Законодательство об обеспечении прав детей
О. ЗУБАРЕВА
О. Зубарева, кандидат
юридических наук.
Для современного
российского общества актуальны проблемы
реализации прав и законных интересов
детей.
Численность ежегодно выявляемых
детей-сирот и детей, лишившихся
родительского попечения (социальное
сиротство), увеличивается. На положение
детей отрицательно влияет высокий уровень
безработицы родителей. Ослаблена роль
семьи как гаранта экономической
безопасности и развития детей.
Изматывающая вынужденная сверхзанятость
родителей, связанная с поиском заработка,
постоянные психологические перегрузки,
которые они испытывают в своей жизни,
существенно осложняют взаимоотношения
родителей и детей, снижают влияние семьи
как социального института на процессы
воспитания и социализации подрастающего
поколения.
Безусловно, в сложившейся
ситуации необходимо пристальное внимание
государства и общества к проблемам
воспитания детей родителями,
внутрисемейных отношений. Решение этих
проблем возможно в первую очередь
законодательным путем.
Следует
подчеркнуть, что отечественное
законодательство в области защиты детей
формируется и развивается с учетом
международных норм и стандартов.
В его
основу положены важнейшие
международно-правовые документы ООН,
содержащие основные требования
государственной политики в отношении
детей. К ним, прежде всего, относятся:
Декларация прав ребенка (принята
резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1959 г.); Минимальные стандартные
правила ООН, касающиеся отправления
правосудия в отношении несовершеннолетних
(Пекинские правила, приняты резолюцией 40/33
Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г.);
Декларация о социальных и правовых
принципах, касающихся защиты и
благополучия детей, особенно при передаче
детей на воспитание и их усыновлении на
национальном и международном уровнях
(принята резолюцией 41/95 Генеральной
Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.); Конвенция
ООН о правах ребенка (принята резолюцией 44/25
Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989
г.).
Сегодня в национальном
законодательстве в целом сформирована
правовая основа обеспечения прав детей.
Конституция РФ (ст. 17) провозглашает, что в
России признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам
международного права. Материнство,
отцовство и детство, семья находятся под
защитой государства (ст. 38), которое создает
необходимые предпосылки для нормального
развития, воспитания и образования
детей.
К базовым законам, закрепляющим
права родителей и детей, следует отнести
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.
Включение в него отдельной гл. 11,
посвященной правам несовершеннолетних
детей, позволяет преодолеть традиционный
подход к детям как к пассивным объектам
родительской заботы. Закрепленный в
Кодексе подход к ребенку как к
самостоятельному субъекту права
соответствует положениям Конвенции о
правах ребенка и принятым РФ
обязательствам обеспечить всемерную
защиту прав и интересов ребенка.
Стратегическое значение для формирования
идеологии и практики защиты прав детей
имело принятие ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об
основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации". Закон (ст. 4)
определил цель государственной политики в
интересах детей как осуществление их прав,
предусмотренных Конституцией РФ,
недопущение дискриминации, а также
восстановление этих прав в случаях их
нарушений; формирование правовых основ
гарантий прав ребенка; содействие
физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному
развитию детей, воспитанию в них
патриотизма и гражданственности. Законом
(ст. 1) впервые определены такие важнейшие
практически используемые понятия, как
"дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации"; "социальная адаптация ребенка" и
"социальная реабилитация ребенка";
"социальные службы для детей". К сожалению,
последние изменения, внесенные ФЗ от 22
августа 2004 г., не только сократили
предыдущую редакцию названного Закона, но и
существенно изменили ее смысл. Нормы,
возлагающие конкретные обязанности по их
осуществлению на органы государственной
власти, заменены нормами, декларирующими и
провозглашающими, лишенными практического
смысла.
Выполнение Конвенции о правах
ребенка - одно из приоритетных направлений
осуществляющегося пересмотра
национального законодательства. Так,
гарантии по защите прав детей, в частности,
от экономической эксплуатации, в
соответствии с общепризнанными нормами
международного права, содержатся в новом
Трудовом кодексе РФ. В ч. 2 Налогового
кодекса РФ включена ст. 218 о стандартных
налоговых вычетах. Права детей на
социальное обеспечение учтены при
реформировании пенсионного
законодательства. Так, согласно ст. 9 ФЗ от 17
декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" право на трудовую
пенсию по случаю потери кормильца имеют
нетрудоспособные члены семьи умершего
кормильца, состоящие на его иждивении. В
соответствии со ст. 11 ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О
государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации" право на социальную
пенсию имеют среди прочих: дети-инвалиды;
дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного
или обоих родителей, и дети умершей
одинокой матери, не имеющие права на пенсию
по случаю потери кормильца,
предусмотренную ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".
Потребности
детей учтены при формировании пакета
нормативных правовых актов по социальной
поддержке малоимущих семей. Так, ст. 3 ФЗ от 17
июля 1999 г. "О государственной социальной
помощи" предусматривает, что в целях
поддержания уровня жизни малоимущих семей,
малоимущих одиноко проживающих граждан,
среднедушевой доход которых ниже величины
прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Федерации, им
оказывается государственная социальная
помощь. Областной закон Ростовской области
от 22 октября 2004 г. "Об адресной социальной
помощи в Ростовской области" к получателям
адресной социальной помощи относит среди
прочих: неработающих трудоспособных
граждан, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет,
инвалидами 1 группы, престарелыми
гражданами, достигшими 80-летнего возраста
(при наличии справки о нуждаемости в
постороннем уходе); лиц, попавших в
экстремальную ситуацию.
Согласно
Постановлению главы администрации
Ростовской области от 17 февраля 2003 г.,
которым утверждено положение о порядке
возмещения и финансирования расходов,
связанных с предоставлением льгот жителям
Ростовской области, многодетной семьей
считается та, в которой трое и более детей в
возрасте до 16 лет, а продолжающим обучение -
до 18 лет. Им предоставляются льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг и по
обеспечению льготными и бесплатными
медикаментами.
Разработан и принят ряд
федеральных законов, способствующих
созданию правовых условий для профилактики
социального неблагополучия ребенка. Так, ФЗ
от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" дал развернутую
характеристику понятий: "дети-сироты", "дети,
оставшиеся без попечения родителей", "лица
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей" и определил общие
принципы и меры социальной поддержки таких
детей. Статья 11 ФЗ от 10 декабря 1995 г. "Об
основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации"
определяет, что временный приют в
специализированном учреждении социального
обслуживания предоставляется
детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, безнадзорным
несовершеннолетним, детям, оказавшимся в
трудной жизненной ситуации. В ФЗ от 24 июня
1999 г. "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений" кроме
определения понятий "безнадзорный" и
"беспризорный" представлена развернутая
система органов и учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
В Ростовской
области действует Постановление
администрации от 28 июля 2004 г., которым
утверждено положение о едином порядке
обеспечения жильем граждан из числа
льготных категорий за счет средств
областного бюджета 2004 г. В период с октября
по декабрь 2004 г. в Ростовской области принят
пакет законов в области защиты прав
несовершеннолетних.
В ФЗ от 24 ноября 1995
г. "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" повышен до 18 лет
возраст лиц, которым может устанавливаться
категория "ребенок-инвалид". ФЗ от 19 мая 1995 г.
"О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" установил, как сказано в
преамбуле, единую систему государственных
пособий гражданам, имеющим детей, в связи с
их рождением и воспитанием. В развитие
положений этого Закона 22 октября 2004 г. в
области был принят Закон "О государственном
ежемесячном пособии на ребенка гражданам,
проживающим на территории Ростовской
области". Ежемесячное пособие на ребенка в
Ростовский области устанавливается в
размере 70 руб. и подлежит увеличению: на 100%
на детей одиноких матерей; на 50% на детей,
родители которых уклоняются от уплаты
алиментов, либо в других случаях,
предусмотренных законодательством РФ,
когда взыскание алиментов невозможно; на 50%
на детей военнослужащих, проходящих
военную службу по призыву в качестве
сержантов, старшин, солдат или матросов, а
также курсантов военных образовательных
учреждений профессионального образования
до заключения с ними контракта о
прохождении военной службы.
Особое
внимание придается реформированию
законодательства в области отправления
правосудия по делам несовершеннолетних,
защите детей от любого рода насилия и
жестокого обращения. Этому способствовало
внесение в УК РФ гл. 20 "Преступления против
семьи и несовершеннолетних". Производству
по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних посвящена отдельная гл.
50 УПК РФ, в которой подробно
регламентируются порядок вызова и допроса
несовершеннолетнего подозреваемого и
обвиняемого, участия законного
представителя в досудебном производстве и
судебном заседании по уголовному делу,
прекращения уголовного преследования с
применением принудительных мер
воспитательного воздействия. С принятием
нового Кодекса РФ об административных
правонарушениях усилены санкции к
родителям за неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по содержанию,
воспитанию, обучению, защите прав и
интересов несовершеннолетних (ст. 5.35).
Мы разделяем точку зрения тех ученых,
которые считают, что разработка концепции
правового статуса человека, его прав и
свобод, включение в Конституцию
специальной главы об основах правового
статуса личности в РФ и выделение в ней
самостоятельного конституционно-правового
института семьи и детства призваны
способствовать формированию
конституционно-правового статуса ребенка
как самостоятельного правового
института.
Можно предположить, что с
учетом роли и места, которое должно
занимать подрастающее поколение в развитии
общества и государства, от четкого
определения и разработанности
доктринального статуса ребенка зависят
характер и направления этого развития.
Стоит заметить, что идея формирования основ
правового статуса ребенка в РФ уже
высказывалась учеными. В пользу этой
концепции говорит многое. Во-первых,
достаточная разработанность ее основных
категорий, прежде всего теории правового
положения личности. Во-вторых,
необходимость признания, соблюдения и
защиты прав и свобод человека и гражданина
в соответствии со ст. 2 Конституции РФ.
В-третьих, слишком велика сегодня
социальная "цена" этой категории граждан,
поскольку от "качества", а теперь уже от
количества (учитывая современный
демографический кризис) детей,
подрастающего поколения зависит будущее
самого Российского государства.
В-четвертых, современное состояние
общества требует повышенной защиты прав и
интересов несовершеннолетних. Дети, как
особая категория граждан, нуждаются в
особой защите.
Представляется, акцент
необходимо сделать на закреплении
юридических прав, свобод, обязанностей
несовершеннолетних; на определении
правосубъектности несовершеннолетних; на
юридических гарантиях реализации прав,
свобод, обязанностей
несовершеннолетних.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от
22.08.2004 N 122-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
05.08.2004)
"ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(принят ГД ФС
РФ 21.12.2001)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001
N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
20.12.2001)
"УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 17.12.2001 N 173-ФЗ
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
30.11.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001 N
166-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от
05.08.2000 N 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ
19.07.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N
178-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОМОЩИ"
(принят ГД ФС РФ
25.06.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1999 N
120-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
(принят ГД ФС РФ
21.05.1999)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.1998 N
124-ФЗ
"ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ
РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят
ГД ФС РФ 03.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1996
N 159-ФЗ
"О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ"
(принят ГД ФС РФ 04.12.1996)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
"СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29.12.1995 N 223-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 10.12.1995 N 195-ФЗ
"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
15.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1995 N
181-ФЗ
"О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ
20.07.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.1995 N 81-ФЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ,
ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ"
(принят ГД ФС РФ
26.04.1995)
"КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА"
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989)
(вступила в силу для СССР
15.09.1990)
"ДЕКЛАРАЦИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ И
ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПАХ, КАСАЮЩИХСЯ ЗАЩИТЫ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ, ОСОБЕННО ПРИ ПЕРЕДАЧЕ