РЕШЕНИЕ Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности"О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"(Принято в г. Астане 18.06.2004)
СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Астана, 18 июня 2004
года)
Совет коллективной безопасности
Организации Договора о коллективной
безопасности,
подтверждая
заинтересованность государств-членов в
обеспечении на коллективной основе
безопасности и стабильности в зоне
ответственности Организации Договора о
коллективной безопасности (далее -
Организация) и сопредельных регионах,
заявляя далее о приверженности целям и
принципам, закрепленным в Уставе ООН, а
также общепринятым нормам международного
права,
исходя из важности повышения
роли Организации в усилиях мирового
сообщества по предотвращению и
урегулированию конфликтных ситуаций в
мире,
учитывая имеющиеся у Организации
и ее государств-членов необходимый ресурс и
опыт в проведении миротворческих
операций,
решил:
1. Одобрить
представленную Генеральным секретарем
Организации Договора о коллективной
безопасности (далее - Генеральный
секретарь) Концепцию формирования и
функционирования механизма миротворческой
деятельности Организации Договора о
коллективной безопасности;
2. С учетом
изложенных в Концепции соображений и
рекомендаций поручить Постоянному Совету
при Организации совместно с Генеральным
секретарем и начальником Объединенного
штаба Организации подготовить до 1 октября
2004 г. пакет документов по нормативному и
организационному оформлению в рамках
Организации механизма миротворческой
деятельности, включая упомянутые в
Концепции проекты Положений и решений, и
представить их в установленном порядке на
рассмотрение Совета коллективной
безопасности.
Совершено в городе Астане 18
июня 2004 г. в одном подлинном экземпляре на
русском языке. Подлинный экземпляр
хранится в Секретариате Организации
Договора о коллективной безопасности,
который направит каждому государству-члену
Организации Договора о коллективной
безопасности его заверенную
копию.
(Подписи)
Приложение
Одобрена
Решением
Совета коллективной
безопасности
Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 18 июня 2004
года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
1. В основу положена
принципиальная линия государств-членов
ОДКБ на обеспечение коллективными усилиями
региональной и международной безопасности
в соответствии с Уставом ООН, решениями
Совета Безопасности ООН, общепризнанными
нормами международного права.
В
достижении этих целей государства-члены и
Организация в целом предполагают активное
участие в миротворческих
многокомпонентных операциях под эгидой
ООН, многонациональных и региональных
операциях с использованием вооруженных
сил, осуществляемых по решению Совета
Безопасности ООН, принятому в соответствии
с Уставом ООН для устранения угрозы миру,
нарушений мира или акта агрессии. Возможные
обязательства в рамках ОДКБ не сужают права
государств-членов на их участие в
деятельности других международных
организаций.
2. Государства-члены,
выстраивая механизм миротворческой
деятельности ОДКБ, считают ее
принципиально важным этапом раннего
обнаружения и своевременного
предотвращения политическими средствами
назревающих военно-политических кризисов и
военных конфликтов.
3. Государства-члены
исходят из того, что вероятность
возникновения конфликтов на основе
политических, экономических,
религиозно-этнических, территориальных и
других противоречий остается высокой, и их
надежное предотвращение и мирное
урегулирование без применения
миротворческих технологий представляется
практически невозможным. Участие
государств-членов в миротворческих
процессах имеет ключевое значение для
продвижения военно-политических позиций и
интересов как самих государств, так и ОДКБ в
целом в международных делах.
4. В
миротворческой деятельности
государства-члены ОДКБ руководствуются
положениями Устава ООН, нормами и
принципами международного и национального
права.
5. Заявляя о своем намерении
сформировать в рамках ОДКБ необходимый
миротворческий потенциал,
государства-члены считают целесообразным
сосредоточить эту деятельность на таком
спектре миротворческих операций как
операции по поддержанию мира (ОПМ) в их
традиционном контексте, проводимые в зонах,
имеющих важное стратегическое значение для
государств-членов ОДКБ.
При выполнении
своих функций персонал такого рода
операций имеет право применять оружие в
целях обеспечения безопасности и защиты от
любых посягательств на его жизнь и здоровье
в порядке осуществления неотъемлемого
права на самооборону: в случае попыток
насильственного отстранения персонала
операций от выполнения возложенных на него
функций, для отражения явного вооруженного
нападения террористических, диверсионных
групп и бандформирований, а также для их
задержания и для защиты гражданского
населения от насильственных посягательств
на их жизнь и здоровье в зоне
ответственности миротворческих сил, а
также в случаях участия в операциях ООН в
соответствии с утвержденным СБ ООН
мандатом.
6. Операции по поддержанию
мира предпринимаются с непосредственного
согласия вовлеченных в конфликт сторон,
осуществляются в духе беспристрастности,
при условии обеспечения безопасности
миротворческого контингента, их
нейтральности и открытости, признания
полномочий местных властей.
Участие
государств-членов в ОПМ носит
исключительно добровольный характер.
7.
Операции ОДКБ по поддержанию мира будут
осуществляться в строгом соответствии с
положениями Устава ООН. При этом будет
осуществляться предварительная
всесторонняя подготовительная работа. На
всех этапах могут быть использованы опыт,
специальные знания и ресурсы ООН и ОБСЕ,
других международных структур. ОДКБ может
обращаться к ним с просьбой о
предоставлении необходимых ресурсов в
целях оказания ей поддержки в
осуществлении своей деятельности по
поддержанию мира. Решения на этот счет
принимаются Советом коллективной
безопасности по рекомендации Советов
министров иностранных дел и обороны.
Действующий председатель Совета
коллективной безопасности ОДКБ будет
незамедлительно направлять исчерпывающую
информацию в Совет Безопасности ООН о
проводимых ОДКБ операциях по поддержанию
мира.
8. В своей миротворческой
деятельности ОДКБ будет опираться на
имеющиеся у государств-членов специально
подготовленные миротворческие
контингенты. Государства-члены, изъявившие
готовность участвовать в ОПМ, обмениваются
информацией о численности и составе своих
миротворческих формирований, имеющихся у
них вооружений и военной техники, а также
примут меры к их возможному
доукомплектованию в соответствии с заранее
согласованной программой в целях
достижения необходимой совместимости и
взаимодополняемости национальных
контингентов при проведении коллективных
миротворческих операций.
9.
Государства-члены рассмотрят возможность и
целесообразность формирования
Коллективных миротворческих сил (КМС). В их
состав войдут:
- объединенное
командование;
- боевые части
(подразделения);
- группы военных
наблюдателей;
- группа экспертов;
-
подразделения полиции (милиции);
- части
(подразделения) боевого, технического и
тылового обеспечения;
- другие органы и
подразделения, обеспечивающие выполнение
поставленных задач.
Имеется в виду, что
создаваемые в ОДКБ КМС могут быть
развернуты в зоне конфликта после принятия
политического решения.
Государства-члены исходят из того, что
национальные миротворческие подразделения
дислоцируются на своих территориях,
проходят подготовку по единым программам, в
т.ч. с учетом стандартов НАТО, оснащаются
едиными образцами вооружений и связи,
подчиняются национальному руководству,
принимают участие в регулярных совместных
учениях.
Численность и состав КМС, круг
возлагаемых на них задач, условия их
развертывания в зоне конфликта и порядок
выполнения ими миротворческих операций
определяются в отдельном Положении о КМС,
утвержденном Советом коллективной
безопасности.
10. Для проведения
мониторинга военно-политической ситуации в
зоне ответственности ОДКБ и других
регионах, информационно-аналитического
обеспечения ОПМ, подготовки предложений,
рекомендаций и проектов решений по
применению КМС и их отдельных элементов
создается Оперативная рабочая группа из
должностных лиц Секретариата и
Объединенного штаба ОДКБ при участии
членов Постоянного Совета при Организации -
Полномочных представителей
государств-членов. На Оперативную группу
возлагаются также организация
рекогносцировки в зоне развертывания КМС и
подготовка доклада о возможности и
целесообразности проведения ОПМ, их
объемах и сроках.
Задачи и функции
Оперативной рабочей группы
регламентируются отдельным Положением,
утверждаемым Советом коллективной
безопасности.
11. В целях обеспечения
боеготовности КМС, организации их учебы,
должной подготовки ОПМ и управления
действиями миротворческих частей
(подразделений) при их проведении создается
Орган управления, подконтрольный органам
ОДКБ. Его состав, задачи и функции
определяются отдельным Положением,
утверждаемым Советом коллективной
безопасности.
12. Государства-члены
поручат своим соответствующим
государственным органам разработать и
внести в установленном порядке на
рассмотрение Совета коллективной
безопасности предложения по финансовым
аспектам коллективного миротворчества,
включая порядок распределения затрат на
подготовку и проведение конкретных ОПМ
между государствами-членами.
13. Решение
о проведении операции по поддержанию мира
ОДКБ принимается Советом коллективной
безопасности по предложению СМИД и СМО на
основании решений государств-членов,
принимаемых в установленном порядке.
Совет коллективной безопасности
утверждает далее мандат ОПМ, назначает
Командующего КМС, а также Главу
миротворческой миссии, который по
поручению и от имени Совета коллективной
безопасности осуществляет политический
контроль за выполнением ОПМ, в т.ч. путем
непосредственного участия в политическом
урегулировании.
С согласия Совета
коллективной безопасности миротворческие
силы ОДКБ могут принимать участие в
операциях по поддержанию мира,
осуществляющихся на основе
соответствующей Резолюции СБ ООН.
14.
Каждое государство-член, имеющее резервное
соглашение с ООН, имеет право на
неограниченное участие своих
миротворческих контингентов в ОПМ по
мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя
о возможном своем участии Совет
коллективной безопасности.
В то же
время ОДКБ исходит из возможности
заключения коллективного резервного
соглашения с ООН при участии в нем
заинтересованных государств-членов. При
этом учитывается уже имеющаяся практика
ООН и закрепленное в ряде документов ООН
предпочтение для участия в ОПМ хорошо
структурированных многонациональных
формирований с необходимыми силами
обеспечения, созданных действующими на
коллективной основе государствами-членами.
Тем самым облегчается и стимулируется
использование с санкции Совета
Безопасности ООН национальных
формирований в миротворческих операциях
под флагом ООН и ОБСЕ.
15.
Государства-члены предпримут усилия к
гармонизации национального
законодательства по миротворчеству в
соответствии с принимаемым на этот счет
решением Совета коллективной
безопасности.