Статья: факторинг - эффективный инструмент финансирования (кузнецова м.в.) ("банковское кредитование", 2005, n 3)

"Банковское кредитование", 2005, N 3
ФАКТОРИНГ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Стабильная работа предприятия, прежде всего, зависит от постоянства денежных потоков. В то же время даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие вынуждено прибегать к различным методам финансирования, наиболее эффективным из которых является факторинг.
Немного истории
Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности.
В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции и факторы <1> играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки <2>.
--------------------------------
<1> Слово "фактор" происходит от латинского глагола facio - "тот, кто делает".
<2> Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибьютора товаров.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись так называемыми "агентами делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Большие расстояния между населенными пунктами в Америке и различия в законодательствах разных штатов привели к тому, что эти же компании предоставляли свои услуги и местным производителям, а именно гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг обрел "второе дыхание" в 50-х годах XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, на многих товарных рынках заметно возросла роль покупателей, которые стали, по сути, диктовать продавцам основные условия торговых сделок и настаивать на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, эти же покупатели часто испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Иными словами, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке - не всегда доступный и трудно возобновляемый, связанный с множеством формальностей и ограничений. Но кредиторы-поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово неспособны предоставить рассрочку платежа, что вело к потере покупателей, "уходивших" к конкурентам, у которых была такая возможность.
Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков проблему. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Возрастал спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами увеличивалось финансирование поставщиков.
Начиная примерно с середины 80-х годов XX века факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 г. составил 456 млрд евро, а к 2003 г. он уже достиг 760 млрд евро. Рост составил более 160%!
Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998 - 2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%), что особенно показательно при крайне малых объемах факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода.
Помимо национального факторинга с середины XX века начал активно развиваться факторинг международный. В 1960 г. появилась первая факторинговая ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках Ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, а также установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.
В 1968 г. была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 г. на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.
В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось Письмо Госбанка СССР N 252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первый российский банк - "Тверьуниверсалбанк" вступил в FCI, позже в Ассоциацию был принят Мосбизнесбанк.
На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ "Менатеп", и Международный Московский Банк, и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был Международный Московский Банк с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. в год. После кризиса 1998 г. в области факторинга произошел определенный сдвиг, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
Российский факторинг сегодня
В настоящее время коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые банковские операции, к которым относится и факторинг. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса испытывают нехватку оборотных средств. Факторинг, в свою очередь, может сыграть существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла.
Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, финансовый отдел компании однократно распределяет привлеченные средства (проект, оборотные активы), в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, помимо вышеназванных, состоит в том, что это беззалоговая сделка. Единственным обеспечением является переуступленная задолженность.
Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний ввиду целого ряда причин. Остановимся на некоторых ключевых моментах.
Во-первых, это отсутствие "культуры" предоставления отсрочки. Оплата товара с отсрочкой платежа была признана способом расчетов только для проверенных предприятий. Применение отсрочки, а следовательно, и факторинга ко вновь созданным контактам было практически невозможно.
Во-вторых, только последние несколько лет форма расчетов между предприятиями приобрела безналичный характер. Ранее большая часть взаиморасчетов проходила в "cash", что значительно усложняло даже получение коммерческого кредита в банках. До сих пор в составе большинства ведущих коммерческих банков есть отделы и управления, анализирующие финансовое состояние предприятий на основании недекларируемой финансовой отчетности. Факторинг - комплекс финансовых услуг, предоставляемый банком или факторинговой компанией на основании подтвержденной отчетности и платежеспособности дебитора по безналичному расчету. Иная сторона бизнеса в расчет не принимается.
Ну и конечно, факторинг - это один из самых дорогостоящих банковских продуктов. Его высокая стоимость обусловлена тем, что банку приходится содержать большое количество персонала для анализа дебиторской задолженности, прогнозирования в режиме on-line объемов финансирования в соответствии с планами развития компаний-клиентов, поддержания высокого уровня программного обеспечения.
Стоимость факторинга увеличивается и в силу отсутствия кредитных бюро по анализу и контролю за дебиторской задолженностью компаний, а также сложности арбитражного (судебного) разбирательства в случае предъявления исков в суд. Так, сегодня из-за того, что банк не может точно оценить риск по клиенту (неясность с арбитражем и отсутствие кредитных историй), средняя ставка по факторингу составляет 18 - 35% годовых в рублях.
Еще одним препятствием на пути развития факторинга в России является невысокая информированность компаний о возможностях и условиях данного вида кредитования (многие компании не знают о том, что такое факторинг и как им пользоваться в интересах своего бизнеса).
В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.
Практический опыт финансирования оборотного капитала
Как уже было отмечено выше, сегодня рынок факторинговых услуг в России ограничен небольшим количеством банков. К их числу относится ОАО АКБ "Пробизнесбанк" (далее - Банк).
Для Банка, специализирующегося на обслуживании клиентов корпоративного бизнеса, факторинг и кредитование под уступку прав требования в течение последних пяти лет входят в число основных продуктов. Значительный опыт в финансировании оборотного капитала компаний позволяет специалистам Банка утверждать, что два этих финансовых инструмента - наиболее оптимальные для компаний, постоянно имеющих дело с дебиторской задолженностью.
Потребность в факторинге испытывают практически все компании, регулярно работающие на условиях отсрочки платежа. К таковым, например, можно смело отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. На сегодняшний день Пробизнесбанк оценивает потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, в несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов в год.
Банк, в свою очередь, решает проблемы с задержками платежей и неплатежеспособностью клиентов через предоставление регрессного факторинга в случае неплатежеспособности дебитора, предусматривающего погашение задолженности самим продавцом. С этой целью при первичном рассмотрении вопроса об предоставлении факторинговых услуг Банк проводит анализ финансового состояния продавца и анализ действующей статистики по дебиторам. При этом формируются лимиты и проценты финансирования. В случае задержки платежа сотрудники Банка осуществляют работу, направленную на своевременный возврат средств.
На стоимость услуги влияет в первую очередь финансовое состояние клиента и размер уступаемой банком дебиторской задолженности. Наиболее оптимальным по цене этот продукт является для клиентов, сотрудничающих с дебиторами, которые имеют безупречную статистику оплаты за товар, например с сетевыми магазинами.
Преимущества факторинга
Автор считает целесообразным проиллюстрировать все преимущества внедрения факторинга в бизнес компании на примере одного из крупных клиентов Банка.
Группа компаний Юнивей Менеджмент (далее - Группа) основана в 1991 г. Ведущим направлением ее деятельности является производство и реализация винно-коньячных изделий. В Группу входит Ставропольский винно-коньячный завод - один из крупнейших производителей алкогольной продукции России, а также несколько компаний, осуществляющих реализацию произведенной продукции как региональным потребителям, так и потребителям г. Москвы и Московской области.
Сотрудничество с Банком началось в сентябре 2001 г. В бизнесе данного клиента прослеживается сезонность - рост продаж приходится на новогодние и весенние праздники. Руководство Группы неоднократно планировало привлечь дополнительные оборотные средства за счет факторинга, но данная услуга казалась весьма дорогостоящей, при том что Группа всегда кредитовалась в ведущих банках под низкие проценты.
Одновременно развивался долгосрочный проект - строительство развлекательного центра семейного отдыха, в который требовались значительные инвестиции, как собственные, так и привлеченные. Острая нехватка оборотных ресурсов в основном бизнесе при динамично растущей дебиторской задолженности резко увеличила потребность в факторинговых услугах.
После повторных переговоров с Банком были достигнуты взаимные договоренности в области тарифов и лимитов финансирования в рамках факторингового обслуживания. Принимая на обслуживание дебиторов, Банк ориентировался на платежную дисциплину клиента и финансовое
Читайте также