Новеллы для эмитентов
А. ЕФРЕМОВ
Алексей Ефремов, руководитель
Представительства РО ФСФР России в
Юго-Западном регионе по Воронежской
области, к.ю.н.
ФСФР России утверждены
новые Стандарты эмиссии эмиссионных ценных
бумаг и регистрации проспектов ценных
бумаг (Приказ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н). Документ
зарегистрирован Минюстом РФ 20 апреля 2005 г. N
6531. Данные Стандарты содержат ряд новых
правил, которые представляют интерес для
руководителей эмитентов и их
юристов.
Правила 500
Новые Стандарты
четко определили случаи, когда
государственная регистрация выпуска
(дополнительного выпуска) ценных бумаг
должна сопровождаться регистрацией
проспекта ценных бумаг (п. 2.1.3). Это
размещение ценных бумаг путем открытой
подписки и закрытой подписки среди круга
лиц, число которых превышает 500, включая лиц,
имеющих преимущественное право
приобретения размещаемых ценных бумаг. Тем
самым устранены ранее имевшие место споры
между эмитентами и регистрирующими
органами о необходимости регистрации
проспекта, если число потенциальных
приобретателей (в силу имеющегося у них
преимущественного права с соответствии со
ст. 40 ФЗ "Об акционерных обществах") более 500,
хотя на практике они этим правом могут и не
воспользоваться.
Оговорено также
условие, при котором регистрация проспекта
возможна по усмотрению эмитента, если
эмитент предполагает публичное обращение
ценных бумаг. Ранее норма п. 3 ст. 19 ФЗ "О
рынке ценных бумаг", допускавшая
регистрацию проспекта после регистрации
выпуска, по-разному оценивалась эмитентами
и регистрирующими органами. Первые
ссылались на нее в вышеуказанном случае -
когда число лиц, имеющих преимущественное
право, превышает 500.
Стандарты
устанавливают возможность регистрации
одного проспекта ценных бумаг, в случае
если государственная регистрация двух или
более выпусков осуществляется
одновременно.
В отличие от ранее
действовавших Стандартов введено
требование о соответствии порядка и
условий размещения объявленных акций
определенной категории (типа) положениям
устава акционерного общества (п.
2.2.2).
Меморандум
консультанта
Существенно изменены нормы,
регулирующие взаимоотношения эмитента и
финансового консультанта.
Во-первых,
новые Стандарты не содержат ранее
действовавшей обязанности финансового
консультанта делать в меморандуме,
представляемом в регистрирующий орган,
заявления о том, что он и эмитент не имеют
обязательств друг перед другом, не
связанных с оказанием услуг финансового
консультанта. Теперь оказание таких услуг
возможно и при наличии каких-либо иных
взаимных гражданско-правовых обязательств,
но они должны быть раскрыты в подписанном
консультантом проспекте ценных бумаг (п.
2.4.4).
Во-вторых, в новых стандартах нет
указания на обязанность финансового
консультанта, подписавшего проспект,
осуществлять контроль за соблюдением
требований законодательства и условий
размещения, предусмотренных решением о
выпуске ценных бумаг.
Отдельные случаи
эмиссии
Целый ряд изменений связан с
особенностями эмиссии в отдельных
случаях.
Так, для государственной
регистрации выпуска акций и отчета об
итогах выпуска акций, размещаемых при
учреждении акционерного общества,
создаваемого на базе имущества должника, и
размещаемых путем закрытой подписки на
стадии внешнего управления акционерного
общества - должника, в целях восстановления
его платежеспособности в регистрирующий
орган дополнительно представляется копия
(выписка из) протокола собрания кредиторов
должника, на котором принято решение об
утверждении плана внешнего управления
должника, с указанием повестки дня, кворума
и результатов голосования за его принятие,
а также всех кредиторов должника,
обязательства которых обеспечены залогом
имущества должника и выбранных ими
вариантов голосования по вопросу об
утверждении плана внешнего управления
должника (п. 3.2.5 и 6.3.2). Указанная новелла
направлена на предотвращение возможных
махинаций с имуществом акционерного
общества - должника его управляющим.
Стандарты устанавливают, что направление
на увеличение уставного капитала
акционерного общества нераспределенной
прибыли прошлых лет должно быть
предусмотрено соответствующим решением
общего собрания акционеров этого
акционерного общества (п. 4.1.3, 5.1.1). Для
государственной регистрации выпуска акций,
размещаемых путем распределения среди
акционеров или конвертации в акции с
большей номинальной стоимостью за счет
нераспределенной прибыли прошлых лет, в
регистрирующий орган дополнительно
представляется копия (выписка из) протокола
общего собрания акционеров акционерного
общества, которым принято решение о
направлении на увеличение уставного
капитала акционерного общества такой
прибыли (п. 4.2.2, 5.2.2). Эти нормы по своей сути
являются дополнительной гарантией права
акционеров на дивиденды.
Решением о
размещении ценных бумаг посредством
закрытой подписки должен быть определен
круг лиц, среди которых предполагается
осуществить размещение ценных бумаг. В
качестве круга лиц могут быть указаны
имена, наименования и/или категории этих
лиц (ранее возможность указания на
категорию лиц допускалась только при
размещении ценных бумаг акционерам или
работникам эмитента). В случае если данный
круг лиц определен путем указания на
категорию (категории) таких лиц без
установления даты (порядка определения
даты), на которую составляется их список, и
число лиц, относящихся к этой категории,
может превысить 500, такие ценные бумаги
считаются размещаемыми посредством
закрытой подписки среди круга лиц, число
которых превышает 500 (п. 6.1.8).
Изменен
порядок определения цены размещения ценных
бумаг при подписке советом директоров или
общим собранием акционеров эмитента (п.
6.1.12). Он может предусматривать:
а)
определение цены (цен) размещения ценных
бумаг в ходе торгов, на которых
осуществляется размещение ценных бумаг;
б) минимальную цену размещения ценных
бумаг (цену отсечения), ниже которой
уполномоченный орган управления эмитента
не может определить цену (цены) размещения
ценных бумаг;
в) иные требования или
условия, в соответствии с которыми
уполномоченным органом управления
эмитента должна определяться цена (цены)
размещения ценных бумаг.
При этом
условия проведения торгов должны
предусматривать подачу участниками торгов
заявок, содержащих количество
приобретаемых ценных бумаг и цену их
приобретения (конкурентные заявки), и могут
предусматривать подачу участниками торгов
заявок, содержащих общую сумму, на которую
заявитель обязуется приобрести ценные
бумаги без определения количества
приобретаемых ценных бумаг и цены их
приобретения (неконкурентные заявки).
Приоритетному удовлетворению должны
подлежать конкурентные заявки, содержащие
наибольшую цену приобретения. В случае если
условия проведения торгов предусматривают
подачу участниками торгов как
конкурентных, так и неконкурентных заявок,
приоритетному удовлетворению подлежат
конкурентные заявки.
Конкурентные
заявки должны удовлетворяться по цене,
указанной в конкурентной заявке, которая в
случае установления цены отсечения не
должна быть ниже такой цены отсечения.
Неконкурентные заявки должны
удовлетворяться по средневзвешенной цене
всех удовлетворенных в ходе торговой
сессии конкурентных заявок или иной цене,
рассчитанной на основании такой
средневзвешенной цены.
Стандарты
вводят новое требование об уведомлении
акционеров о возможности приобретения ими
размещаемых ценных бумаг в случае
размещения акционерным обществом акций,
ценных бумаг, конвертируемых в акции, и
опционов эмитента путем закрытой подписки
только среди всех акционеров с
предоставлением указанным акционерам
возможности приобретения целого числа
размещаемых ценных бумаг,
пропорционального количеству
принадлежащих им акций (п. 6.2.7). Такое
уведомление осуществляется аналогично
порядку уведомления при реализации
преимущественного права (ст. 40 ФЗ "Об
акционерных обществах").
Ряд новелл
связан с размещением ценных бумаг
страховыми организациями. Стандарты
устанавливают, что оплата их акций заемными
средствами и находящимся в залоге
имуществом не допускается (п. 6.4.14). В
развитие данной нормы для государственной
регистрации отчета об итогах выпуска
(дополнительного выпуска) акций,
размещенных путем подписки, эмитентом
которых является страховая организация, в
регистрирующий орган дополнительно
представляются:
справка эмитента,
подтверждающая, что оплата акций не
осуществлялась находящимся в залоге
имуществом или за счет заемных средств
приобретателей;
копия бухгалтерского
баланса приобретателя - юридического лица
на последнюю отчетную дату перед датой
оплаты акций, а в случае если оплата акций
осуществлялась в течение определенного
срока - перед датой начала этого срока;
копия бухгалтерского баланса
приобретателя - юрлица на дату оплаты
акций;
расчет стоимости чистых активов
приобретателя - юридического лица по данным
бухгалтерского баланса на дату оплаты
акций.
Копии бухгалтерских балансов
приобретателей - юридических лиц, а также
расчеты стоимости чистых активов
приобретателей - юридических лиц,
представляемые в регистрирующий орган,
должны быть заверены печатью и подписью
уполномоченного лица приобретателя акций
(п. 6.5.5).
Изменены нормы, связанные с
регистрацией отчета о выпуске ценных бумаг.
Теперь он утверждается единоличным
исполнительным органом хозяйственного
общества, если уставом общества принятие
решения по данному вопросу не отнесено к
компетенции коллегиального
исполнительного органа или совета
директоров (п. 2.6.2).
Таковы основные
новеллы, которые целесообразно учитывать
руководству и юристам эмитентов.
ССЫЛКИ
НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 22.04.1996 N 39-ФЗ
"О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ"
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ
ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ
24.11.1995)
ПРИКАЗ ФСФР РФ от 16.03.2005 N 05-4/пз-н
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ
БУМАГ И РЕГИСТРАЦИИ ПРОСПЕКТОВ ЦЕННЫХ
БУМАГ"
ЭЖ-Юрист, 2005, N 18