О государственных и патентных пошлинах российской федерации
В.И. ЕРЕМЕНКО
В.И. Еременко, начальник
отдела права Евразийского патентного
ведомства, доктор юридических наук.
2
ноября 2004 г. принят Федеральный закон N 127-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ) и некоторые другие
законодательные акты Российской Федерации,
а также о признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений
законодательных актов) Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон) <*>.
Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ
дополнен главой 25.3 ("Государственная
пошлина").
--------------------------------
<*>
Собрание законодательства РФ. 2004. N 45. Ст.
4377.
Понятие государственной пошлины
дается в п. 1 ст. 333.16 НК РФ: сбор, взимаемый с
лиц, указанных в ст. 333.17 Кодекса
(организации, физические лица), при их
обращении в государственные органы, органы
местного самоуправления, иные органы и (или)
к должностным лицам, которые уполномочены в
соответствии с законодательными актами
Российской Федерации, законодательными
актами субъектов Федерации и нормативными
правовыми актами органов местного
самоуправления за совершением в отношении
этих лиц юридически значимых действий,
предусмотренных настоящей главой, за
исключением действий, совершаемых
консульскими учреждениями Российской
Федерации. При этом выдача документов (их
копий, дубликатов) приравнивается к
юридически значимым действиям.
В
соответствии с п. 2 ст. 333.16 указанные в п. 1
этой статьи органы и должностные лица, за
исключением консульских учреждений
Российской Федерации, не вправе взимать за
совершение юридически значимых действий,
предусмотренных главой 25.3, иные платежи, за
исключением государственной пошлины.
Для полного анализа понятия
государственной пошлины необходимо
обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.
Согласно п. 2 этой статьи под сбором
понимается обязательный взнос, взимаемый с
организаций и физических лиц, уплата
которого является одним из условий
совершения в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами
местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных прав
или выдачу разрешений (лицензий).
Следовательно, признаками государственной
пошлины являются обязательность,
возмездность (уплата государственной
пошлины является одним из условий
совершения юридически значимых действий) и
поступление в федеральный бюджет (эта
пошлина является государственной).
Плательщиками государственной пошлины
признаются организации и физические лица, в
случае если они обращаются за совершением
юридически значимых действий,
предусмотренных главой 25.3 НК РФ, или
выступают ответчиками в судах общей
юрисдикции, арбитражных судах или по делам,
рассматриваемым мировыми судьями (если при
этом решение суда принято не в их пользу).
К юридически значимым действиям по смыслу
главы 25.3 относятся, в частности:
нотариальные действия;
государственная
регистрация актов гражданского
состояния;
действия, связанные с
приобретением гражданства РФ или выходом
из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или
выездом из РФ;
государственная
регистрация юридических лиц, политических
партий, средств массовой информации.
Особое внимание привлекает ст. 333.30 НК РФ, в
которой установлены размеры
государственной пошлины за совершение
юридически значимых действий по
официальной регистрации программы для
электронных вычислительных машин, базы
данных и топологии интегральных
микросхем.
Следует особо отметить, что
взимание государственной пошлины
предусматривалось за совершение
юридически значимых действий по
предоставлению правовой охраны и другим
объектам интеллектуальной собственности:
изобретениям, полезным моделям,
промышленным образцам, товарным знакам,
знакам обслуживания, наименованиям мест
происхождения товаров, селекционным
достижениям.
Предполагалось снижение
размеров государственной пошлины для
отечественных правообладателей, в
частности за поддержание в силе российских
патентов на изобретения, полезные модели и
промышленные образцы, в три раза по
сравнению с ныне действующими размерами
патентных пошлин, установленными
Постановлением Правительства РФ от 4 июля
2003 г. N 403 "О внесении изменений и дополнений
в Постановление Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 12
августа 1993 г. N 793".
Однако из
окончательного текста законопроекта были
исключены соответствующие положения, и
Федеральный закон, внесший изменения в
части первую и вторую НК РФ, урегулировал
лишь вопрос взимания государственной
пошлины за регистрацию программ для ЭВМ,
баз данных и топологий интегральных
микросхем.
Намечавшееся снижение
размеров пошлин за патентование и
регистрацию объектов интеллектуальной
собственности и другие юридически значимые
действия, которого так ждали изобретатели и
предприниматели нашей страны, не
состоялось. О причинах этого прискорбного
явления будет сказано ниже. Сейчас же
целесообразно остановиться на анализе
положений главы 25.3 НК РФ, относящихся к
немногочисленным объектам
интеллектуальной собственности, которые
все же сохранились в ней.
В ст. 333.30 НК РФ
определены размеры государственной
пошлины за совершение уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти
(в настоящее время - Роспатент) действий по
официальной регистрации программы для
электронных вычислительных машин, баз
данных и топологий интегральных
микросхем.
В этой статье предусмотрена
уплата государственных пошлин за
совершение следующих семи юридически
значимых действий:
за рассмотрение
заявки на официальную регистрацию;
за
внесение в Реестр программ для ЭВМ, Реестр
баз данных, Реестр топологий интегральных
микросхем;
за выдачу свидетельства об
официальной регистрации;
за внесение
дополнений, исправлений и уточнений по
инициативе заявителя в материалы заявки на
регистрацию;
за выдачу свидетельства о
регистрации, связанную с внесением по
инициативе заявителя изменений в материалы
заявки;
за регистрацию договора о
полной передаче исключительных
(имущественных) прав;
за регистрацию
договора о частичной передаче
исключительных (имущественных) прав.
Упомянутый выше перечень юридически
значимых действий вызывает определенные
трудности на практике. Дело в том, что
указанный перечень не совпадает со сходным
перечнем, закрепленным в Положении "О
регистрационных сборах за официальную
регистрацию программ для электронных
вычислительных машин, баз данных и
топологий интегральных микросхем",
утвержденном Советом Министров РФ от 12
августа 1993 г. N 793 в редакции 2003 г. (далее -
Положение о регистрационных сборах).
Следует особо отметить, что Федеральный
закон не признал утратившим силу
упомянутое Положение о регистрационных
сборах. Вместе с тем Закон (ст. 6 и 7) внес
изменения в ст. 13 Закона о правовой охране
программ для электронных вычислительных
машин и баз данных (далее - Закон об ЭВМ) и в
ст. 9 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3526-I "О
правовой охране топологий интегральных
микросхем" (далее - Закон о топологиях),
согласно которым за совершение юридически
значимых действий, связанных с
регистрацией программ для ЭВМ и баз данных
(топологий интегральных микросхем),
договоров, уплачивается государственная
пошлина в размерах и порядке, которые
установлены законодательством РФ о налогах
и сборах.
Следовательно, с 1 января 2005 г.
(дата вступления в силу Федерального
закона) Роспатент не должен взимать пошлину
за публикацию сведений об официально
зарегистрированной программе для ЭВМ, баз
данных, топологий интегральных микросхем в
официальном бюллетене, поскольку этот вид
юридически значимых действий не указан в
перечне ст. 333.30 НК РФ. Такой шаг можно только
приветствовать, так как это способствует
облегчению налогового бремени
заявителей.
Также положительно можно
оценить требование о взимании
государственной пошлины за внесение
дополнений, исправлений и уточнений в
материалы заявки на регистрацию только по
инициативе заявителя. Как известно,
согласно Положению о регистрационных
сборах такая пошлина должна была
уплачиваться и в случае соответствующего
запроса Роспатента.
Однако к самым
значимым положениям ст. 333.30 НК РФ можно
отнести общее существенное снижение
размеров государственных пошлин за
осуществление юридически значимых
действий, связанных с регистрацией
программ для ЭВМ, баз данных и топологий
ИМС.
Вместе с тем нельзя не отметить и
отрицательные стороны комментируемой
статьи. Так, не всегда совпадают
терминология и юридически значимые
действия, указанные в Федеральном законе, а
также Законе об ЭВМ и Законе о топологиях. В
ст. 333.30 НК РФ среди плательщиков
государственной пошлины указаны
организации, в то время как в упомянутых
выше специальных законах в качестве
правообладателей определены, в частности,
юридические лица.
Однако более
серьезные недостатки можно обнаружить в
подп. 6 и 7 этой статьи, где речь идет об
уплате государственной пошлины
соответственно за регистрацию договора о
полной передаче исключительных
(имущественных) прав на программу для ЭВМ,
базу данных и топологию ИМС, а также за
регистрацию договора о частичной передаче
исключительных (имущественных) прав на
программу для ЭВМ, базу данных и топологию
ИМС.
Но ведь в специальных законах
обозначены другие виды договоров! Так, в
Законе об ЭВМ (ст. 13 и 14) предусмотрены
договор о полной или частичной передаче
исключительного права на программы для ЭВМ
и базы данных и договор на использование
программы для ЭВМ или базы данных, а в
Законе о топологиях (ст. 9) - договор о
передаче исключительного права на
зарегистрированную топологию и договор о
передаче права на использование охраняемой
топологии.
Следовательно, в ст. 333.30 НК РФ
должны быть внесены изменения, которые
привели бы ее в соответствие с положениями
о передаче прав упомянутых выше
специальных законов. До внесения таких
изменений в эту статью в отношении
регистрации договоров на программы для ЭВМ,
базы данных и топологии ИМС целесообразно
ориентироваться на подп. "а" и "б" п. 2
Положения о регистрационных сборах в том,
что касается названий договоров ("за
регистрацию договора о полной или
частичной передаче исключительного права
на программу для ЭВМ, базу данных, договора
о передаче исключительного права на
охраняемую топологию ИМС"; "за регистрацию
договора на использование программы для
ЭВМ, базы данных, договора о передаче права
на использование охраняемой топологии
ИМС"). При этом размеры государственных
пошлин должны равняться соответственно 675 и
450 руб., как это указано в п. 6 и 7 ст. 333.30,
вместо 1000 руб. согласно подп. "а" и "б" п. 2
Положения о регистрационных сборах,
поскольку должны применяться более
благоприятные для правообладателей
размеры государственных пошлин.
Неприятным сюрпризом для правообладателей
стала фактическая отмена льгот, пусть и не
самых значительных, предусмотренных п. 3
Положения о регистрационных сборах, для
граждан РФ, являющихся участниками Великой
Отечественной войны или приравненными к
ним лицами либо инвалидами.
Единственная льгота в сфере
интеллектуальной собственности
предусмотрена ст. 333.38 НК РФ при обращении за
совершением нотариальных действий. Так, от
уплаты государственной пошлины за
совершение нотариальных действий
освобождаются физические лица за выдачу
свидетельства о праве на наследство при
наследовании, в частности, сумм авторских
прав и сумм авторского вознаграждения,
предусмотренных законодательством РФ об
интеллектуальной собственности. Явная
незначительность указанной льготы не
вызывает никаких сомнений.
В
Федеральном законе имеется еще одна статья,
касающаяся государственной пошлины за
правовую охрану объектов интеллектуальной
собственности.
В ст. 333.25 НК РФ говорится
об особенностях уплаты государственной
пошлины при обращении за совершением
нотариальных действий. Согласно подп. 11 п. 1
этой статьи оценка стоимости патента,
переходящего по наследству, производится
исходя из всех сумм уплаченной на день
смерти наследодателя ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОШЛИНЫ ЗА ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,
ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА ИЛИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ
(выделено мной. - Авт.).
Упоминание в этом
тексте о государственной пошлине за
патентование изобретения, промышленного
образца или полезной модели со всей
очевидностью свидетельствует о том, что
законодатель не удосужился внимательно
проверить текст законопроекта при
"изгнании" из него положений, относящихся к
государственной пошлине за патентование и
регистрацию других объектов
интеллектуальной собственности. Как
говорится, "родимые пятна" таких объектов в
Федеральном законе остались.
Почему же
столь важные для нашего общества положения
о государственных пошлинах за патентование
и регистрацию других объектов
интеллектуальной собственности были
исключены из законопроекта, а в Федеральном
законе остались лишь государственные
пошлины за регистрацию программ для ЭВМ,
баз данных и топологий ИМС? Ведь
законопроектом намечалось значительное
снижение размеров пошлин за патентование
изобретений, полезных моделей,
промышленных образцов, за регистрацию
товарных знаков, знаков обслуживания,
наименований мест происхождения товаров,
предоставление права пользования
наименованиями мест происхождения товаров,
как это было сделано в отношении
государственных пошлин за официальную
регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и
топологий ИМС.
В основе этого
исключения, на мой взгляд, лежит печально
известное Определение Конституционного
Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 283-О, сохранившее
в силе не менее печально известное
Постановление Правительства РФ от 14 января
2002 г. N 8, согласно которому были многократно
увеличены фактически все виды пошлин: по
меньшей мере в три раза, а по некоторым
позициям - в 40 раз. О неправомерности и
пагубности упомянутых выше Определения и
Постановления для изобретательства и
малого, и среднего предпринимательства в
нашей стране написано немало.
Как
известно, Конституционный Суд РФ в своем
Определении от 10 декабря 2002 г. N 283-О сделал
заключение о том, что в соответствии со
своими конституционными полномочиями
Правительство РФ посредством нормативных
правовых актов может предусматривать
обязательные платежи, которые взимаются в
публично-правовом порядке, если они не
носят налогового характера и допускаются
по смыслу федерального закона, и
устанавливать ставки неналоговых платежей
(сборов), если это делегировано ему
соответствующим федеральным законом, в
котором непосредственно определены
плательщики и объект обложения.
Кроме
того, Конституционный Суд РФ признал, что в
ходе дальнейшего реформирования
законодательства РФ о налогах и сборах не
исключается возможность введения
Федеральным Собранием (в силу его
полномочия, вытекающего из ст. 57, п. "з" ст. 71
Конституции РФ) и иного порядка взимания
указанных платежей. Однако при этом
законодатель