РЕШЕНИЕ Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности"О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"(Принято в г. Астане 18.06.2004)


СОВЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕШЕНИЕ
О КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
МЕХАНИЗМА МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(Астана, 18 июня 2004 года)
Совет коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности,
подтверждая заинтересованность государств-членов в обеспечении на коллективной основе безопасности и стабильности в зоне ответственности Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Организация) и сопредельных регионах,
заявляя далее о приверженности целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН, а также общепринятым нормам международного права,
исходя из важности повышения роли Организации в усилиях мирового сообщества по предотвращению и урегулированию конфликтных ситуаций в мире,
учитывая имеющиеся у Организации и ее государств-членов необходимый ресурс и опыт в проведении миротворческих операций,
решил:
1. Одобрить представленную Генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности (далее - Генеральный секретарь) Концепцию формирования и функционирования механизма миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности;
2. С учетом изложенных в Концепции соображений и рекомендаций поручить Постоянному Совету при Организации совместно с Генеральным секретарем и начальником Объединенного штаба Организации подготовить до 1 октября 2004 г. пакет документов по нормативному и организационному оформлению в рамках Организации механизма миротворческой деятельности, включая упомянутые в Концепции проекты Положений и решений, и представить их в установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности.
Совершено в городе Астане 18 июня 2004 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Секретариате Организации Договора о коллективной безопасности, который направит каждому государству-члену Организации Договора о коллективной безопасности его заверенную копию.
(Подписи)



Приложение
Одобрена
Решением
Совета коллективной
безопасности Организации
Договора о коллективной
безопасности
от 18 июня 2004 года
КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА
МИРОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА
О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. В основу положена принципиальная линия государств-членов ОДКБ на обеспечение коллективными усилиями региональной и международной безопасности в соответствии с Уставом ООН, решениями Совета Безопасности ООН, общепризнанными нормами международного права.
В достижении этих целей государства-члены и Организация в целом предполагают активное участие в миротворческих многокомпонентных операциях под эгидой ООН, многонациональных и региональных операциях с использованием вооруженных сил, осуществляемых по решению Совета Безопасности ООН, принятому в соответствии с Уставом ООН для устранения угрозы миру, нарушений мира или акта агрессии. Возможные обязательства в рамках ОДКБ не сужают права государств-членов на их участие в деятельности других международных организаций.
2. Государства-члены, выстраивая механизм миротворческой деятельности ОДКБ, считают ее принципиально важным этапом раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.
3. Государства-члены исходят из того, что вероятность возникновения конфликтов на основе политических, экономических, религиозно-этнических, территориальных и других противоречий остается высокой, и их надежное предотвращение и мирное урегулирование без применения миротворческих технологий представляется практически невозможным. Участие государств-членов в миротворческих процессах имеет ключевое значение для продвижения военно-политических позиций и интересов как самих государств, так и ОДКБ в целом в международных делах.
4. В миротворческой деятельности государства-члены ОДКБ руководствуются положениями Устава ООН, нормами и принципами международного и национального права.
5. Заявляя о своем намерении сформировать в рамках ОДКБ необходимый миротворческий потенциал, государства-члены считают целесообразным сосредоточить эту деятельность на таком спектре миротворческих операций как операции по поддержанию мира (ОПМ) в их традиционном контексте, проводимые в зонах, имеющих важное стратегическое значение для государств-членов ОДКБ.
При выполнении своих функций персонал такого рода операций имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону: в случае попыток насильственного отстранения персонала операций от выполнения возложенных на него функций, для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и бандформирований, а также для их задержания и для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на их жизнь и здоровье в зоне ответственности миротворческих сил, а также в случаях участия в операциях ООН в соответствии с утвержденным СБ ООН мандатом.
6. Операции по поддержанию мира предпринимаются с непосредственного согласия вовлеченных в конфликт сторон, осуществляются в духе беспристрастности, при условии обеспечения безопасности миротворческого контингента, их нейтральности и открытости, признания полномочий местных властей.
Участие государств-членов в ОПМ носит исключительно добровольный характер.
7. Операции ОДКБ по поддержанию мира будут осуществляться в строгом соответствии с положениями Устава ООН. При этом будет осуществляться предварительная всесторонняя подготовительная работа. На всех этапах могут быть использованы опыт, специальные знания и ресурсы ООН и ОБСЕ, других международных структур. ОДКБ может обращаться к ним с просьбой о предоставлении необходимых ресурсов в целях оказания ей поддержки в осуществлении своей деятельности по поддержанию мира. Решения на этот счет принимаются Советом коллективной безопасности по рекомендации Советов министров иностранных дел и обороны.
Действующий председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ будет незамедлительно направлять исчерпывающую информацию в Совет Безопасности ООН о проводимых ОДКБ операциях по поддержанию мира.
8. В своей миротворческой деятельности ОДКБ будет опираться на имеющиеся у государств-членов специально подготовленные миротворческие контингенты. Государства-члены, изъявившие готовность участвовать в ОПМ, обмениваются информацией о численности и составе своих миротворческих формирований, имеющихся у них вооружений и военной техники, а также примут меры к их возможному доукомплектованию в соответствии с заранее согласованной программой в целях достижения необходимой совместимости и взаимодополняемости национальных контингентов при проведении коллективных миротворческих операций.
9. Государства-члены рассмотрят возможность и целесообразность формирования Коллективных миротворческих сил (КМС). В их состав войдут:
- объединенное командование;
- боевые части (подразделения);
- группы военных наблюдателей;
- группа экспертов;
- подразделения полиции (милиции);
- части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения;
- другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
Имеется в виду, что создаваемые в ОДКБ КМС могут быть развернуты в зоне конфликта после принятия политического решения.
Государства-члены исходят из того, что национальные миротворческие подразделения дислоцируются на своих территориях, проходят подготовку по единым программам, в т.ч. с учетом стандартов НАТО, оснащаются едиными образцами вооружений и связи, подчиняются национальному руководству, принимают участие в регулярных совместных учениях.
Численность и состав КМС, круг возлагаемых на них задач, условия их развертывания в зоне конфликта и порядок выполнения ими миротворческих операций определяются в отдельном Положении о КМС, утвержденном Советом коллективной безопасности.
10. Для проведения мониторинга военно-политической ситуации в зоне ответственности ОДКБ и других регионах, информационно-аналитического обеспечения ОПМ, подготовки предложений, рекомендаций и проектов решений по применению КМС и их отдельных элементов создается Оперативная рабочая группа из должностных лиц Секретариата и Объединенного штаба ОДКБ при участии членов Постоянного Совета при Организации - Полномочных представителей государств-членов. На Оперативную группу возлагаются также организация рекогносцировки в зоне развертывания КМС и подготовка доклада о возможности и целесообразности проведения ОПМ, их объемах и сроках.
Задачи и функции Оперативной рабочей группы регламентируются отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности.
11. В целях обеспечения боеготовности КМС, организации их учебы, должной подготовки ОПМ и управления действиями миротворческих частей (подразделений) при их проведении создается Орган управления, подконтрольный органам ОДКБ. Его состав, задачи и функции определяются отдельным Положением, утверждаемым Советом коллективной безопасности.
12. Государства-члены поручат своим соответствующим государственным органам разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Совета коллективной безопасности предложения по финансовым аспектам коллективного миротворчества, включая порядок распределения затрат на подготовку и проведение конкретных ОПМ между государствами-членами.
13. Решение о проведении операции по поддержанию мира ОДКБ принимается Советом коллективной безопасности по предложению СМИД и СМО на основании решений государств-членов, принимаемых в установленном порядке.
Совет коллективной безопасности утверждает далее мандат ОПМ, назначает Командующего КМС, а также Главу миротворческой миссии, который по поручению и от имени Совета коллективной безопасности осуществляет политический контроль за выполнением ОПМ, в т.ч. путем непосредственного участия в политическом урегулировании.
С согласия Совета коллективной безопасности миротворческие силы ОДКБ могут принимать участие в операциях по поддержанию мира, осуществляющихся на основе соответствующей Резолюции СБ ООН.
14. Каждое государство-член, имеющее резервное соглашение с ООН, имеет право на неограниченное участие своих миротворческих контингентов в ОПМ по мандату ООН или под эгидой ОБСЕ, информируя о возможном своем участии Совет коллективной безопасности.
В то же время ОДКБ исходит из возможности заключения коллективного резервного соглашения с ООН при участии в нем заинтересованных государств-членов. При этом учитывается уже имеющаяся практика ООН и закрепленное в ряде документов ООН предпочтение для участия в ОПМ хорошо структурированных многонациональных формирований с необходимыми силами обеспечения, созданных действующими на коллективной основе государствами-членами. Тем самым облегчается и стимулируется использование с санкции Совета Безопасности ООН национальных формирований в миротворческих операциях под флагом ООН и ОБСЕ.
15. Государства-члены предпримут усилия к гармонизации национального законодательства по миротворчеству в соответствии с принимаемым на этот счет решением Совета коллективной безопасности.

<ОБМЕН ПИСЬМАМИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США ОБ ОБМЕНЕ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОРТОВЫХ ПРОЦЕДУР И ДРУГИХ СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ ВОПРОСОВ В СВЯЗИ С ПОДПИСАНИЕМ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ МОРСКОГО СУДОХОДСТВА>(Вместе с "ПАМЯТНОЙ ЗАПИСКОЙ О ПРОЦЕДУРАХ ЗАХОДА И ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ В ПОРТАХ СССР")(Состоялся в г. Москве 29.12.1975)  »
Международное законодательство »
Читайте также