КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕДИЦИНСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ(Г.Р. Колоколов)

О МЕДИЦИНСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 мая 2005 года
Г.Р. КОЛОКОЛОВ
Колоколов Георгий Рюрикович - к.м.н., доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы Саратовской государственной академии права.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
ДМС - добровольное медицинское страхование
ЗоЗПП - Закон о защите прав потребителей
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
ЛПУ - лечебно-профилактические учреждения
МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации
Минздрав РФ, МЗ РФ - Министерство здравоохранения Российской Федерации
Минздравмедпрома РФ, МЗ и МП РФ - Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
ОМС - обязательное медицинское страхование
РАМН - Российская академия медицинских наук
СМО - страховая медицинская организация
СПИД - синдром приобретенного иммунного дефицита
ТФОМС - территориальный фонд обязательного медицинского страхования
УК РФ - Уголовный кодекс
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс
ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
1. СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Общие принципы и характеристика различных
систем здравоохранения
Системы организации здравоохранения различных стран характеризуются разнообразием и национальной спецификой. В то же время выделены три основных организационно-экономических варианта формирования национальных систем охраны здоровья: государственная (бюджетная), частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи), система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании.
Исторически государственная система здравоохранения являлась преемницей так называемой благотворительной медицины, при которой церковь и государство принимали на себя финансирование медицинской помощи неимущим слоям населения. Для данной системы характерны следующие принципы:
1) основным источником финансирования здравоохранения являются государственные налоги;
2) структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня;
3) преимущественно структурный принцип финансирования медицинской помощи (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг);
4) медицинские учреждения, как правило, имеют государственный некоммерческий статус и являются исполнителями социального заказа, напрямую подчиняясь государственным финансовым правилам;
5) принцип экономии при использовании ресурсов;
6) централизованное (унитарное) планирование и управление системой;
7) тарифный способ оплаты труда врачей;
8) правила найма и оплаты труда диктуются государством;
9) административный контроль качества оказания медицинской помощи.
Функционирование государственно-бюджетной системы здравоохранения имеет ряд положительных сторон, поскольку такая система обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан путем установления гарантий предоставления бесплатной медицинской помощи, проведения строгого государственного контроля за условиями оказания медицинской помощи. Другими преимуществами этой системы является ее высокая эффективность при воздействии на заболеваемость особо опасными инфекционными заболеваниями, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.
В 50 - 60-х гг. нашего столетия государственная служба здравоохранения рассматривалась как передовая национальная система организации медицинской помощи. Однако в последующем был выявлен целый ряд существенных системных дефектов данной системы:
1) дефицит финансовых и иных ресурсов здравоохранения, обусловленный нестабильным состоянием бюджетов в периоды экономического спада и неэффективным распределением материальных и специальных ресурсов;
2) ограниченность материальных стимулов в деятельности медицинских работников и учреждений, общий низкий уровень оплаты труда медиков;
3) слабая зависимость оплаты труда медицинских работников и финансирования медицинских учреждений от объемов и качества выполняемой работы;
4) невозможность для пациентов выбора врача и медицинского учреждения;
5) существование списков больных (очереди) для оказания отдельных дефицитных видов медицинской помощи;
6) неравенство для отдельных социальных, географических и профессиональных групп в уровне и качестве оказания медицинской помощи (наличие спецучреждений, ведомственных лечебных учреждений и т.д.);
7) слабое внедрение новых методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний, недостаточные условия для творческого созидания, адаптации общих моделей организации помощи к местным условиям и потребностям;
8) отвлечение значительных финансовых ресурсов на содержание учреждений, слабооснащенных, не имеющих высококвалифицированных кадров и не оказывающих в надлежащих объемах медицинскую помощь;
9) низкий уровень развития первичной медицинской помощи и национальных систем профилактики заболеваний, приоритет дорогостоящих стационарных видов оказания медицинских услуг, существенное различие в уровне развития сельского и городского здравоохранения;
10) монополизм, незащищенность потребителя от некачественных медицинских услуг;
11) нехватка финансовых ресурсов для капитальных вложений, деградация условий оказания медицинской помощи в периоды кризисов и дефицита финансирования.
Государственная система здравоохранения в значительной степени представлена в таких странах, как Великобритания, Италия, Куба, Россия и других.
Частная система здравоохранения основывается на добровольном (частном) медицинском страховании и непосредственной оплате медицинской помощи потребителями (платная медицина). Она характеризуется следующими признаками:
1) основным источником финансирования медицинской помощи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридических лиц;
2) преимущественно негосударственный, коммерческий статус страховых, медицинских и других организаций, аккумулирующих финансовые средства здравоохранения и обеспечивающих оказание медицинской помощи;
3) большой выбор медицинских учреждений, врачей;
4) свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицинские услуги;
5) высокая доля национального дохода, выделяемого на здравоохранение.
Частному здравоохранению присущи следующие положительные черты:
1) наличие широкого диапазона медицинских учреждений с точки зрения уровня качества и стоимости медицинских услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных индивидуальных потребностей;
2) отсутствие очереди на медицинское обслуживание;
3) особое внимание, уделяемое качеству медицинской помощи, защите прав потребителя;
4) высокие доходы врачей, других медицинских работников.
Система частного здравоохранения в чистом виде не функционирует ни в одной из национальных систем организации медицинской помощи, что обусловлено некоторыми ее отрицательными сторонами, среди которых:
1) высокая стоимость медицинских услуг, недоступность медицинской помощи для значительных слоев населения;
2) недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет в лечении "легких" заболеваний;
3) неэффективное использование ресурсов, преобладание затратных хозяйственных механизмов;
4) гипердиагностика, выполнение значительной доли дорогостоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
5) отсутствие государственного регулирования и контроля за качеством медицинских процедур, применение медицинских технологий, иногда небезопасных для здоровья пациентов.
Частная система здравоохранения в наибольшей степени сформирована в США.
Возникновение частного здравоохранения исторически было связано с удовлетворением потребности в высококачественных и дорогостоящих медицинских услугах состоятельных слоев населения, в силу чего данная система не может быть организационно-финансовой основой национальной системы охраны здоровья в целом, а должна использоваться как дополнение к государственному здравоохранению или системе, основанной на социальном страховании.
Здравоохранение, основанное на социальном медицинском страховании, начало складываться в конце XIX - начале XX вв., а к настоящему времени имеется в большинстве цивилизованных стран. Как правило, такие системы охраны здоровья в той или иной степени управляются государством (регулируемые системы страхования здоровья).
Для систем регулируемого страхования здоровья характерны следующие основные признаки:
1) наличие нескольких основных источников финансирования: средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осуществляемые как работодателями, так и самими работниками;
2) наличие децентрализованной системы финансирования, основанной на независимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях);
3) контроль качества медицинской помощи и объемов расходов при оказании медицинских услуг со стороны финансирующих организаций;
4) многообразие форм собственности и хозяйствования у медицинских учреждений и частных лиц, оказывающих услуги застрахованным;
5) регулируемое ценообразование на медицинские услуги, многообразие форм и способов оплаты медицинской помощи.
Система, основанная на социальном страховании, является одной из наиболее совершенных систем охраны здоровья населения, объединяющей в себе положительные черты как государственного, так и частного здравоохранения. Наиболее важные положительные черты такой системы представлены следующими:
1) высокая степень охвата населения медицинским страхованием, наличие гарантий бесплатной помощи;
2) свободный выбор фондов медицинского страхования (страховых организаций) населением, работодателем;
3) разделение функций финансирования и оказания медицинских услуг, обеспечение высокого, гарантированного государством уровня качества оказания медицинской помощи.
Наряду с этими положительными моментами, система социального медицинского страхования имеет ряд существенных проблем, среди которых:
1) недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования;
2) высокая стоимость медицинских услуг, неэффективность мер по сдерживанию цен;
3) недостаточное применение долгосрочного стратегического планирования в национальном масштабе;
4) высокие административные расходы, обусловленные прежде всего ведением информационноемких учетных операций.
В настоящее время система регулируемого страхования здоровья представлена в ведущих экономически развитых странах, таких как Франция, Германия, Канада, Япония и др. Совершенствование системы социального медицинского страхования происходит благодаря использованию положительного опыта как государственной модели здравоохранения, так и частной медицины.
1.2. Содержание современной реформы здравоохранения в РФ
Одной из важнейших социальных задач, решаемых нашим государством на современном этапе, является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения.
Основными направлениями реформы здравоохранения являются не только вопросы оптимизации управления, рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов, реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи населению, но и вопросы правовой защиты пациентов.
Во всем мире при выборе форм и методов проводимых в здравоохранении преобразований исходят из потребностей населения в медицинской помощи, из экономических возможностей общества по удовлетворению этих потребностей. Долгое время считалось, что уровень медицинской помощи в стране тем выше, чем значительнее затраты на развитие здравоохранения. Данное положение в значительной степени утратило свое значение с начала 60-х гг., когда наметились негативные тенденции в динамике здоровья практически во всех странах. Стало очевидно, что экстенсивный способ развития здравоохранения себя исчерпал и требуются новые подходы и концепции развития медицинской помощи. Среди таких новых концепций - два направления развития, на базе которых строилась современная система охраны здоровья в большинстве развитых стран (Ю.М. Комаров, 1997).
Первая концепция (факторов риска) предполагает, что здоровье зависит не только от здравоохранения, но и от образа и условий жизни с их общественными и индивидуально-поведенческими особенностями, а также состояния окружающей среды. В дальнейшем это направление выросло в стратегию укрепления здоровья и профилактики болезней, которая во многих странах реализуется в виде рекомендованной ВОЗ программы "Здоровье для всех".
Вторая концепция была связана с необходимостью повышения эффективности служб здравоохранения, что соответствовало переходу от экстенсивного развития здравоохранения к интенсивному. Это означало, что во многих странах мира стали соизмерять результаты с затратами, стремясь найти такую оптимальную модель развития здравоохранения, согласно которой при относительно небольших затратах ресурсов можно было получить наилучшие результаты в виде улучшения показателей здоровья населения. Указанный процесс затянулся на многие годы, и реформы продолжаются в текущем десятилетии. Каждая страна выбирает свой собственный путь с учетом законодательных и социально-экономических особенностей (Кучеренко В.З. и др., 2000).
Начиная с середины 70-х гг. в нашей стране существенно ухудшились показатели здоровья населения. Это проявилось в росте общей заболеваемости, смертности, в том числе в трудоспособном возрасте, в снижении рождаемости, стабильно высоком уровне детской смертности, снижении средней продолжительности предстоящей жизни. Эффективность функционирования системы здравоохранения значительно снизилась, что проявилось в чрезмерной монополизации управления и финансирования, дефиците ресурсов, отсутствии экономической заинтересованности производителя и потребителя медицинских услуг в сохранении и укреплении здоровья.
В экономико-социальном отношении переход на страховую медицину в России является объективной необходимостью, которая обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли, а также ее недостаточной технической оснащенностью. Низкий уровень заработной платы медицинских кадров, обусловленный недостатком бюджетных средств, приводит к социальной незащищенности работников государственного здравоохранения. Неудовлетворительная обеспеченность оборудованием и инструментарием, медикаментозными средствами, большая степень износа существующего

Комментарии к законам »
Читайте также