"ПРАВИЛА ВЗАИМОРАСЧЕТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫМИ ВАГОНАМИ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ СООБЩЕНИИ"(Утверждены 04.06.1993 на 8-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ)
Утверждены
на восьмом заседании
Совета
по железнодорожному
транспорту
4 июня 1993 года
ПРАВИЛА
ВЗАИМОРАСЧЕТОВ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫМИ
ВАГОНАМИ
В МЕЖГОСУДАРСТВЕННОМ
СООБЩЕНИИ
I. Общие положения
1.1.
Пользование парком грузовых вагонов
осуществляется на основе согласованной
технологии работы, базирующейся на графике
движения, плане формирования грузовых
поездов и предусматривающей свободное их
обращение на железных дорогах государств -
участников Соглашения о принципах
совместного использования грузовых
вагонов в межгосударственном сообщении.
1.2. Вагоны могут использоваться для
перевозки внутри государства, в
межгосударственном сообщении, включая
страны, не вошедшие в Соглашение о
совместном использовании грузовых
вагонов.
1.3. К перевозкам как внутри
государства, так и за его пределы
допускаются вагоны, принадлежащие
железнодорожным администрациям, а также
собственные вагоны предприятий и
организаций, имеющие право выхода на пути
общего пользования (далее "собственные").
В межгосударственном сообщении могут
следовать только исправные вагоны,
соответствующие техническим,
технологическим и другим нормативным
документам, согласованным
железнодорожными администрациями
государств - участников Соглашения.
1.4.
По межгосударственным стыковым пунктам
вагоны могут передаваться в груженом и
порожнем состоянии. К передаче
предъявляются только осмотренные и
признанные дорогами годными в техническом
и коммерческом отношении вагоны в
соответствии с действующими нормативными
документами.
1.5. Грузовые поезда должны
подводиться к межгосударственному
стыковому пункту в соответствии с
утвержденным Советом графиком движения,
планом формирования, порядком направления
вагонопотоков и согласованным
сменно-суточным планом поездной работы
между смежными железными дорогами.
1.6.
Железнодорожная администрация не вправе
отказать в приеме груженых вагонов,
следующих по установленным направлениям
вагонопотоков, если нет конвенционных
запрещений, признанных исправными по
действующим положениям, порожних,
возвращаемых к месту приписки для плановых
видов ремонта, а также исправных порожних в
пределах установленных норм и
регулировочных заданий, согласованных
Дирекцией Совета.
1.7. Железнодорожная
администрация вправе отказать в приеме
вагонов:
неисправных, с негабаритным
грузом или грузом, требующим особых условий
пропуска и отсутствия согласованного
разрешения, без документов, с неправильной
или искаженной нумерацией;
арендованных и собственных вагонов, не
имеющих разрешения на курсирование, а также
вагонов, номера которых отсутствуют в
картотеке ГВЦ МПС России.
1.8. Выдача
разрешений на курсирование собственных
вагонов при обращении их по железным
дорогам одного государства производится
соответствующей железнодорожной
администрацией, а в межгосударственном
сообщении - Дирекцией Совета по
согласованию с причастными
железнодорожными администрациями.
Дирекция Совета производит документальное
оформление разрешения, а ЦД МПС РФ
осуществляет в течение 7 дней присвоение
номеров на все вагоны с передачей по
каждому вагону информации ГВЦ МПС РФ для
ведения общей картотеки и отражения в
отчетности.
II. Установление квот для
взаиморасчетов
2.1. Перевозки грузов
каждой железнодорожной администрацией
должны осуществляться, как правило, парком
вагонов в пределах установленной для нее
квоты.
Квота для каждой железнодорожной
администрации представляет сумму парков
вагонов собственности государства -
участника Соглашения (по родам),
выделенного из инвентаря парка бывшего МПС
СССР, и парка собственных вагонов (по родам),
определенного по согласованным долям.
2.2. Все изменения в парке вагонов,
происшедшие в течение отчетного месячного
периода, в том числе исключение из парка,
переоборудование в другой род вагонов,
передача в собственность предприятиям и
организациям, прекращение использования на
путях общего пользования, приобретение
вновь, перенумерация в соответствии с
действующим порядком, железнодорожные
администрации не позднее 22 числа текущего
месяца передают телеграммой или сообщением
в ГВЦ МПС РФ по каждому номеру вагона с
последующим подтверждением
соответствующими первичными
документами.
ГВЦ МПС РФ на основании
этих данных вносит соответствующие
коррективы в квоты и до 25 числа текущего
месяца сообщает их на предстоящий месяц
Дирекции Совета за подписью руководства
ГВЦ.
Дирекция Совета через ГВЦ МПС РФ
передает квоты железнодорожным
администрациям, как норматив для
взаиморасчетов.
Для документального
подтверждения данных об изменении квоты,
переданных по телеграфу, железнодорожные
администрации представляют до 22 числа
следующего месяца Дирекции Совета для
осуществления финансовых расчетов копии
первичных документов формы: ВУ-4, ВУ-10, ВУ-12,
ВУ-70.
В случае непредставления
указанных документов Дирекция Совета через
ГВЦ МПС РФ восстанавливает для
взаиморасчетов квоты без этих
изменений.
III. Учет вагонного парка для
взаиморасчетов
3.1. Фактическое наличие
вагонов на территории каждой
железнодорожной администрации
определяется как сумма по существующим
учетным категориям, в том числе находящихся
на железных дорогах государств, не вошедших
в Соглашение о совместном использовании
грузовых вагонов (третьих стран),
новостройках, подъездных путях, включая и
собственные вагоны.
3.2. Учет ведется
балансовым методом по состоянию на 18 часов
московского времени.
На железных
дорогах, где отчетный час не совпадает с 18.00
московского времени, подсчитывается
наличие вагонов и на учетный час.
Учет
наличия, приема и передачи вагонов
производится посуточно на основе
действующего "Отчета о переходе поездов,
грузовых вагонов и контейнеров между
дорогами и отделениями железных дорог и
обмена с морским и речным транспортом" -
форма ДО-1.
Порядок заполнения и
представления отчета формы ДО-1
осуществляется в соответствии с
действующей инструкцией по ее ведению.
Возвращаемые из-за неприема для
дальнейшего следования вагоны учитываются
обеими сторонами как в числе сдаваемых, так
и принятых вагонов, т.е. на общих
основаниях.
Первичным документом для
заполнения данной формы с использованием
средств ЭВМ является натурный лист поезда
формы ДУ-1 со следующими дополнениями на
оборотной стороне:
подпись агента
принимающей железной дороги государства -
участника Соглашения и штемпель станции. На
пограничных переходах, где задействована
система автоматизированного рабочего
места агента станции передачи вагонов (АРМ
СПВ) первичным документом для заполнения
отчета формы ДО-1 является специально
составляемая передаточная поездная
ведомость.
3.3 Станция учета передачи
вагонов после сверки состава с
предварительно поступившим натурным
листом сообщает в ИВЦ своей дороги
соответствие состава ранее поступившему
натурному листу, а при необходимости вносит
в него коррективы. Откорректированный
натуральный лист поезда с ИВЦ дороги сдачи
передается в ИВЦ дороги приема, который
после сверки со своей станцией, дает
подтверждение ИВЦ сдающей дороги о
фактическом приеме вагонов. Выверенные
таким образом данные по передаче вагонов со
станции учета не позднее 21 числа
Московского времени передаются в ИВЦ своей
дороги, который ведет учет и передачу в ГВЦ
МПС РФ данных об обмене между дорогами. ИВЦ
подтверждает станции время и полноту
полученных данных. При этом не должно быть
расхождений в количестве сданных одной
стороной и принятых другой стороной
вагонов по межгосударственному стыку в
каждом направлении следования вагонов.
3.4. ИВЦ дорог или железнодорожных
администраций до 24 часов следующих за
отчетными суток на основе согласованных
данных обмена стыковых станций передают
ГВЦ МПС РФ информацию об обмене вагонами в
целом по железнодорожной администрации по
программе отчета формы ДО-1.
ГВЦ МПС РФ
обеспечивает прием указанных данных и дает
подтверждение о времени получения их,
полноте и сбалансированности.
Железнодорожная администрация несет
материальную ответственность за
своевременность, полноту и достоверность
переданных данных.
За каждый час
просрочки в представлении данных
железнодорожная администрация переводит в
резервный фонд Совета штраф в размере 50 тыс.
рублей.
При задержке передачи
информации более 3-х часов ГВЦ МПС РФ
принимает к расчетам данные смежной
железной дороги.
В случае отсутствия
информации об обмене от принимающей и
сдающей стороны по непреодолимым причинам
ГВЦ МПС РФ информирует об этом Дирекцию
Совета и общий баланс по железнодорожным
администрациям составляет с
использованием данных о переходе вагонов
за предшествующие потере связи сутки с
последующей корректировкой по
фактическому обмену.
Во всех остальных
случаях данные в неполном объеме от
железнодорожных администраций не
принимаются и рассматриваются как задержка
в их представлении с соответствующей
санкцией.
Выявленные и документально
оформленные Дирекцией Совета случаи
искажения информации о вагонных парках, в
т.ч. влияющие на определение квот, влекут за
собой материальную ответственность
железнодорожной администрации в размере
удвоенной платы за вагоно-сутки для данного
рода вагонов с момента допущенного
нарушения, но не более чем за один год по
действующей на момент выявления ставке.
При этом одна часть направляется на
взаиморасчеты за пользование вагонами, а
вторая - в резервный фонд Совета по
железнодорожному транспорту для развития и
совершенствования АСУ вагонным парком при
совместном его использовании <*>.
--------------------------------
<*> Фонд Совета по
железнодорожному транспорту используется
по решению Совета на указанные и другие
общие цели.
3.5. ГВЦ МПС РФ ежесуточно, на
основе полученных данных отчета ДО-1 от ИВЦ,
определяет изменение парка по родам
вагонов в целом по железным дорогам
железнодорожной администрации и по сети,
обеспечивая полную их сбалансированность и
представляет итоговую информацию в
Дирекцию Совета и железнодорожным
администрациям до 8.00 следующих за
отчетными суток за подписью руководства.
Итоговая информация представляется по
форме приложения 1 (не приводится). Дирекция
Совета подтверждает время получения и
полноту информации. За несвоевременное
представление информации Дирекции Совета
на ГВЦ МПС РФ налагается штраф в размере 50
тыс. рублей за 1 час просрочки,
перечисляемый в резервный фонд Совета.
Информация, представленная ГВЦ МПС не в
полном объеме, за исключением
непреодолимых причин, за период до
исправления рассматривается как задержка с
соответствующими санкциями.
3.6. В
случаях явлений стихийного характера
(землетрясения, наводнения, лесные пожары и
ураганы), вызвавших неприем поездов,
железнодорожная администрация до
окончания отчетных суток информирует в
форме оперативного уведомления Дирекцию
Совета и смежные железнодорожные
администрации о размерах ограничения
приема и сдачи поездов по номерам.
Диспетчер после регистрации в журнале
строгого учета и уточнения обоснованности
уведомления передает номера и индексы
поездов в ГВЦ МПС РФ для подсчета по
натурным листам поездов количества в них
вагонов, в том числе по родам. ГВЦ МПС РФ
представляет до 8.00 в Дирекцию Совета
справку о количестве вагонов по родам,
задержанных из-за неприема по форме
приложения 1 (не приводится). Данные,
указанные в справке, подтверждаются
руководством Дирекции Совета для принятия
к взаиморасчетам.
3.7. Вагоны,
погруженные назначением на станции, на
которые объявлены конвенционные
запрещения, не должны приниматься с дороги
погрузки по межгосударственным стыковым
пунктам смежной с ней дороги. При этом
конвенционные запрещения объявляются не
позднее, чем за трое суток до начала их
действий. Информация об установлении
конвенционных запрещений Дирекцией Совета
передается ИВЦ причастных дорог и ГВЦ МПС
РФ. ГВЦ МПС РФ по данным натурных листов на
поезда определяет количество задержанных
по этой причине вагонов и сводные данные
ежесуточно до 8.00 передает Дирекции Совета
для учета во взаиморасчетах по форме
приложения 1 (не приводится).
3.8. При
отказе от согласованного приема и вывоза
поездов, за исключением случаев,
предусмотренных пунктами 3.6., 3.7.,
железнодорожная администрация, на которой
задержаны поезда, до 19.00 информирует в форме
оперативного уведомления о номерах
задержанных поездов Дирекцию Совета и
смежную железнодорожную администрацию.
Диспетчер, после регистрации в журнале
строгого учета и уточнения обоснованности
уведомления, передает номера поездов в ГВЦ
МПС РФ для подсчета по натурным листам
поездов количества в них вагонов, в том
числе по родам, которые во взаиморасчетах
относятся на железнодорожную
администрацию (дорогу), не обеспечивающую
прием. ГВЦ МПС РФ представляет до 8.00 в
Дирекцию Совета справку о количестве
вагонов по родам, задержанных из-за
неприема, в приложении 1 (не приводится).
Данные, указанные в справке, подтверждаются
руководством Дирекции Совета для принятия
к взаиморасчетам.
IV. Взаиморасчеты за
пользование грузовыми вагонами
4.1.
Железнодорожные администрации государств -
участников Соглашения пользуются вагонами
без оплаты, если количество используемых
ими вагонов не превышает их квоты.
За
пользование подвижным составом,
превышающим квоту, железнодорожная
администрация государства - участника
Соглашения вносит плату по единым ставкам
за вагоно-сутки в рублях (или других
валютных единицах на основе
межправительственных соглашений),
утвержденным Советом. При наличии парка
ниже квоты железнодорожные администрации
получают указанную плату. Взаиморасчеты
осуществляются по родам вагонов.
4.2. На
переходный период 1993 г., до завершения
внедрения автоматизированной системы
пономерного учета передачи вагонов и
слежения за ними по межгосударственным
стыковым пунктам, взаиморасчеты за
пользование вагонами осуществляются на
основе общего наличия, в том числе по родам,
включая собственные вагоны.
4.3.
Железнодорожные администрации государств -
участников Соглашения освобождаются
полностью или частично от внесения платы за
пользование вагонами в случаях
невозможности передачи вагонов по причинам
явлений стихийного характера в
соответствии с п. 3.6.
При этом, если на
железнодорожной администрации, на которой
произошло стихийное бедствие, имеется
избыток парка к квоте, то она освобождается
от платы за не сданный только по этой
причине парк. В случае недостатка - ей не
начисляется плата за вагоны, которые она не
приняла от соседней дороги.
При
задержке вагонов больше чем их недостаток
до квоты на дороге, не обеспечивающий прием
поездов из-за явлений стихийного характера,
разность между недостатком парка и
количеством задержанных вагонов
распределяется между всеми
железнодорожными администрациями в
соответствии с их долями в общем парке
вагонов государств - участников Соглашения.
Таким же порядком распределяется избыток
парка вагонов,