Статья: Эх, дороги... (попавшим на платную дорогу посвящается) (Кокурина М.А.) ("Главная книга", 2007, n 22)

"Главная книга", 2007, N 22
ЭХ, ДОРОГИ...
(Попавшим на платную дорогу посвящается)
Как известно, в России две беды. С одной из них - труднопроходимыми дорогами - пытаются бороться при помощи организации системы платных автодорог. Напомним, что такой вариант проезда уже существует в нашей стране <1> (например, участок на дороге Воронеж - Тамбов, мостовой переход через реку Дон возле села Семилуки в Воронежской области) и регулируется подзаконными актами.
Но теперь принят специальный Закон <2> (на день подписания номера в печать информации об одобрении Закона Президентом РФ не поступило), который будет регулировать всю "дорожную" сферу, в том числе и порядок организации платных дорог. Прогнозируется, что их число значительно возрастет.
 Для справки
 Виды автомобильных дорог
 По значению:
 - федеральные;
 - региональные или межмуниципальные;
 - местные;
 - частные.
 По типу:
 - дороги общего пользования  - для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К ним относятся:
 - дороги общего пользования федерального значения (например, дороги, соединяющие столицу России со столицами сопредельных государств, со столицами субъектов РФ, включенные в перечень международных автомобильных дорог);
 - частные автомобильные дороги общего пользования - находятся в собственности граждан или организаций, не оборудованы устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц;
 - дороги необщего пользования  - автомобильные дороги:
 (и)  находящиеся в собственности, владении или пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, граждан или организаций;
 (и)  используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Сразу обратим внимание на то, что большинство положений Закона представляют интерес для "дорожных" инвесторов, например, в каком порядке выделяется земля под строительство дороги, как заключается концессионное соглашение на реконструкцию или использование автодороги и т.д. Нам же, автопутешественникам или автоперевозчикам, пригодится знание нескольких вещей.
1. Отправляясь в путь, лучше заранее просмотреть свой маршрут: имеются ли на нем платные отрезки?
 Примечание
 Помните, что платными могут быть только  дороги общего пользования  <3>:
 (или)  федерального, регионального или межмуниципального, местного значения:
 (если)  дорога расположена вне границ населенных пунктов - только в случаях, если она реконструирована (то есть повышена ее категория <4>) или построена новая дорога, не существовавшая здесь ранее;
 (если)  дорога расположена в границах населенных пунктов - только в случае строительства новой дороги;
 (или)  частные дороги.
Узнать о платном проезде заранее можно из прессы, являющейся источником официального опубликования нормативных актов, или через Интернет - на официальных сайтах Министерства транспорта Российской Федерации <5>, а также регионов или муниципальных образований <6>. Там должны быть опубликованы решения об использовании конкретной дороги на платной основе, принимаемые <7>:
 Внимание!  Платная дорога может быть организована, только если имеется альтернативный бесплатный путь, протяженность которого не должна превышать более чем в 3 раза протяженность платной автодороги <8>.
- Правительством РФ в отношении автомобильной дороги федерального значения ("Российская газета" <9>);
 Для справки
 От платы  за проезд по платным автомобильным дорогам  освобождается , в частности, транспорт <10>:
 - общего пользования (за исключением такси, маршруток, автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
 - оборудованный устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемый в деятельности пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
 - принадлежащий организациям федеральной почтовой связи, перевозящий почтовые отправления и денежные средства.
- исполнительным органом власти субъекта РФ в отношении дороги регионального или межмуниципального значения (официальное издание региона, например, в Московской области это "Ежедневные новости. Подмосковье" или "Информационный вестник Правительства Московской области" <11>);
- органом местного самоуправления в отношении дороги местного значения (местное издание);
- собственником частной автомобильной дороги (местное издание).
Кроме того, ознакомиться с таким решением, как правило, можно на информационных стендах в пунктах взимания платы за проезд по дороге.
Если вы уже в пути, о наличии платной дороги вас оповестит указатель с примерно такой надписью: "Впереди платный участок дороги".
2. У любой платной дороги должен быть  альтернативный бесплатный вариант.
Только имейте в виду, что протяженность бесплатной дороги может быть в целых 3 раза больше, чем протяженность платной <12>. А если платная дорога построена в районах Крайнего Севера <13> или больше половины пути проходит по мостам, тоннелям, путепроводам, то бесплатный дублер может быть и того длиннее.
3. Чтобы плату за проезд по платной автодороге можно было включить в расходы, налогоплательщикам  необходимо обосновывать:
 (и) факт проезда по такой дороге. Для этого подойдут:
- чеки, выдаваемые в пункте взимания платы за проезд при въезде на платный участок дороги или при выезде с него <14>;
- путевой лист с маршрутом следования (формы N 4-С и N 4-П <15>), подтверждающий фактический пробег, а также производственный характер маршрута следования автотранспорта.
 Примечание
 Если компания не является автотранспортной организацией, она может самостоятельно разработать форму путевого листа, в которой должны быть реквизиты, обязательные для первичного документа (в частности, наименование документа, дата его составления, наименование организации, от имени которой он составлен, наименование должностей лиц, ответственных за перевозку) <16>.
 При этом "свою" форму надо не забыть утвердить - вставить в качестве приложения в учетную политику организации <17>;
 (и) целесообразность проезда именно по платной дороге. То есть компании нужно в каком-либо локальном нормативном акте (например, в приказе руководителя фирмы) расписать, что экономически для нее выгоднее заплатить за проезд по платной автодороге, чем тратить время и бензин, объезжая по бесплатному пути, особенно если он длиннее или там пробки.
Для обоснования экономического эффекта от экономии, например, времени доставки с целью увеличения числа выполняемых заказов в день можно воспользоваться методикой расчета размера платы за проезд по платным дорогам, предлагаемой Минтрансом России <18>. Имейте в виду, что возможны судебные споры с налоговыми органами по поводу включения дорожной платы в расходы.
Особое внимание в "дорожном" Законе уделено перевозчикам опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. В НК РФ с 2008 г. устанавливается размер госпошлины, взимаемой  за выдачу разрешений на перевозку <19>:
- опасных грузов - 400 руб.;
- тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов - 500 руб.
По-видимому, это будет плата за сам бланк разрешения, к которой, в частности, для "тяжелых" перевозчиков добавляется еще плата за ущерб, наносимый дорогам провозом тяжестей <20>, а также плата за проезд, если они едут по платной дороге. Это же сейчас предусмотрено подзаконными актами <21>.
Такие разрешения будут выдаваться по заявлению перевозчика Ространснадзором, Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, собственником частной автодороги <22>.
Если опасные, крупногабаритные или тяжеловесные грузы перевозятся без специального разрешения, то могут быть оштрафованы как сам водитель, так и компания-перевозчик и ее руководитель <23> на сумму до 2500 руб., до 20 000 руб., до 500 000 руб. соответственно.
 Примечание
 Обратим внимание "тяжелых" и "опасных" перевозчиков на то, что в Минтрансе России поговаривают о поправках в КоАП РФ, отодвигающих применение столь высоких штрафов. Хотя обязательность получения подобных разрешений в законодательстве была прописана давно, но система их выдачи не отлажена на практике до сегодняшнего дня.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 27.06.1998 N 728.
<2> Проект федерального закона N 435117-4 (далее - Закон), одобрен Советом Федерации 26.10.2007.
<3> Пункт 1 ст. 36 Закона.
<4> Подпункт 9 ст. 3 Закона.
<5> Пункт 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395.
<6> Пункт 5 ст. 36 Закона.
<7> Пункты 2, 6 ст. 36 Закона.
<8> Пункты 1, 2 ст. 37 Закона.
<9> Пункт 5 ст. 36 Закона; п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763.
<10> Пункт 1 ст. 41 Закона.
<11> Пункт 83 Регламента, утв. Постановлением губернатора МО от 02.07.2003 N 150-ПГ.
<12> Пункт 2 ст. 37 Закона.
<13> Перечень, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 402.
<14> Пункт 1 ст. 40 Закона.
<15> Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.
<16> Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
<17> Пункт 5 ПБУ 1/98, утв. Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.
<18> Пункт 1 Распоряжения Минтранса России от 19.05.2003 N ОС-435-р.
<19> Подпункт 86 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
<20> Пункт 3 ст. 31 Закона.
<21> Пункт 1.6 Инструкции, утв. Минтрансом России 27.05.1996.
<22> Пункт 6 ст. 31 Закона; п. 5.4.2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ 30.07.2004 N 398; Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374.
<23> Статьи 12.21.1, 12.21.2 КоАП РФ.
М.А.Кокурина
Юрист
Подписано в печать
09.11.2007

Читайте также