"МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"(Принят в г. Санкт-Петербурге 04.12.2004 Постановлением 24-14 на 24-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
на двадцать четвертом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств-участников СНГ
(Постановление N 24-14
от 4 декабря 2004
года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Настоящий Закон в
соответствии с конституцией страны
определяет государственную политику в
сфере внешкольного образования, ее
правовые, социально-экономические, а также
организационные, образовательные и
воспитательные основы.
Раздел I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Определение
терминов. Для целей настоящего Закона
употребляются следующие термины:
Статья 3.
Задачи настоящего Закона. Задачами
настоящего Закона являются:
Статья 5. Структура
внешкольного образования. Структуру
внешкольного образования
составляют:
Статья 6. Получение
внешкольного образования. 1. Воспитанники,
учащиеся и слушатели имеют право на
получение внешкольного образования в
соответствии с их способностями,
одаренностью, вкусами и интересами.
Статья 8. Основные
задачи внешкольного образования. Основными
задачами внешкольного образования
являются:
Статья 9. Основные принципы
государственной политики в сфере
внешкольного образования. 1.
Государственная политика в сфере
внешкольного образования осуществляется
на принципах:
Статья 10. Органы
управления внешкольным образованием. 1.
Центральные и местные органы
исполнительной власти, в сфере управления
которых находятся внешкольные учебные
учреждения и которые занимаются
деятельностью в сфере внешкольного
образования, осуществляют управление
деятельностью указанных учебных
учреждений независимо от подчинения, типов
и форм собственности.
Статья
11. Государственный контроль за
деятельностью внешкольных учебных
учреждений. 1. Государственный контроль за
деятельностью внешкольных учебных
учреждений независимо от подчинения, типов
и форм собственности осуществляется с
целью реализации единой государственной
политики в сфере внешкольного образования
и обеспечивается специально
уполномоченным центральным органом
исполнительной власти в области
образования, другими центральными органами
исполнительной власти, в сфере управления
которых находятся внешкольные учебные
учреждения, областными, городскими,
районными государственными
администрациями и подчиненными им органами
управления, в сфере управления которых
находятся внешкольные учебные учреждения,
органами местного самоуправления.
Статья 12. Управление
и общественное самоуправление
внешкольного учебного учреждения. 1.
Руководство внешкольным учебным
учреждением осуществляет его директор.
Коллегиальным органом управления
внешкольным учебным учреждением является
педагогический совет, полномочия которого
определяются положением о внешкольных
учебных учреждениях.
Статья 13. Внешкольное
учебное учреждение. 1. Внешкольное учебное
учреждение по своим
организационно-правовым формам может быть
государственной, коммунальной или частной
формы собственности.
Статья 14. Устав внешкольного
учебного учреждения. 1. Внешкольное учебное
учреждение признается юридическим лицом со
дня регистрации его устава.
Статья 15. Создание, реорганизация и
ликвидация внешкольного учебного
учреждения. 1. Порядок создания,
реорганизации и ликвидации внешкольных
учебных учреждений утверждается
правительством страны.
Статья 16. Основные
направления внешкольного образования.
Внешкольное образование во внешкольных
учебных учреждениях может осуществляться
по следующим направлениям:
Статья
17. Планирование деятельности внешкольного
учебного учреждения. 1. Внешкольное учебное
учреждение работает по годовому плану
работы, согласованному с соответствующим
органом исполнительной власти, реализует
основные направления своей деятельности с
учетом особенностей
социально-экономического развития региона,
интересов воспитанников, учащихся и
слушателей, потребностей семьи, запросов
других учебных заведений, молодежных и
детских общественных организаций.
Статья 18.
Продолжительность занятий и режим работы
внешкольного учебного учреждения. 1.
Продолжительность занятий во внешкольном
учебном учреждении определяется учебными
планами и программами с учетом
психофизиологического развития и
допустимой нагрузки для разных возрастных
категорий и составляет для воспитанников,
учащихся и слушателей в возрасте от 5 до 6
лет - 30 минут, в возрасте от 6 до 7 лет - 35
минут, старше - 45 минут.
Статья 19. Формы
организации внешкольного образования. 1.
Внешкольное образование осуществляется
дифференцированно в соответствии с
индивидуальными возможностями, интересами,
наклонностями, способностями
воспитанников, учащихся и слушателей с
учетом их возраста, психофизических
особенностей, состояния здоровья в
разнообразных организационных формах:
занятие, кружковая работа, клубная работа,
урок, лекция, индивидуальное занятие,
конференция, семинар, чтение, викторина,
концерт, соревнование, тренировка,
репетиция, поход, экскурсия, экспедиция,
практическая работа в лабораториях,
мастерских, теплицах, на научно-опытных
земельных участках, на
сельскохозяйственных и промышленных
предприятиях, на природе - и в других формах,
предусмотренных уставом внешкольного
учебного учреждения.
Статья 20. Участники
учебно-воспитательного процесса во
внешкольном учебном учреждении.
Участниками учебно-воспитательного
процесса во внешкольном учебном учреждении
являются:
Статья 21.
Права, обязанности и социальная защита
воспитанников, учащихся и слушателей
внешкольного учебного учреждения. 1. Права и
обязанности воспитанников, учащихся и
слушателей внешкольного учебного
учреждения определяются конституцией
страны, законом об образовании, настоящим
Законом и иными нормативно-правовыми
актами.
Статья 22.
Педагогические работники внешкольного
учебного учреждения. 1. Педагогическим
работником внешкольного учебного
учреждения должно быть лицо с высокими
моральными качествами, физическое и
психическое состояние здоровья которого
позволяет выполнять профессиональные
обязанности во внешкольных учебных
учреждениях, имеющее высшее педагогическое
или другое профессиональное образование и
надлежащий уровень профессиональной
подготовки, осуществляющее педагогическую
деятельность, обеспечивающее
результативность и качество своей работы.
Педагогическим работником внешкольного
учебного учреждения может быть также
народный умелец с высокими моральными
качествами при условии обеспечения
надлежащей результативности
учебно-воспитательного процесса.
Статья 23.
Педагогическая нагрузка педагогических
работников внешкольного учебного
учреждения. 1. Педагогическая нагрузка
руководителей кружков, секций, студий,
клубов, творческих объединений
внешкольного учебного учреждения
независимо от подчинения, типа и формы
собственности включает 18 учебных часов в
течение учебной недели, что составляет
тарифную ставку, а также другие виды
педагогической деятельности в следующем
соотношении к тарифной ставке:
Статья 24.
Трудовые отношения в системе внешкольного
образования. Трудовые отношения в системе
внешкольного образования регулируются
законодательством страны, законом об
образовании, настоящим Законом и иными
нормативно-правовыми актами.
Статья
25. Подготовка и повышение квалификации
педагогических