Статья: Услуги по продвижению (выкладке) товара (Александров А.Г.) ("Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, n 1)
"Единый налог на вмененный доход:
бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N
1
УСЛУГИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ (ВЫКЛАДКЕ) ТОВАРА Сейчас очень широкое распространение получают так называемые услуги по продвижению (выкладке) товаров на рынке. Лучшими местами для оказания таких услуг являются объекты организации розничной торговли - магазины, поэтому услуги по продвижению товаров, как правило, оказывают розничные продавцы, а в роли заказчиков выступают их поставщики (оптовые продавцы или производители товаров). Поставщики (производители) товаров всегда заинтересованы в увеличении объемов продаж, в том числе путем продвижения новых видов товаров и освоения новых рынков (территорий). Однако чаще всего объекты организации розничной торговли, где происходит ознакомление покупателей с товарами и совершаются сделки розничной купли-продажи, не принадлежат поставщикам (производителям) товаров, и именно поэтому те вынуждены прибегать к услугам розничных продавцов. Состав услуг По мнению автора, в рамках деятельности по оказанию услуг, направленных на продвижение товаров, исполнитель - розничный продавец может взять на себя следующие обязательства: - обеспечить наличие товаров заказчика во всех принадлежащих ему объектах организации розничной торговли; - обеспечить определенную долю выкладки товаров заказчика в общем объеме выкладки аналогичных по свойствам товаров; - разместить товары заказчика в наиболее доступных для покупателей местах; - закрепить за товарами заказчика постоянные (дополнительные) места размещения на определенный срок; - обеспечить наличие определенного (минимально возможного) запаса товара в каждом объекте организации розничной торговли; - разместить в наиболее проходимых местах информацию о товарах заказчика; - разместить товары заказчика во всех объектах организации розничной торговли, которые будут открываться в период действия договора. В соответствии с ОКВЭД <1> некоторые виды услуг, предоставление которых возможно при осуществлении деятельности по продвижению (выкладке) товаров, являются составной частью розничной торговли: - код 5200120 - перемещение и выкладка товаров для розничной торговли; - код 5200122 - выкладка товаров для розничной торговли через прилавок; - код 5200123 - открытая выкладка товаров для розничной торговли в магазине; - код 5200141 - показ товара и дополнительное предложение сопутствующих товаров; - код 5200263 - выкладка товаров на экспозиционных стендах и витринах; - код 5200281 - показ товаров в действии; - код 5200283 - проведение дегустаций. -------------------------------- <1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. Вопросы налогообложения До недавнего времени специалисты контролирующих органов при определении налоговой базы по налогу на прибыль отказывались включать затраты на продвижение товаров, которые несли поставщики, в состав их расходов. При этом специалисты рассматривали услуги по продвижению (выкладке) товаров как составную часть розничной торговли, которую осуществляет не поставщик товаров, а розничный продавец (Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170). Одним из доводов в пользу мнения специалистов контролирующих органов можно считать то, что розничные продавцы осуществляют манипуляции с товарами, которые уже принадлежат им на праве собственности. Следует отметить, что такая позиция противоречила интересам не всех налогоплательщиков. В частности, розничные продавцы - плательщики ЕНВД могли не беспокоиться, что при оказании услуг по продвижению (выкладке) товаров им придется применять иные системы налогообложения. Однако Минфин внезапно изменил свою точку зрения и занял по данному вопросу иную, довольно неожиданную позицию. Так, Письмо Минфина России от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 содержит следующее разъяснение: если у поставщика (заказчика услуг по продвижению) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные действия розничного продавца (исполнителя) способствуют привлечению внимания к поставляемым им товарам, то такие действия можно рассматривать в качестве услуг по рекламе. В свою очередь, расходы на рекламу при надлежащем документальном подтверждении могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика (заказчика) в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ, то есть 1%. Данные выводы Минфина несколько невыгодны плательщикам ЕНВД, так как в дополнение к деятельности в сфере розничной торговли у них появляется деятельность в области рекламы товаров. Деятельность по рекламе товаров внутри объектов организации торговли под уплату ЕНВД подвести нельзя, поэтому налоги в отношении данного вида деятельности придется уплачивать в соответствии с иными режимами налогообложения (общего режима, УСНО). По мнению автора, для решения вопроса о налогообложении услуг по продвижению товаров большое значение будет иметь, каким образом оформлены отношения между исполнителем и заказчиком. Соглашение между розничным продавцом (исполнителем) и поставщиком (заказчиком) определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли на платной основе конкретных действий, призванных обеспечить создание обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика. Соглашение подобного рода может быть заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг либо являться составной частью сложного договора (в том числе договора поставки). В зависимости от договорных обязательств сторон услуги по продвижению (выкладке) товара можно будет рассматривать как составную часть процесса розничной торговли или как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В подтверждение этого вывода можно сослаться на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 11.12.2007 N 03-11-04/3/488. В данном Письме обращено особое внимание на то, что в случае оказания услуг по продвижению (выкладке) товаров на основе отдельных договоров организация - плательщик ЕНВД будет просто вынуждена уплачивать в отношении такой деятельности налоги в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с УСНО. В принципе плательщики ЕНВД, не желающие применять иные режимы налогообложения, могут попробовать оговаривать оказание услуг по продвижению (выкладке) товара при заключении договоров поставки. При этом оплата данных услуг не должна выделяться: поставщики смогут оплачивать услуги по продвижению (выкладке) товаров благодаря некоторому снижению закупочных цен или предоставлению скидок. А.Г.Александров Эксперт журнала "ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 06.01.2008 Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|