертной
информации, правоохранительных моделей
различного типа, правил принятия
управленческих решений, методик проведения
экспериментов (в том объеме, в котором это
возможно применительно к социальной сфере)
и т.д. Этот уровень является как бы
инструментально-вспомогательным и
дополняющим предыдущие.
Оценивая
состояние научно-методологического знания
об особенностях современного
уголовно-политического механизма
управления на всех упомянутых уровнях,
следует отметить явное отставание этого
знания от потребностей развития теории и
особенно практики борьбы с преступностью.
Это в конечном счете находит выражение в
недостаточной эффективности действующей
системы управления. Поэтому следует
подчеркнуть, что для ускорения преодоления
сложившегося отставания в исследовании
существа и путей совершенствования системы
и механизма уголовной политики в регионе
необходимо взаимосвязанное продвижение на
всех уровнях научно-методологического
знания.
Представляя неотъемлемую часть
социально-экономических систем
(межотраслевых, отраслевых, функциональных,
территориальных, экономических
комплексов), элементы механизма уголовной
политики по своим основным характеристикам
обусловливаются динамикой таких систем, их
структурно-функциональными особенностями,
проявляющимися в разных областях
регионального развития.
Основное
свойство организационно-правовых систем,
как было отмечено автором ранее, состоит в
обеспечении их целостности на основе
целенаправленной деятельности субъектов
уголовной политики. В плане анализа
элементов механизма управления и коррекции
очень важно выявить сложные динамические
взаимозависимости (прямые, опосредованные,
обратные, перекрестные) между социальными,
а также организационно-правовыми
факторами, процессами и характеристиками.
Эти ключевые для построения механизма
управления и коррекции взаимосвязи, прямо
или косвенно отражающиеся на состоянии
криминологической безопасности населения
в регионе, не являются универсальными и
застывшими. Наоборот, они глубоко динамичны
и предполагают в качестве
методологического инструмента их познания
применение диахронного многомерного
анализа. Такой анализ тем более необходим,
что уровень криминологической
безопасности населения в том или ином
регионе обладает инерционностью
(запаздыванием) в ответ на принимаемые
управленческие решения, что уменьшает
степень управляемости объектом или эффект
коррекции ситуации в каждый конкретный
момент времени. Кроме того, многое здесь
зависит от уровня осознания динамики
связей субъектов управления, который
включен в них как активный элемент.
Закономерности развития механизма
управления, основанные на учете
взаимосвязей организационно-правовых
систем, определяются поэтапным характером
их развития, а также структурными сдвигами
и изменением приоритетов (касающихся
оценки состояния криминологической
безопасности населения в определенный
период времени и в конкретном регионе, а
также методов достижения желаемого уровня
соответствующего сегмента национальной
безопасности).
Уровень
криминологической безопасности нередко
продолжает рассматриваться как фактор,
совершенно не связанный с общей
социально-экономической сферой. Вместе с
тем социально-экономическая потребность в
качественном сдвиге уровня и образа жизни
населения диктует необходимость
расширения границ уголовно-политической
сферы воздействия исключительно в сторону
повышения гарантий соблюдения прав и
законных интересов граждан.
Возросшая
сложность и новые динамические
взаимосвязи, характеризующие развитие
современной России, изменение подходов к
оценке роли социальных предпочтений,
обусловливают объективную необходимость
расширения традиционных рамок механизма
управления, которые должны быть
ориентированы на интересы человека,
целенаправленное формирование его
потребностей и жизненных ценностей, на
всестороннее развитие его творческих и
физических сил. Это требует более полного
учета субъективного фактора во всех
аспектах социальной и уголовной
политики.
Кроме отмеченного в число
обязанностей руководителей субъектов
региональной уголовной политики входит
обеспечение соблюдения всех федеральных и
местных законов и постановлений. Именно в
русле соблюдения законов и подзаконных
актов можно рассчитывать на преодоление
субъективизма при принятии решений, а также
рассчитывать на преемственный характер
проводимой в регионе уголовной политики
независимо от того, кто будет возглавлять
сегодня или завтра то или иное
правоохранное ведомство.
Далеко не
самой маловажной обязанностью
руководителя является необходимость
следить (при планировании стратегической
деятельности вверенного ему ведомства) за
тем, чтобы общественное лицо его ведомства
выглядело хорошо или, по крайней мере, не
слишком плохо. Например, руководитель
органа внутренних дел регионального
уровня, желающий поднять свое ведомство
хотя бы до среднероссийского уровня, рано
или поздно начинает понимать, как важны для
него хорошие отношения с общественностью и
поддержка населения в борьбе с
преступностью.
Необходимо отметить, что
любое правоохранительное ведомство обычно
составляет структурную схему своей
организации. На схеме изображены функции,
которые должны выполняться в рамках
организации, и области деятельности,
соответствующие каждой функции. На схеме
также показывают распределение
ответственности за различные участки
работы, принятый порядок работы и
совещательные органы, которые должны быть
организованы. Помимо этого, отмечают линии
связи между руководителями.
Чтобы
превратить идеи, представленные на схеме, в
работающую организационную систему,
необходимо подобрать и нанять персонал.
Специалисты являются самым главным
ресурсом любого правоохранительного
ведомства (его подразделения или службы) на
всех его уровнях: руководители на высшем и
промежуточных уровнях управления,
технический персонал (сюда входят и
специалисты-консультанты, советники,
эксперты и т.д.), обслуживающий персонал
(стенографистки, машинистки и т.п.).
Подбирать и нанимать специалистов
непросто. После того как они приняты на
работу, необходимо институализировать
мотивацию их деятельности. Подбор и
мотивация сотрудников занимают, как
отмечается экспертами (72%), более половины
времени руководителя. При подборе
специалистов правоохранных ведомств
постоянно возникает вопрос, как можно
предсказать качество работы сотрудника. Ни
ученые степени, ни общественная
деятельность во время обучения в учебных
заведениях, ни даже опыт прошлой работы не
гарантируют правильность выбора.
При
введении новшеств в деятельность
правоохранительных органов может
оказаться необходимой переподготовка
старых кадров ведомства. Не всегда легко
найти сотрудников, которые имели бы
необходимый опыт, чтобы взяться за
реализацию стратегического плана борьбы с
преступностью.
Очевидно, основными
направлениями по преодолению кадровых
проблем являются:
- четкое уяснение,
какими знаниями, навыками, умениями и
чертами характера должны обладать
выпускники специальных учебных
заведений;
- систематическое
отслеживание ситуации (как в процессе
обучения, так и после, в течение нескольких
лет) на предмет соответствия
квалификационной характеристики заданной
и реальной выпускников тех или иных
вузов;
- определение конкретной
специализации для определенных
образовательных заведений и их
соответствия потребностям практики;
-
обеспечение в требуемом объеме
методическими разработками действующих
сотрудников и т.д.
Эти и многие иные
проблемы могут быть решены лишь на основе
разработки научно обоснованной стратегии
при формировании кадрового потенциала на
долгосрочной основе, а также при
оптимизации управления деятельностью
субъектов, реализующих уголовную политику
в регионах. Определение потребностей в
кадрах, их профессиональные характеристики
должны проводиться на основе всесторонних
и глубоких прогнозов криминологической
обстановки. Весь комплекс вопросов
организационного