Вопрос: заказчик передал подрядчику материалы для выполнения строительно-монтажных работ. кто (заказчик или подрядчик) и в каком порядке должен включить их стоимость в стоимость строительно-монтажных работ? ("финансовая газета", 2011, n 1)

"Финансовая газета", 2011, N 1
 Вопрос: Заказчик передал подрядчику материалы для выполнения строительно-монтажных работ. Кто (заказчик или подрядчик) и в каком порядке должен включить их стоимость в стоимость строительно-монтажных работ?
 Ответ: В зависимости от условий заключенного договора в соответствии со ст. 704 ГК РФ работы могут выполняться как из материалов подрядчика, так и из материалов заказчика.
Согласно ст. 713 ГК РФ при выполнении работ из материалов заказчика подрядчик обязан использовать предоставленные заказчиком материалы экономно и расчетливо. После окончания работы он должен представить заказчику отчет об израсходованных материалах, а также возвратить их остаток. С согласия заказчика подрядчик вправе уменьшить цену работы с учетом стоимости остающихся у него неиспользованных материалов.
Для заказчика передача материалов в переработку не является реализацией, следовательно, их стоимость, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, не подлежит включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Стоимость переданных материалов, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ, не включается в облагаемую базу по НДС, так как передача материалов не является выполнением строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Налоговая база при производстве работ из материалов заказчика, согласно п. 5 ст. 154 НК РФ, определяется как стоимость их переработки.
Таким образом, в стоимость выполненных подрядчиком работ стоимость материалов не включается.
Материалы подлежат списанию на затраты по строительству объекта после принятия работ от подрядчика.
Рассмотрим порядок учета материалов, переданных в переработку подрядчику для выполнения строительно-монтажных работ на условном примере.
Пример. ООО "Альфа" заключило договор на выполнение ремонта принадлежащего ему объекта недвижимости с ЗАО "Бета". По условиям заключенного договора часть работ выполняется из материалов заказчика.
Допустим, что материалы, предназначенные для передачи подрядчику, приобретены на сумму 200 000 руб. Приобретение материалов в регистрах бухгалтерского учета ООО "Альфа" отражается записями:
Дебет 10, Кредит 60 - 200 000 руб. - отражено приобретение материалов от поставщика;
Дебет 19, Кредит 60 - 36 000 руб. - отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 36 000 руб. - НДС по приобретенным материалам принят к вычету.
Передача материалов подрядчику в переработку (без передачи права собственности на них) представляет собой только изменение места нахождения материалов, а не выбытие их с баланса организации, а также должна быть подтверждена накладной (по форме N М-11 или N М-15), подписанной материально ответственными лицами ООО "Альфа" и ЗАО "Бета" (передавшим и получившим материалы), и доверенностью ЗАО "Бета", дающей право ее работнику на получение именно этих материалов.
В регистрах бухгалтерского учета передача материалов отражается записью:
Дебет 10, субсчет "Материалы в переработке", Кредит 10, субсчет "Материалы на складе", - 200 000 руб.
Допустим, что стоимость работ по ремонту здания составила 500 000 руб., НДС - 90 000 руб.
Принятие результата работ от ЗАО "Бета" на основании акта по форме N КС-2 и справки по форме N КС-3 (или другого предусмотренного договором акта) отражается записями:
Дебет 23 (25, 26, 44), Кредит 60 - 500 000 руб. - приняты работы по ремонту объекта от подрядчика;
Дебет 19, Кредит 60 - 90 000 руб. - отражена сумма НДС со стоимости выполненных работ;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 19 - 90 000 руб. - принята к вычету сумма НДС.
В обязательном порядке от заказчика (как это предусмотрено ст. 713 ГК РФ) следует потребовать отчет об использовании материалов. Форма его никакими нормативными актами не предусмотрена, поэтому он может быть составлен в том виде, какой устроит как заказчика (ООО "Альфа"), так и подрядчика (ЗАО "Бета").
Если согласно отчету подрядчик израсходовал материалы, допустим, только на 170 000 руб., то именно эта сумма и подлежит отнесению на затраты по ремонту объекта, что будет отражено записью:
Дебет 23 (25, 26, 44), Кредит 10, субсчет "Материалы в переработке", - 170 000 руб.
Оптимально также, чтобы инженерно-технические службы заказчика подтвердили (также документом произвольной формы), что подрядчик использовал эти материалы в соответствии с нормами расхода (составили документ, представляющий собой, например, форму мини N М-29).
Остаток материалов может быть либо возвращен заказчику, либо остаться у подрядчика в собственности (с зачетом, например, в сумме оплаты выполненных работ).
В первом случае возврат материалов (по накладной) в регистрах бухгалтерского учета ООО "Альфа" отразится записью:
Дебет 10, субсчет "Материалы на складе", Кредит 10, субсчет "Материалы в переработке", - 30 000 руб.
Во втором случае заказчику (уже покупателю) реализуются неизрасходованные материалы, для чего ему выставляется счет на 35 400 руб. и счет-фактура на эту же сумму. При этом в бухгалтерском учете ООО "Альфа" делаются записи:
Дебет 62, Кредит 91, субсчет "Прочие доходы", - 35 400 руб. - отражена выручка от реализации материалов;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 5400 руб. - отражена сумма НДС по проданным материалам;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 10, субсчет "Материалы в переработке", - 30 000 руб. - списана стоимость материалов, оставшихся в собственности подрядчика;
Дебет 60, Кредит 62 - 35 400 руб. - стоимость оставшихся у подрядчика материалов зачтена в стоимости выполненных им работ.
С.Верещагин
Независимый эксперт по методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Подписано в печать
12.01.2011

Читайте также