Статья: Услуги по продвижению (выкладке) товара (Александров А.Г.) ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 1)

"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 1
УСЛУГИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ (ВЫКЛАДКЕ) ТОВАРА
Сейчас очень широкое распространение получают так называемые услуги по продвижению (выкладке) товаров на рынке. Лучшими местами для оказания таких услуг являются объекты организации розничной торговли - магазины, поэтому услуги по продвижению товаров, как правило, оказывают розничные продавцы, а в роли заказчиков выступают их поставщики (оптовые продавцы или производители товаров).
Поставщики (производители) товаров всегда заинтересованы в увеличении объемов продаж, в том числе путем продвижения новых видов товаров и освоения новых рынков (территорий). Однако чаще всего объекты организации розничной торговли, где происходит ознакомление покупателей с товарами и совершаются сделки розничной купли-продажи, не принадлежат поставщикам (производителям) товаров, и именно поэтому те вынуждены прибегать к услугам розничных продавцов.
Состав услуг
По мнению автора, в рамках деятельности по оказанию услуг, направленных на продвижение товаров, исполнитель - розничный продавец может взять на себя следующие обязательства:
- обеспечить наличие товаров заказчика во всех принадлежащих ему объектах организации розничной торговли;
- обеспечить определенную долю выкладки товаров заказчика в общем объеме выкладки аналогичных по свойствам товаров;
- разместить товары заказчика в наиболее доступных для покупателей местах;
- закрепить за товарами заказчика постоянные (дополнительные) места размещения на определенный срок;
- обеспечить наличие определенного (минимально возможного) запаса товара в каждом объекте организации розничной торговли;
- разместить в наиболее проходимых местах информацию о товарах заказчика;
- разместить товары заказчика во всех объектах организации розничной торговли, которые будут открываться в период действия договора.
В соответствии с ОКВЭД <1> некоторые виды услуг, предоставление которых возможно при осуществлении деятельности по продвижению (выкладке) товаров, являются составной частью розничной торговли:
- код 5200120 - перемещение и выкладка товаров для розничной торговли;
- код 5200122 - выкладка товаров для розничной торговли через прилавок;
- код 5200123 - открытая выкладка товаров для розничной торговли в магазине;
- код 5200141 - показ товара и дополнительное предложение сопутствующих товаров;
- код 5200263 - выкладка товаров на экспозиционных стендах и витринах;
- код 5200281 - показ товаров в действии;
- код 5200283 - проведение дегустаций.
--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17.
Вопросы налогообложения
До недавнего времени специалисты контролирующих органов при определении налоговой базы по налогу на прибыль отказывались включать затраты на продвижение товаров, которые несли поставщики, в состав их расходов. При этом специалисты рассматривали услуги по продвижению (выкладке) товаров как составную часть розничной торговли, которую осуществляет не поставщик товаров, а розничный продавец (Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170). Одним из доводов в пользу мнения специалистов контролирующих органов можно считать то, что розничные продавцы осуществляют манипуляции с товарами, которые уже принадлежат им на праве собственности.
Следует отметить, что такая позиция противоречила интересам не всех налогоплательщиков. В частности, розничные продавцы - плательщики ЕНВД могли не беспокоиться, что при оказании услуг по продвижению (выкладке) товаров им придется применять иные системы налогообложения.
Однако Минфин внезапно изменил свою точку зрения и занял по данному вопросу иную, довольно неожиданную позицию. Так, Письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 содержит следующее разъяснение: если у поставщика (заказчика услуг по продвижению) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные действия розничного продавца (исполнителя) способствуют привлечению внимания к поставляемым им товарам, то такие действия можно рассматривать в качестве услуг по рекламе. В свою очередь, расходы на рекламу при надлежащем документальном подтверждении могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика (заказчика) в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть 1%.
Данные выводы Минфина несколько невыгодны плательщикам ЕНВД, так как в дополнение к деятельности в сфере розничной торговли у них появляется деятельность в области рекламы товаров. Деятельность по рекламе товаров внутри объектов организации торговли под уплату ЕНВД подвести нельзя, поэтому налоги в отношении данного вида деятельности придется уплачивать в соответствии с иными режимами налогообложения (общего режима, УСНО).
По мнению автора, для решения вопроса о налогообложении услуг по продвижению товаров большое значение будет иметь, каким образом оформлены отношения между исполнителем и заказчиком. Соглашение между розничным продавцом (исполнителем) и поставщиком (заказчиком) определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли на платной основе конкретных действий, призванных обеспечить создание обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика. Соглашение подобного рода может быть заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг либо являться составной частью сложного договора (в том числе договора поставки).
В зависимости от договорных обязательств сторон услуги по продвижению (выкладке) товара можно будет рассматривать как составную часть процесса розничной торговли или как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В подтверждение этого вывода можно сослаться на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 11.12.2007 N 03-11-04/3/488. В данном Письме обращено особое внимание на то, что в случае оказания услуг по продвижению (выкладке) товаров на основе отдельных договоров организация - плательщик ЕНВД будет просто вынуждена уплачивать в отношении такой деятельности налоги в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с УСНО.
В принципе плательщики ЕНВД, не желающие применять иные режимы налогообложения, могут попробовать оговаривать оказание услуг по продвижению (выкладке) товара при заключении договоров поставки. При этом оплата данных услуг не должна выделяться: поставщики смогут оплачивать услуги по продвижению (выкладке) товаров благодаря некоторому снижению закупочных цен или предоставлению скидок.
А.Г.Александров
Эксперт журнала
"ЕНВД: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Подписано в печать
06.01.2008

Читайте также