Статья: Выписка из ЕГРЮЛ (Котов И.) ("Финансовая газета", 2010, n 52)

"Финансовая газета", 2010, N 52
ВЫПИСКА ИЗ ЕГРЮЛ
 Выписка из ЕГРЮЛ - это письменный документ, отражающий содержащиеся в государственном реестре юридических лиц сведения о конкретном юридическом лице. Выписка из ЕГРЮЛ является одним из основных способов реализации принципов открытости и доступности сведений о юридическом лице, установленных действующим законодательством. Стоит отметить, что правовой основой данного документа является Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (ред. от 08.12.2008).
Данными нормативными актами регулируется порядок предоставления выписки из ЕГРЮЛ. Органом, за которым действующим законодательством закреплена обязанность по предоставлению выписок из ЕГРЮЛ, является Федеральная налоговая служба, а точнее, ее территориальные подразделения на районном и межрайонном уровне. В соответствии с п. 20 Постановления N 438 выписка из ЕГРЮЛ предоставляется любому лицу на основании его запроса. Причем стоит отметить, что законодательно форма такого запроса не установлена, поэтому запрос составляется в произвольной форме. Данный запрос должен содержать перечень сведений о юридическом лице, которые необходимы обратившемуся лицу. Перечень сведений, которые могут быть предоставлены о юридическом лице и которые могут быть запрошены лицом, установлен Приложением N 2 к Постановлению N 438. К таким сведениям относятся:
наименование юридического лица (полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке, а также (если имеется) наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке);
организационно-правовая форма;
адрес (место нахождения);
способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также сведения о держателях реестров акционеров акционерных обществ (если запрашивается выписка в отношении акционерного общества);
наименование и реквизиты документов, представленных при государственной регистрации юридического лица;
сведения о правопреемстве;
сведения о внесении изменений (дата регистрации изменений, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы);
сведения о прекращении деятельности юридического лица (способ прекращения деятельности юридического лица, дата принятия решения о прекращении деятельности, наименование органа, принявшего решение о прекращении деятельности юридического лица);
размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.). Данные сведения предоставляются только в отношении коммерческих организаций;
сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН (при наличии));
сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом (наименование лицензирующего органа, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении (переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, приостановлении, возобновлении, аннулировании) лицензии, срок действия лицензии, наименование территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности);
сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;
в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;
сведения о банковских счетах юридического лица. Однако сведения о таких счетах юридического лица могут быть предоставлены только органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС РФ, ФОМС). Иным лицам (к примеру, физическим или юридическим лицам) данные сведения не могут предоставляться, и, соответственно, такие сведения не подлежат включению в запрашиваемую выписку из ЕГРЮЛ. В случае включения в запрос данных сведений налоговый орган отказывает в их предоставлении;
сведения о регистрации: ОГРН, государственный регистрационный номер записи, дата внесения записи о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридического лица, прекращении унитарного предприятия, изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, прекращении деятельности присоединенного юридического лица, исключении недействующего юридического лица из государственного реестра и др.
Указанные сведения содержит выписка из ЕГРЮЛ. Если какие-либо сведения о юридическом лице отсутствуют, то по данному показателю проставляется слово "нет". Очень важным моментом является то обстоятельство, что действующее законодательство предусматривает два срока представления выписки из ЕГРЮЛ:
в течение пяти дней со дня поступления соответствующего запроса;
срочное предоставление выписки из ЕГРЮЛ. В данном случае предоставление выписки осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса (к примеру, если запрос поступил 22 октября, то, соответственно, выписка запрашивающему лицу должна быть предоставлена не позднее 23 октября).
Именно лицо, обратившееся в отделение ФНС России, определяет срок получения соответствующей выписки из ЕГРЮЛ, причем данный срок должен быть указан в соответствующем запросе обращающегося лица.
Предоставление выписки из ЕГРЮЛ по общему правилу осуществляется за плату. Размер платы зависит от срока предоставления выписки. Если выписка предоставляется в течение пяти дней, то плата за такую выписку составляет 200 руб.; при срочном предоставлении выписки плата за выписку из ЕГРЮЛ составляет 400 руб.
При этом стоит отметить, что выписка из ЕГРЮЛ предоставляется только в том случае, если документ об оплате (квитанция) представляется вместе с соответствующим запросом. В случае если квитанция об оплате не будет представлена вместе с запросом, то налоговый орган откажет в предоставлении соответствующей выписки.
Все денежные средства, которые получены в качестве платы за предоставление выписки из ЕГРЮЛ, используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственного реестра юридических лиц.
Отказ в выдаче выписки из ЕГРЮЛ не допускается (за исключением случая, о которых было сказано ранее).
В соответствии с п. 22 Постановления N 438 выписка из ЕГРЮЛ предоставляется на бесплатной основе:
1) органам государственной власти. К данным органам, в частности, относятся:
правоохранительные органы;
суды;
органы местного самоуправления;
органы государственных внебюджетных фондов;
иные лица, определенные федеральными законами;
2) юридическому лицу о нем. Исключением из данного правила являются случаи повторного запроса юридическим лицом выписки из ЕГРЮЛ и случаи срочного предоставления выписки из ЕГРЮЛ.
Во всех остальных случаях предоставление выписки из ЕГРЮЛ осуществляется только за плату, размер которой был указан ранее.
В заключение стоит отметить, что плата за предоставление выписки из ЕГРЮЛ, которая была произведена запрашивающим лицом, может быть включена им в целях налогообложения в прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Такое право на включение данной платы в соответствующие расходы следует из пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данным подпунктом установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на юридические и информационные услуги. Выписка из ЕГРЮЛ носит чисто информационный характер. Именно поэтому плата за ее предоставление может быть включена в указанную категорию расходов. Каких-либо иных налоговых последствий данный документ (выписка) для обращающегося за ее получением лица не несет.
Выписка из ЕГРЮЛ, как уже было указано, носит чисто информационный характер. Ввиду этого основной ее целью является информирование обращающегося лица о конкретном юридическом лице, в частности о его уставном капитале, учредителях, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, о лицензиях и т.д. Получение данных сведений имеет очень большое значение, особенно в тех случаях, когда обращающееся лицо намерено вступить с таким юридическим лицом в договорные отношения. Ввиду этого такому обращающемуся лицу необходимо обладать соответствующей информацией о своем контрагенте (к примеру, о том, имеет ли данное юридическое лицо лицензию на осуществление конкретного вида деятельности или не имеет). Именно выписка из ЕГРЮЛ укажет действительно объективные сведения о соответствующем юридическом лице.
И.Котов
Адвокат
Подписано в печать
22.12.2010

Читайте также